К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, 8(495)699-0956; strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
Престол Страстного монастыря во имя
В Страстном монастыре к моменту его закрытия
- 5 престолов в Страстном соборе: Страстной иконы Божией Матери,
Ил.1 Схема генплана Страстного монастыря 1911-1937 гг.
Престол прпп. Антония и Феодосия Печерских размещался в храме, пристроенном к новой трапезной, расположенной в полосе застройки Страстного монастыря вдоль южной его границы со стороны Страстного проезда.
Ил.2 Схема плана трапезной с храмом во имя
Ил.3 Фасад трапезной с храмом со стороны территории монастыря, проект
Это был самый поздний престол в монастыре, получивший посвящение киевским святым по причине совпадения по времени освящения храма и празднования страной 250-летия воссоединения Украины с Россией, произошедшего в 1654 году, в год основания Страстного монастыря.
Дата основания монастыря во имя Страстной иконы Божией Матери царём Алексеем Михайловичем Романовым у стен Белого города в 1654 году соприкасается с важнейшей исторической датой воссоединения Украины с Россией.
Ил.4 Трапезная с кельями и пристроенным храмом Антония и Феодосия Печерских
Об этой связи посвящения храма именно киевским святым говорит факт практически одновременного освящения храма во имя прпп. Антония и Феодосия Печерских и также при новой трапезной в Киево – Печерской лавре в 1895 году (Ил.5).
Ил.5 Трапезная церковь во имя прпп. Антония и Феодосия Печерских
Нужно сказать, что трапезный храм расписывали и украшали с 1902 по 1910 годы. И выполнять отделочные работы пригласили известного архитектора - академика из России Алексея Щусева. Используя технику декоративного орнамента, ему удалось создать уникальные композиции. Художники-исполнители шли за своим мэтром и достойно воплотили идеи в жизнь. Он же спроектировал уникальный иконостас из разноцветного мрамора.1)
Ил.6 Закладной камень монументу в честь 300-летия воссоединения
Ныне вокруг Закладного камня чисто и благоустроено, а сам камень, хотя и находится в запущенном состоянии, продолжает хранить память об историческом факте воссоединения народов России и Украины. Реальным тому свидетельством также является стоящий на Привокзальной площади Киевского вокзала в Киеве храм св. вмч. Георгия Победоносца (Ил.7).
Ил.7 Храм св. вмч. Георгия Победоносца на площади
В 2012 году энтузиасты из общественного движения за возрождение храма Богоявления Господня в Дорогомилово и МГО ВООПИиК инициировали возведение храма во имя Российско – Украинской дружбы в сквере на месте Закладного камня, но разработанное ими проектное предложение не было поддержано местной властью (Ил.8).
Ил.8 Общий вид площади Киевского вокзала в Москве с храмом Российско – Украинской дружбы
Совпадение казалось бы неравных по значению дат основания Страстного монастыря и воссоединения Украины с Россией, знаменательно по схожести их исторических судеб.
Ил.9 Страстная икона Божией Матери
Страстная икона, написанная на Афоне в Пантелеймоновском монастыре, прославилась многими чудесами и по приглашению храмов других епархий УПЦ традиционно путешествовала по всей Украине. Навещала и Крым, ныне возвращённый России, и Москву. Но в день престольного праздника 26 августа обязательно возвращалась домой в Отченашевку. Кстати напомнить, что это день принесения в Москву Страстной иконы, установленный, как праздник Страстного монастыря, Михаилом Фёдоровичем ещё в 1641 году. Вот такие знаменательные совпадения.
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, 8(495)699-0956; strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
Престол Страстного монастыря во имя
Страстная икона Божией Матери
Ил.1 Схема генплана Страстного монастыря 1911-1937 гг.
Страстной собор построен в 1646 году по воле царя Михаила Фёдоровича Романова для чудотворной Страстной иконы Божией Матери, им же принесённой в Москву в 1641 году. После кончины царя его сын царь Алексей Михайлович
достроил собор, а в 1654 году основал при нём девичий Страстной монастырь с главным престолом в нём Страстной иконы Божией Матери.
Ил.2 План 2-го этажа собора 1646 г. с престолом Страстной иконы Божией Матери
О Страстной иконе Божией Матери
Особенностью Страстной иконы является изображение по сторонам Лика Богородицы двух Ангелов, Гавриила и Михаила, с орудиями Крестных страданий Спасителя (Ил.1). В этом образе заложен глубокий сакральный смысл – икона Страстная символизировала Великую Страстную седмицу перед Воскресением Христовым и была издавна почитаема государями и народом.
Рис.3 Фрагмент иконостаса в соборе со Страстной иконой
Ил.4 Страстная икона в окладе в иконостасе
Исторически прослеживается связь далёкого от столичного града Москвы села Палец, родовой обители Страстной иконы, с Московским Страстным монастырём, построенным за чертой Белого города, потом оказавшимся на самой оживлённой Страстной (ныне Пушкинской) площади.
Ил.5 Общий вид восстанавливаемого храма Одигитрии
Ил.6 Страстная икона Божией Матери перв. трети XVIII века
Встаёт вопрос: почему Пресвятая Богородица поручает болящей и грешной женщине именно из села Палец, где находилась вотчина князя, родственника первого царя Дома Романовых, идти и разыскивать где-то в Нижнем Новгороде Страстную икону? Ведь с XII века известны иконы этого образа, а в Зачатьевском храме в Зарядье хранилась почитаемая царями «Страстная» икона, уцелевшая в пожаре и поставленная здесь в царствование Иоанна Грозного.1)
Ил.7 План 1773 г. местности Земляного города со Страстным монастырём
Страстной монастырь был единственный в России с посвящением Страстной иконе Божией Матери. Можно сказать, Страстная икона, пришедшая в Москву в 1641 году, как и Страстной монастырь, имели государственное значение.
Рис.8 Страстная икона и плакат ЦАМа на фасаде колокольни
Вплоть до середины XX века существовало множество предложений и проектов застройки территории монастыря и разрушения фундаментов его строений в начале XXI века ради возведения в подземном пространстве Пушкинской площади торгово – развлекательного комплекса. Однако этого не случилось из-за высокой духовной значимости монастыря. Возможно, и по причине сохранности самой Страстной иконы, спасённой в храме Воскресения Христова в Сокольниках и продолжавшей служить людям в соответствии со своим предназначением.
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, , 8(495)699-0956; strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
«До глубокой старости сподобил Господь дожить Своего великого Угодника. Но наступило время, когда и он должен был отдать общий долг человеческого естества. После непродолжительной болезни он мирно скончался 6 декабря 342 года, и был погребен в соборной церкви города Миры.
Ил.1 Проект арх. А.В. Щусева Русского Подворья в Бари
Ил.2 Фрагмент здания Свято – Никольского храма с памятником
В Подворье не прерывалась молитвенная деятельность и работы по внутреннему обустройству строений и территории. В 1971 году в саду Подворья возведена Никольская часовня в память о Императоре Российском Николае II (Ил.3).
Ил.3 Никольская часовня в Русском Подворье в Бари
В 2008 году Подворье свт. Николая в Бари было возвращено России, и 2011 году открыто для паломников после официальной его передачи Русской Православной церкви2.
Источники информации:
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, , 8(495)699-0956; strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
Отмечается ежегодно в 6-е воскресение по Пасхе
Явление людям чудотворной Страстной иконы Божией Матери произошло по воле Самой Пресвятой Богородицы, Которая откликнулась на просьбу болящей женщины Екатерины из села Палец Нижегородской области избавить её от душевного недуга, обещав уйти в монастырь. Получала исцеление, нарушала свой обет и снова заболевала. И вновь являлась ей всемилостивая Богородица. Наконец, велела идти к людям, возвести о Своём явлении и передать наказ, чтобы воздерживались от злобы, зависти и пьянства, всякой нечистоты и жили в нелицемерной любви друг к другу.
Ил.1 Крестный ход молитвенников за воссоздание
В 2012 году храм в селе Палец переведён Патриархией в разряд восстанавливаемых церковных объектов, благодаря подвижнической работе инициативной группы мирян села Палец, подобно московской общине за возрождение Страстного монастыря. В храме идут службы, совершаются крестные ходы с заходом на Страстной источник. Одновременно с этим, продолжаются восстановительные работы храма и его интерьеров. Церковь в честь Страстной иконы Божией Матери уже под крышей, достроена колокольня (Ил.2).
Ил.2 Вид воссоздаваемого храма Одигитрии - Страстной с востока, 2018 год
Прихожане сообщили о чуде цветения сирени на голых ветках в конце сентября 2015 года, когда развернулись активные работы по воссозданию храма и колокольни (ил.3).
Ил.3 Чудо цветения сирени в конце сентября 2015 года
Возрождён святой источник, где, по преданию, Царица Небесная явилась – обустроен деревянный сруб с навесом и иконкой Богородицы 5.
Ил.4 Крестный ход молитвенников в обход святых мест окрест храма Одигитрии-Страстной:
Ежегодно после Литургии и молебна с водосвятием совершаются Крестные ходы окрест храма Богородицы – Страстной сначала к месту,
где стояла ныне утраченная церковь свв. Косьмы и Дамиана,
принявшая в свои стены икону Одигитрии – Страстной до построения
для неё каменного храма; далее – к Святому источнику (Ил.4).
Источники сведений:
К сведению посетителей сайта
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, 8(495)699-0956; strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
22 февраля предстала пред Господом раба Божия Лидия
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
В планах общины:
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, 8(495)699-0956; strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
5 февраля
В этот день Святая Церковь совершает поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Поминовение это совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917-1918 годов.
Икона Собора новых мучеников и исповедников Российских,
Среди пострадавших за веру в ХХ веке святых явленных и неявленных, имевших отношение к Страстному монастырю, ? святые Царственные страстотерпцы, с ними их верные помощники и слуги (в их числе страстотерпец врач Евгений Боткин); священномученик священник монастыря Феодор (Алексинский); преподобномученицы послушницы монастыря Вера (Морозова), София (Селивёрстова), Евдокия (Павлова) и Мария (Носова), также с ними обитавшие в так наз. «Домашнем» монастыре на улице Палиха в Москве бывшие послушницы монастыря Пелагия (Павлова) и Параскева (Цапурина).
Святые страстотерпцы император Николай, императрица Александра и их чада Алексий, Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия
Последний российский император и его семья, расстреляны в 1918 году в Екатеринбурге, в подвале Ипатьевского дома, по постановлению Уральского совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
Святые новомученики и исповедники Российские
из Страстного монастыря:
Священномученик
Феодор (Алексинский) –
священник из Страстного монастыря,
память 15 декабря
Источники: - «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века», Тверь, 2006.
А. Мелихова
К сведению посетителей сайта
К сведению посетителей сайта
Чтение акафиста прп. Серафиму Саровскому у памятного камня Страстному монастырю
Сопутствующие элементы молитвенных мероприятий
Памятная фотография у камня Страстному монастырю
К сведению посетителей сайта
Всего присутствовало 6 человек.
лития у памятного камня некрополю монастыря
К сведению посетителей сайта
Выборочные фотографии
Участники молитвенного мероприятия позади памятника Пушкину и праздничной конструкции
К сведению уважаемых посетителей сайта
Выборочные фотографии
15 января
Прп. Серафим Саровский, чудотворец
Преподобный Серафим сам предсказал, что мощи его будут найдены, а затем во время
гонений за веру православных христиан снова утрачены, как и произошло впоследствии.
Предсказанное им гонение на христиан коснулось также почивших, во святых
прославленных исповедников. Мощи прп. Серафима, хранившиеся в Дивеевском
монастыре под Арзамасом, были вскрыты 17 декабря 1920 г., а 16 августа 1921 г. закрыты
и увезены в неизвестном направлении. В дальнейшем о мощах было известно, что они
выставлялись для обозрения в антирелигиозном музее московского Страстного
монастыря.1
Вновь обретённые мощи любимого в народе святого были торжественно перенесены в
Александро-Невскую Лавру, а через месяц – в Москву в Богоявленский собор. Тогда же
было принято и решение о постоянном месте пребывания останков - в Свято–Троицком
соборе Серафимо-Дивеевской женской обители в Дивееве. И уже 1 августа 1991 года
Патриарх Алексей II служил там молебен.
Проект приспособления Страстного собора 1928 года
Самой кощунственной и потому оказавшейся в результате провальной идеей явилось
обустройство в Страстном соборе атеистического музея.3
Несмотря на приобретённый статус памятника, Страстной собор претерпел
разрушительную перестройку для целей размещаемого в нём музея, таким и был взорван в
1937 году вместе с идеей размещения в нём святотатственного объекта.
Источники сведений:
А. Мелихова
Завершение Страстного собора
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
В планах общины:
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, 8(495)699-0956; strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
4 января
Св. вмц. Анастасия Узорешительница
В Страстном монастыре к моменту его закрытия
в 1929 году было 4 храма и 9 престолов:
Схема генплана Страстного монастыря 1911-1937 гг.
Собор был 2-х уровневый, с развитой алтарной частью и выдвинутыми алтарями
первого уровня по отношению ко второму. Престол во имя св. вмц. Анастасии
Узорешительницы размещался на 1-ом уровне, со стороны проезда Страстного бульвара.
Схема плана нижнего уровня и место размещения престола
Престол во имя св. вмц. Анастасии Узорешительницы был основан ввиду передачи
Страстному монастырю в 1841 году княгиней Еленой Цициановой честной главы св. вмц.
Анастасии Узорешительницы, помещённой в серебряную вызолоченную гробницу (дар
Грузинских царей). В свою очередь, мощи перешли к царям Грузии из греческой церкви
в честь св. Анастасии и стали их домовой святыней после падения Константинополя.
Ковчег с мощами честной главы
Как могла оказаться святыня Московского Страстного монастыря в Греции, не столь уж
важно. В ситуации не востребованности мощей святых в советской России можно считать
реальным возвращение святыни монахами мужского монастыря близ Салоник (Греция),
освященного ещё в IX веке в честь св. вмц. Анастасии Узорешительницы.
Источники сведений:
А. Мелихова
К сведению посетителей нашего сайта
Выборочные фотографии:
Памятная фотография у камня Страстному монастырю
Чтение акафиста у Камня Страстному монастырю (здесь и две ниже фотографии)
Община Страстного монастыря
К сведению посетителей сайта
Предлагаем выборочные фотографии
Памятная фотография у камня Страстному монастырю
Чтение акафиста прп. Нилу Столобенскому (здесь и ниже одно фото)
Иконы в руках и в снегу у памятного камня
И о протоиерее Н.М. Воронцове из Страстного монастыря замолвим слово
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ, БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
Андрей Руссков
Олег Савостюк,
Страстная площадь зимой
К сведению посетителей сайта
Выборочные фотографии с праздника.
Здесь и ниже памятные фотографии участников праздника
Фотографии отдельных лиц,
Крестные ходы в обход и
Община Страстного монастыря
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
В планах общины:
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, 8(495)699-0956; strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
Престол Страстного монастыря
В Страстном монастыре к моменту его закрытия
- 5 престолов в Страстном соборе: Страстной иконы Божией Матери, Михаила
Архангела и Св. Николая (равно временных строительству собора в 1646 г.),
вмц. Анастасии Узорешительницы (1841 г.) и прп. Нила Столобенского (1899 г.);
Схема генплана Страстного монастыря 1911-1937 гг.
Собор был 2-х уровневый, с развитой алтарной частью и выдвинутыми алтарями
первого уровня по отношению к алтарям 2-го уровня. Престол во имя Святителя
Николая размещён на первом уровне собора, со стороны Б. Путинковского пер. и
ул. Малая Дмитровка.
Схема плана нижнего уровня и
Вид Страстного собора за стенами Белого города
Престол во имя Святителя Николая является одновременным с престолами
Страстной иконы Божией Матери и Архангела Михаила.
Напомним, Страстной монастырь не был монастырём-сторожем, а святыней
Москвы во имя Страстной иконы Божией Матери. И появление в нём престола
Святителя Николая означает привлечение мощных духовных сил для защиты града
Москвы от неприятеля, да и самого Страстного монастыря, безобидной девичьей
обители за стенами Белого города.
1)
Р. Цеханский «Николин Крест в Китай-городе», Кадашевские чтения: сборник
докладов, вып.25, М., 2020, с.106-114).
А. Мелихова
Престол Страстного монастыря
15 сентября 2023 года,
в пятницу
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
престольный праздник Страстного монастыря во имя
прпп. АНТОНИЯ И ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРСКИХ.
В планах общины:
в Пушкинском сквере, у памятного камня Страстному монастырю состоится
чтение акафиста прпп. Антонию и Феодосию Печерским и традиционный Крестный ход
вокруг исторической территории монастыря.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
прпп. Антония и Феодосия Печерских
(празднование 15 сентября)
в 1929 году было 4 храма и 9 престолов:
Михаила Архангела и Св. Николая (равно временных строительству собора в 1646 г.), вмц. Анастасии Узорешительницы (1841 г.) и прп. Нила Столобенского (1899 г.);
- 2 престола в колокольне: прп. Алексия человека Божьего (1692 года, повторен в новой колокольне 1855 года) и престол Боголюбской иконы Божией Матери (кон. XVIII века), вначале бывшего в отдельно стоящей часовне, а после возведения новой колокольни встроенной в неё;
- престол прпп. Антония и Феодосия Печерских в храме (1898-99 годы) при новой трапезной монастыря (Ил.1);
- престол в храме Покрова Пресвятой Богородицы на хуторе в Коськово (1896 г.).
1.Страстной собор; 2.Колокольня; 3.Храм прпп. Антония и
Феодосия Печерских при трапезной; 4.Доходный дом
Здание новой трапезной с храмом было построено в 1898 – 1899 годы по проекту арх. М.Ф. Жигардловича, представляло собой объёмное сооружение, сопоставимое по площади плана со Страстным собором. С северо – восточной стороны к нему был пристроен храм прпп. Антония и Феодосия Печерских (Ил.2 и 3).
прпп. Антония и Феодосия Печерских
(арх. М.Ф. Жигардлович, 1898 – 1899 гг.)
Предпосылки посвящения престола Страстного монастыря
прпп. Антонию и Феодосию Печерским
или
знаменательное соприкосновение двух исторических дат
Решение Земского собора во главе с царём Алексеем Михайловичем о воссоединении Украины с Россией состоялось в ответ на обращение гетмана Богдана Хмельницкого о желании народа на подведомственной ему территории вступить в русское подданство.
После положительного ответа царя, в 1654 году Богданом Хмельницким была созвана Переяславская Рада, заявившая о переходе под управление России. Процесс действительного вхождения в управленческую структуру России с полным отказом от местного самоуправления растянулся на 150 лет и завершился в конце XVIII века созданием единого государства дружественно живущих народов.
В ознаменование уже 250 - летия воссоединения Украины с Россией, построенный в 1897- 99 годах при новой трапезной Страстного монастыря небольшой храм по проекту Ф.В. Жигардловича получил посвящение прпп. Антонию и Феодосию Печерским, основателям Киево - Печерской лавры (Ил.4).
(разработка Истфака МГУ)
в Киево – Печерской Лавре
При советской власти, когда Украина была самостоятельным государством в составе СССР, в 1954 году состоялась Юбилейная сессия Верховного совета РСФСР, посвящённая уже 300 - летию воссоединения Украины с Россией, была выпущена юбилейная медаль, установлен Закладной камень на площади Киевского вокзала с надписью «Здесь будет сооружён монумент в честь 300 - летия воссоединения Украины с Россией (1654 - 1954)» (Ил.6).
В ознаменование этого исторического события и в знак дружбы двух братских народов советской властью был подарен Украине Крым. В нынешней трагической ситуации свершившегося на Украине государственного переворота, Крым был возвращён в состав России волеизъявлением его жителей.
Украины с Россией на площади Киевского вокзала в Москве (1954 г.)
Киевского вокзала в Киеве (арх. Р. Сывенский)
Однако время покажет, насколько и когда может быть востребована эта идея.
(арх. Р. Цеханский)
Ныне нет Страстного монастыря, сразу же после революции закрытого, униженного за 20 лет ожидания исполнения смертного приговора и разрушенного бессмысленно и беспощадно в 1937 году. Бессмысленно, потому что это была тихая безобидная девичья обитель, а градостроительный комплекс монастыря не мешал новой застройке Тверской улицы и площади, как не мешал и до сих пор не мешает образованный на его месте сквер.
Более длительно шёл процесс отъединения Украины от России, решение о котором было принято в начальные годы советской власти, в условиях наскоро скроенных границ между двумя породнившимися государствами, связанных общей культурой и экономикой.
Ныне наблюдаются серьёзные подвижки в решении обеих проблем.
Говоря о будущем, напомним о всё более утверждающейся в общественном сознании идеи воссоздания Страстного монастыря, на исторической территории которого более 10 лет совершаются общиной молитвенные мероприятия и сбор подписей граждан - единомышленников. По второй проблеме отметим, как начало процесса объединения Украины с Россией, признание Крыма российской территорией в соответствии с волей его жителей.
В заключение этой темы, о чудотворной Страстной иконе Божией Матери в храме Покрова Пресвятой Богородицы, что в селе Отченашевка Винницкой области на Украине (на современной карте обозначено Комар - городом) (Ил.9).
в Покровском храме в селе Отченашевка (Украина)
Побывала «Отченашевская» и на молебне в Верховной Раде 5 апреля 2013 года, когда на Украине предчувствие беды витало в воздухе. Однако соборной горячей молитвы к Страстной Богородице не получилось. Да и в России в 2014 году совпадающие юбилейные даты 360-летия воссоединения Украины с Россией и основания Страстного монастыря не были достойно, громогласно отмечены. И как бы ни относиться к знаменательным совпадениям, в этом году на Украине началась гражданская война.
Представляется, что большой духовной поддержкой православным верующим в Украине в условиях доныне не прекращающейся гражданской войны явилось бы воссоздание Московского Страстного монастыря, или только принятие высокого решения об этом.
1) Анна Горпинченко "Храм, умытый росой», 19.04.2014, "УНИАН-Религии"
http://religions.unian.net/orthodoxy/909782-hram-umyityiy-rosoy-v-kievo-pecherskoy-lavreposle-restavratsii-otkryit-trapeznyiy-hram.html
А. Мелихова
26 августа 2023 года,
в субботу,
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
престольный праздник Страстного монастыря во имя
СТРАСТНОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ.
В планы общины внесены изменения из-за жары:
В 14.00– начало Крестного хода от храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках (Успенский пер.,4, проезд ст. метро Пушкинская, Тверская, Чеховская)
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
Страстной иконы Божией Матери
(празднование 26 августа
день принесения иконы в Москву 13 августа 1641 г.)
из Страстного монастыря, спасённая в храме
Воскресения Христова в Сокольниках
В Страстном монастыре к моменту его закрытия
в 1929 году было 4 храма и 9 престолов:
- 5 престолов в Страстном соборе: Страстной иконы Божией Матери, Михаила Архангела и Св. Николая (равно временных строительству собора в 1646 г.), вмц. Анастасии Узорешительницы (1841 г.) и прп. Нила Столобенского (1899 г.);
- 2 престола в колокольне: прп. Алексия человека Божьего (1692 года, повторен в новой колокольне 1855 года) и престол Боголюбской иконы Божией Матери (кон. XVIII века), вначале бывшего в отдельно стоящей часовне, а после возведения новой колокольни встроенной в неё;
- престол прпп. Антония и Феодосия Печерских в храме (1898-99 годы) при новой трапезной монастыря;
- престол в храме Покрова Пресвятой Богородицы на хуторе в Коськово (1896 г.) (Ил.1).
1.Страстной собор; 2.Колокольня; 3.Храм прпп. Антония и
Феодосия Печерских при трапезной; 4.Доходный дом
Собор 2-х этажный, с обширной трапезной и светлыми галереями по сторонам (Ил.2).
(арх. Р. Цеханский)
из Страстного монастыря
Образ Страстной иконы имеет византийские корни, известен с XII века и широко распространён в православном и католическом мире.
Отнюдь не на научном, а чисто эмоциональном уровне, заметны отличия иконы из Страстного монастыря от других этого образа – её значительные размеры (1.4 м в высоту)1) и особенную художественную выразительность в написании Богоматери и Младенца. Они оба смотрят с тревогой: Младенец на Ангела с орудиями Страстей, держась за большой палец Матери, Богоматерь – не прямо, а в сторону Сына, к которому наклонила голову с выражением покорности и смирения перед предстоящими Ему страданиями.
Отличает Страстную икону горизонтальная направленность к центру иконы, к Лику Богородицы, стремительно подлетающих с двух сторон Ангелов с орудиями Страстей Господа, как бы оповещающих Её о судьбе Сына. При этом Архангел с Крестом распятия размещается не справа, со стороны Младенца, как на большинстве икон, а слева, входя в нимб вокруг Лика Богородицы. Будто Крест предназначается Матери, а Младенец-Христос пока ограждён от предстоящих страданий. 2)
Предчувствие или знание последующего воскресения Сына-Христа придают Пресвятой Богородице в её образе на Страстной иконе силы покориться воле Божьей.
В целом, икона из Страстного монастыря вызывает глубокое, чисто мирское чувство сострадания к Матери, смягчающее общий трагический настрой на Страсти Господа в Страстную седмицу перед Его Воскресением на Пасху, главный праздник на Руси.
Образ Страстной иконы Богородицы был близок всем людям, независимо от положения в обществе и образования, что объясняется также вторым значением
слова «страсти», о чём говорит история создания и проявления чудотворных свойств иконы.
В «Сказании о Палецкой иконе»3) и других источниках 1)5)изложена история болящей Екатерины, жительницы села Палец Новгородской губернии, которая просила Богородицу избавить её от болезни, обещая уйти в монастырь. Получала исцеление, но нарушала свой обет и снова заболевала. И вновь явилась ей всемилостивая Богородица и велела идти к людям, возвестить о Своём явлении и передать наказ, чтобы воздерживались от злобы, зависти и пьянства, всякой нечистоты и жили в нелицемерной любви друг к другу.
Таким образом, Сама Пресвятая Богородица раскрывает второе мирское значение слова «страсти» в иконе «Одигитрии Страстной», которую отыщет болящая Екатерина по новому наказу Богородицы у иконописца Григория в Нижнем Новгороде и получит исцеление. И станет икона чудотворной 1 мая 1641 года, как упомянуто в «Сказании».
Печать покаяния и воскресения несёт на себе и Московский Страстной монастырь, основанный во имя Страстной иконы Божией Матери. Не вообще иконы Страстной в её иконографическом образе, а именно той самой, которая была принесена в Москву. И в этом и последующих событиях наблюдается много не случайного, как бы предопределённого свыше.
В 1641 году князь Борис Михайлович Лыков, приходившийся родственником царю Михаилу Фёдоровичу Романову, перенёс Страстную икону в своё имение в селе Палец Новгородской области и установил её в кладбищенской церкви святых Косьмы и Дамиана.
Прослышавший о чудотворной Страстной иконе царь Михаил Фёдорович повелел привезти её в Москву.
Икона была встречена у Тверских ворот Белого города Царём, его сыном Алексеем Михайловичем, Святым Патриархом и Священным собором при большом стечении народа.
Икона остановилась сама перед Тверскими воротами, и царь Михаил Фёдорович повелел сделать копию с иконы, возвратить в село Палец (это отмечено в «Сказании») и возвести Страстной собор для иконы на месте её встречи. Им же было установлено 2 церковных ежегодных праздника: принесения в Москву Страстной иконы 13 августа и первого проявления ею чудотворных свойств в 6-е воскресение по Пасхе.
В 1646 году его сыном царём Алексеем Михайловичем был достроен на месте остановки иконы Страстной собор. Им же в 1654 году основан у его стен девичий Страстной монастырь. Есть основание считать, что распоряжение о создании Страстного монастыря при соборе исходило от самого царя Михаила Фёдоровича. По крайней мере, известно, что в 1649 году в девичий Страстной монастырь, за 5 лет до его основания, была подарена серебряная чаша с блюдом для водоосвящения.4)
В иконостасе Страстного собора икона размещалась слева от Царских врат (Ил.3), сама же была закрыта серебряной позлащённой ризой, украшенной жемчугом и драгоценными камнями, принесёнными в дар высокими покровителями, в том числе лицами Дома Романовых (Ил.4)1)4).
К сожалению, судьба подлинной иконы, возвращённой царём с подобающей честью и благочинием в село Палец, пока не выяснена. Известно, что икона была
увезена в построенный для неё храм в селе Палец, вначале деревянный, а в 1680 году каменный.
(слева от Царских врат), 1897 г.
Страстного собора
Если от разрушенного в годы лихолетья Страстного монастыря сохранилось лишь одно строение (доходный дом), то храм и его колокольня в честь иконы Божией Матери «Одигитрии - Страстной» в селе Палец стоят, хотя и в значительно разрушенном состоянии.
В 2012 году храм в селе Палец переведён Патриархией в разряд восстанавливаемых церковных объектов. Благодаря подвижнической работе инициативной группы мирян села Палец, подобно московской общине за возрождение Страстного монастыря. В храме идут службы, совершаются крестные ходы с заходом на Страстной источник и шаг за шагом восстанавливаются в своём историческом виде храм и колокольня (Ил.5).
Страстной в селе Палец Новгородской обл.
В Московском Страстном монастыре была вторая Страстная икона, размещавшаяся в киоте над центральной аркой входа в новой колокольне сер.XIX века по проекту арх. М.Д. Быковского. Похожая на неё икона 1-ой трети XVIII века находится в Третьяковской галерее. Возможно, она была на старой колокольне монастыря, поскольку в тексте под иконой излагается в виршах тема Страстей с упоминанием «царствующего сего града», что логично отнести к граду Москве (Ил.6). Об этом же – в нише под действительной иконой на новой колокольне монастыря.
в Третьяковской галерее
Представляется, что царская власть нуждалась в утверждении нового чисто российского происхождения образа Страстной иконы Божией Матери, символизирующей страсти Господни перед последующим Его Воскресением и страсти людские перед возрождением России после окончания смутного времени. XVII век для России – время социальных потрясений и иностранных влияний. Людям нужен был нравственный ориентир, чтобы выдержать посылаемые Богом испытания и предупреждения.5)
Икона как бы специально написана ко времени установления внутреннего порядка на Руси по окончании «смутного времени» в царствование Михаила Фёдоровича, основателя Дома Романовых. Потому и остановилась она перед входом в столичный град Москву, чтобы не оказаться в Кремле, в царской резиденции.
На самом деле, икона прибыла на площадь перед Тверскими воротами по Малой Дмитровке, упиравшейся в стену, а не Тверские ворота Белого города. И земля И.Д. Милославского, родственника Царя, для возведения Страстного собора и будущего монастыря была как бы наготове. И место это вполне масштабно возведению здесь монастырского комплекса, а не здания–Собора, хотя и значительного по своим размерам, но пространно размещавшегося на отведённой ему территории (Ил.7).
за Тверскими воротами (РГИА.Ф.1293.Оп.168.Моск.губ.Д.10)
Известны царские выходы и участие Царя в историческое время на праздничных службах Страстной иконы вплоть до 1653 года.6) В 6-ю неделю по Пасхе священнослужители из монастыря с иконою Страстной Божией Матери обходили Белый город.7)
На площади у Тверских ворот солдаты и трубачи привечали почётных гостей, которые заходили в Страстной собор. Здесь встречали останки патриарха Иова. Возводились триумфальные арки. Останавливались коронационные шествия при въезде в Москву.
Предстояло самой Страстной иконе и основанному в её имя монастырю пережить страсти и спасение во время московского пожара 1778 года, наполеоновского нашествия 1812 года, годы лихолетья начала XX века, завершившиеся разрушением Страстного монастыря и спасением самой Страстной иконы в храме Воскресения Христова в Сокольниках.
Прослеживается связь Страстного монастыря с Домом Романовых: первые Цари Дома основали Страстной монастырь, и практически одновременно мученической смертью последнего императора Николая II завершила своё существование царствующая династия Романовых и был закрыт, а вскоре разрушен Страстной монастырь. Перед разрушением, ещё длительное время имела место абсурдная ситуация одновременного нахождения на фасаде колокольни иконы Страстной Божией Матери и информационного плаката о действующем в монастыре Центральном антирелигиозном музее (Ил.8).
Рано или поздно, должно было возникнуть общественное движение за воссоздание Страстного монастыря на историческом месте. С 2006 года существует община, совершаются молитвенные стояния и крестные ходы на территории монастыря, собрано значительно более 100 000 подписей единомышленников – граждан за его воссоздание на историческом месте, восстановлена и укрепляется молитва на месте святыни, прерванная в 1937 году.
Воссоздание Страстного монастыря реально и логично, как памятника покаяния и возрождения святынь, что и заложено в самой сути Страстной иконы – покаяние и воскресение.
В настоящее время в Москве настрой общества и верховной власти на воссоздание утраченных в безбожные годы XX века святынь и памятников истории и культуры.
Страстной монастырь находится в ожидании стратегического решения Президента, право приемника исторической власти России.
Чудотворная Страстная икона Божией Матери, как и Страстной монастырь, оказываются всё более востребованными в современной ситуации глобальных отрицательных явлений во всех сферах жизнедеятельности человека и общества. Общество и просто люди вновь, через сотни лет, как в историческое время Михаила Фёдоровича Романова, нуждаются в нравственном ориентире, который даёт образ Страстной Божией Матери.
Примечания:
1) Токмаков И.Ф. «Статистическое и археологическое описание Московского Страстного девичьего монастыря». М.: Типография Л.Ф. Снегирёва, 1897.
2) А.А. Мелихова. 375 лет Страстной иконе Божией Матери из Страстного монастыря. Кадашевские чтения: Сб. докладов конференции /Музей "Кадашевская слобода». Вып.21-М., С.230-237.
3) «Сказание о Палецкой иконе». ОР РГБ Ф.310.№398.Л.106-110об.1670-1680гг.
4) «Снимки девичьего Страстного монастыря», 1897г., Фотография Эйхенвальда, М., РГАДА, Иллюстративный фонд, Ф.2908
5) Кулакова И.П. «Тема Страстей Господних и культ Страстной Богородицы в российском историко-культурном контексте». Исторический журнал: научные исследования, №6 (30), 2015.
6) Строев П. «Выходы Государей Царей и Великих Князей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича Всея Руси Самодержцев (с 1632 по 1682 гг.)». М., 1843.
7) Крестные ходы в Москве, М., тип. П. Снегирёва, 1861, С.19.
А. Мелихова
22 мая 2023 года,
в понедельник,
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
ДЕНЬ ПЕРЕНЕСЕНИЯ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ И
ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ ИЗ МИР ЛИКИЙСКИХ В БАР
В планах общины:
Крестный ход из храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках
в Пушкинский сквер на молебен Святителю Николаю.
Начало Крестного хода от храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках
13:45,
Начало молебна на Пушкинской/ Страстной площади
14:00
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
День перенесения мощей Святителя Николая Чудотворца
из Мир Ликийских в Бари,
(память 22 мая)
При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого; не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его начали - и продолжают по сей день - источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения.
Прошло семьсот с лишним лет после кончины Угодника Божьего. Город Миры и вся Ликийская страна были разрушены сарацинами. Развалины храма с гробницей святителя были в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами.
В 1087 году святитель Николай явился во сне одному апулийскому священнику города Бари (в южной Италии) и повелел перенести его мощи в этот город.
Пресвитеры и знатные горожане снарядили для этой цели три корабля и под видом торговцев отправились в путь. Эта предосторожность была нужна для того, чтобы усыпить бдительность венецианцев, которые, проведав о приготовлениях жителей Бари, имели намерение их опередить и привезти мощи Святителя в свой город.
Баряне, окружным путем, через Египет и Палестину, заходя в порты и ведя торговлю, как простые купцы, прибыли, наконец, в Ликийскую землю. Посланные разведчики сообщили, что никакой стражи у гробницы нет, и ее охраняют только четыре старика монаха. Баряне пришли в Миры, где, не зная точного местоположения гробницы, пытались подкупить монахов, предложив им триста золотых монет, но ввиду их отказа, применили силу: связали монахов и, под
угрозой пыток заставили одного малодушного указать им местонахождение гробницы.
Чудесно сохранившаяся гробница белого мрамора была вскрыта. Она оказалась наполненной до краев благоуханным миром, в котором и были погружены мощи святителя. Не имея возможности взять большую и тяжелую гробницу, баряне переложили мощи в заготовленный ковчег и отправились в обратный путь.
Путешествие длилось двадцать дней, и 22/ 9мая 1087 года они прибыли в Бари. Великой святыне была устроена торжественная встреча при участии многочисленного духовенства и всего населения. Вначале мощи святителя были помещены в церкви святого Евстафия.
Множество чудес происходило от них. Через два года была закончена и освящена нижняя часть (крипт) нового храма и во имя святого Николая, сооруженного нарочито для хранения его мощей, куда они и были торжественно перенесены папой Урбаном Вторым 1 октября 1089 года.
Верхняя часть храма (базилика) была построена значительно позже - 22 июня/5 августа 1197 года.
Служба святителю, совершаемая в день перенесения его мощей из Мир Ликийских в Барград – 22/9 мая - была составлена в 1097 году русским православным иноком Печерской обители Григорием и русским митрополитом Ефремом»1.
Русские паломники посещали Базилику с мощами свт. Николая с XV века. Отметим посещение мощей своего небесного покровителя Николаем Александровичем Романовым, тогда ещё наследником престола, 10 ноября 1892 года. Покровительствовал он, и будучи императором Николаем II, созданному в 2011 году так наз. Барградскому Комитету по возведению Подворья свят. Николая в Бари Русской Православной церкви. Он лично одобрил проект А.В. Щусева Свято - Никольского храма и других строений в Подворье РПЦ на приобретённой земле в г. Бари вблизи Базилики с мощами Святителя Ил.1)2.
Комплекс Подворья был построен в 1913 – 15 годы в Псково – Новгородском стиле, являл собой уголок культуры и быта православной России в месте нахождения мощей любимого на Руси святителя Николая Чудотворца. У входа в храм в 2001 году была установлена замечательный памятник свт. Николаю с поднятым мечом и православным храмом в руках (скульптор Вячеслав Клыков)3.
Подворье пережило нелёгкие времена: I Мировой войны и в предреволюционные и последующие годы революцию, гражданскую войну и установления советской власти в России, вплоть до продажи земли значительной части Подворья Муниципалитету города Бари в 1937 году.
свт.Николаю у входа в него (ск. Вяч. Клыков)
1 Сайт храма Святителя Николая Мирликийского в Бирюлёве (Москва).
2 Сайт Патриаршего подворья свт. Николая Чудотворца в Бари_о Подворье
3 Сайт NEWS. Ru.com, 12 сент. 2001, «Памятник свт. Николаю установлен в г. Бари»
А. Мелихова
21 мая 2023 года,
в воскресенье,
переходящий праздник
ДЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ ПЕРВОГО ЧУДА
ОТ СТРАСТНОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ,
произошедшего
30 мая (6-е воскресение по Пасхе) 1641 года
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
Проявление первого чуда
от Страстной иконы Божией Матери в 1641 году
Таким образом, Сама Пресвятая Богородица раскрывает второе мирское значение слова «страсти», которое в дальнейшем также будет присутствовать в образе иконы «Одигитрии - Страстной», где изображены ангелы с орудиями Страстей Господа по сторонам Лика Божией Матери (Ил.1). Её отыщет болящая Екатерина по новому наказу Богородицы у иконописца Григория в Нижнем Новгороде и получит исцеление, явленное первое чудо от Страстной иконы Божией Матери 26 мая 1641 года, «…в среду шестой недели напредь Празднество Вознесения Христово…», по летописным сведениям 1.
Мы же будем ориентироваться на дату, позднее установленную Царём Михаилом Фёдоровичем Романовым – 6-е воскресение по Пасхе 2. От Страстной иконы и далее совершались многие другие чудеса, давшие основание в 1644 году для официального её признания чудотворной 3.
Для поклонения Страстной иконе стекались богомольцы из Нижегородской губернии и двух уездных городов губернии Казанской — из Чебоксар и Космодемьянска. Имеются исторические сведения о 7-ми чудесах в период 1668 – 1763 годы. В рукописи говорится, что паломники с иконами Богородицы Одигитриии, Богородицы Живоносный источник, Николая Чудотворца и Великомученика Георгия 11 июля в Палец, где их со стороны палецкого духовенства, по давнему обыкновению в честь Космодемьянской святыни,
встречали с иконой Божьей Матери животворящим крестом. На другой день 12 июля паломники возвращались домой 4.
Из другого летописного источника известно, что примерно в это же время в марийских землях вспыхнула эпидемия холеры. Население послало в Палец иконописца, который сделал список с чудотворной иконы. Как только его доставили в Козьмодемьянск и пронесли по городу крестным ходом, эпидемия прекратилась. С тех пор каждый год вплоть до Первой мировой войны жители города шли крестным ходом в Палец. Долго шли — с 4 по 18 июля 5.
Таким образом, чудодейственное свойство Страстной иконы распространялось не только на людей, обращающихся к ней с глубокой молитвой за исцелением душевных и телесных недугов. Страстная икона, как сказано в Акафисте, спасала от «… тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла».
Вместе с тем, духовное влияние чудотворной Страстной иконы Божией Матери не ограничилось местностью окрест нижегородского села Палец.
Когда в России в 1830-е годы свирепствовала холера, к игуменье Московского Страстного монастыря обратились с просьбой настоятель и прихожане храма Рождества Богородицы в Селе Верхнее Мячково МО, о написании списка со Страстной иконы Божией Матери.
Эпидемия холеры в 1830 и 1831 годах — первая в истории России вспышка холеры, самого смертоносного в XIX веке инфекционного заболевания. Вспомним Пушкина, который оказался в изоляции, и его плодотворную Болдинскую осень.
Написанную в Страстном монастыре Страстную икону Божией Матери перенесли в храм Рождества Богородицы в селе В. Мячково и установили в приделе Святого пророка Божия Илии. В истории храма сказано: «Эта икона была перенесена в храм из Страстного монастыря в XIX веке в связи с моровым поветрием, нашедшим на окружающие села. Особенно много верующих собирается на молебны пред святой иконой по воскресным дням. Самое торжественное богослужение совершается в день её празднования – 26 августа (13 по ст. ст).
Недалеко от церкви на довольно крутом спуске к реке Москве находится деревянная часовня и святой источник Страстного образа .
Имеются сведения о других случаях исцеления от холеры благодаря Страстной иконе в историческое время. Вместе с тем, сам образ Страстной иконы и в других его разновидностях, а не только из села Палец Новгородской области и глубже XVII века, являл собой спасение от людских недугов и «тлетворных ветр».
Так, проявилась Страстная икона: в городе Липецке во время холеры в округе в 1831 году (установлена в Христо – Рождественском соборе); в Зарядье в Москве во время пожара в 1547 году, после чего царь Иван Грозный принёс икону во дворец, где она прославилась многими чудотворениями, а потом поместил в церкви Зачатия св. Анны, что в Углу; в селе Енакаеве Тамбовской губернии, где исцелились слепой и несколько больных расслабленных (установлена в Благовещенской церкви в Енакаеве) 6.
Дальнейшая судьба Палецкой Страстной иконы имела государственное значение.
От иконописца Григория Страстную икону перенёс в своё имение в селе Палец и установил её в кладбищенской церкви святых Косьмы и Дамиана князь Борис Михайлович Лыков, приходившийся родственником царю Михаилу Фёдоровичу Романову. Прослышавший о чудотворной Страстной иконе царь Михаил Фёдорович повелел привезти её в Москву и встретил её у Тверских ворот Белого города с сыном Алексеем Михайловичем, Святым Патриархом и Священным собором при большом стечении народа 13 августа 1641 года 1,2,3,4.
Икона остановилась сама перед Тверскими воротами, и царь Михаил Фёдорович повелел сделать копию с иконы, возвратить в село Палец и возвести Страстной собор для иконы «на месте сем», у Тверских ворот Белого города. Им же было установлено 2 церковных ежегодных праздника: принесения в Москву Страстной иконы 13 августа и первого проявления ею чудотворных свойств в 6-е воскресение по Пасхе.2
В 1646 году его сыном царём Алексеем Михайловичем на месте остановки иконы достроен Страстной собор, в 1654 году основан у его стен девичий Страстной монастырь 2.
К сожалению, судьба подлинной иконы, возвращённой царём с подобающей честью и благочинием в село Палец, пока не выяснена.
Известно, что икона была увезена в построенный для неё храм в селе Палец, вначале деревянный, в 1680 году каменный с тремя престолами: помимо главного, в честь святой великомученицы Екатерины и святых мучеников Гурия, Самона и Авива 5.
Храм пятиглавый, с центральной световой главой и 4-х скатной кровлей, двустолпный, с пристроенной к ней с запада длинной трапезной. Отдельно стоящая, но на той же продольной оси храма восьмигранная колокольня с куполом и главой - более поздней постройкисм.4.
Известно и то, что в 1934 году церковь разорили, а икона исчезла 5.
Остаётся надеяться, что Страстная икона письма иконописца Григория рано или поздно будет обнаружена, в том числе в запасниках центральных и местных музеев.
Исторически прослеживается связь далёкого от столичного града Москвы села Палец, родовой обители Страстной иконы, с Московским Страстным монастырём, построенным за чертой Белого города, потом оказавшимся на самой оживлённой Страстной (ныне Пушкинской) площади.
Если от разрушенного в годы лихолетья начала XX века Страстного монастыря уцелело лишь одно строение (доходный дом), то храм и его колокольня в честь иконы Божией Матери «Одигитрии - Страстной» в селе Палец сохранились, хотя и значительно разрушенном состоянии (Ил.1).
Храма Одигитрии Страстной в селе Палец, 2011 год
Удивительный адрес имеет храм в честь иконы Божией Матери Одигитрии-Страстной: ул. Кельи, 6, село Палец Перевозского района Нижегородской области.
Что нужно, по мнению прихожан, чтобы возродился храм, - «Крепкая вера и горячая молитва, неравнодушное сердце и великий труд. А главное — помощь Божия. Вот поднимется храм, и, кто знает, может, тогда и явит себя людям «Страстная» чудотворная икона Богородицы, исцелившая много лет назад рабу Божию Екатерину»см.5.
1 «Повесть о явлении Пресвятаго и Чудотворнаго образа Пресвятые Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Честнаго Славнаго Ея Одигитрия, а нарицается образъ Одигитрия Матерь Божия Страстныя». XVIII век. 12 листов. РГБ, ф.310, л. 3об, №405
2 Токмаков И.Ф. «Статистическое и археологическое описание Московского Страстного девичьего монастыря». М.: Типография Л.Ф. Снегирёва, 1897.
3 Макарий, архиман. "Памятники церковных древностей. Нижегородская губерния", Спб, 1857 г. Описание Одигитриевской церкви села Палец Нижегородского уезда
4 Село Палец и «Сказание о Страстной иконе Богородицы Палецкой». И.Д. Сироткина, С.В. Сироткин. (Текст статьи взят из сборника “Мининские чтения” 2012 года). «Сказание о Палецкой иконе». РГБ.Ф.29.(Беляев). №67.3
5«Ведомости Нижегородской митрополии» , 4 (136) 22 февраля 2018 «Может, явит себя Богородица…»
6 Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г.
А. Мелихова
6 мая 2023 года, в субботу,
состоялись молитвенные мероприятия, посвящённые празднику
ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНРСЦА
Святый великомучениче Георгие, моли Христа Бога о России,
о нас, грешных и о возрождении СТРАСТНОЙ ДЕВИЧЬЕЙ ОБИТЕЛИ!
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ, БРАТЬЯ И СЕСТРЫ, ПРИГЛАШАЕМ ВАС разделить с нами молитву
В СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ:
- в 16.00 - АКАФИСТ СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ!
Молиться будем на Пушкинской площади у Памятного камня за памятником А.С.Пушкину.
30 марта 2023 года,
в четверг, в 15:20
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
престольный праздник Страстного монастыря посвященный
памяти преподобного АЛЕКСИЯ, ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ (411)
В 15.00– начало Крестного хода от храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках (Успенский пер.,4, тел 84956990956, проезд ст.метро Пушкинская, Тверская, Чеховская)
в 15.20 - начало молебна у Памятного камня на Пушкинской / Страстной площади.
Мы прочитаем акафист и пройдем традиционным крестным ходом вокруг исторической территории Страстного монастыря.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
Господь даруй ей Царствие Небесное
5 февраля 2023 года,
в воскресенье, в 14:00
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
ДЕНЬ ПАМЯТИ О СОБОРЕ НОВОМУЧЕНИКОВ
И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ
и поминовении всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову
Чтение акафиста у памятного камня Страстному монастырю
и традиционный крестный ход
вокруг исторической территории монастыря.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
Собор новомучеников и исповедников Российских
Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских совершается память святых, дата смерти которых неизвестна.
Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было неисчислимое множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога.
Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий, подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Это прославление явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божьего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа.
В мировой истории еще не бывало такого, чтобы столько новых небесных заступников прославила Церковь (к лику святых причислены более тысячи новых мучеников).
за Христа пострадавших, явленных и неявленных,
прославленных на Юбилейном Архиерейском Соборе
Святые новомученики и исповедники Российские, молите Бога о нас!
Память 17 июля
Вместе с ними были расстреляны их приближенные –
лейб-медик Евгений Боткин, повар Иван Харитонов,
камердинер Алексей Трупп, горничная Анна Демидова.
В 2000 году царь Николай II и его семья канонизированы Русской Православной церковью, как страстотерпцы в сонме Новомучеников и исповедников Российских; в 2016 году на Архиерейском соборе был прославлен, как страстотерпец, врач Евгений Боткин и рассматривается вопрос о канонизации повара, камердинера и горничной царской семьи.
Преподобномученицы, послушницы Страстного монастыря,
Вера (Морозова),
память 26 февраля
и София (Селивёрстова),
память 28 февраля
Расстреляны и погребены в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой в 1937 г. (о. Феодор), в 1938 г. (обе послушницы).
Преподобномученицы, послушницы Страстного монастыря Евдокия (Павлова), скончалась
20 апреля 1939 г. в Исправительно-трудовом лагере НКВД Новосибирской обл. и Мария (Носова), скончалась 10 мая 1938 г. в Мариинском лагере Кемеровской обл.
Обе послушницы погребены в безвестных могилах.
Преподобномученицы, послушницы Московского Страстного монастыря Вера (Морозова), София (Селиверстова), Евдокия (Павлова), Мария (Носова) перед арестом обитали в «домашнем» монастыре, существовавшем в 1926–1938 гг. в подвале дома № 13/1 на улице Палиха (Москва). Вместе с ними в «домашнем» монастыре жили ещё 2 послушницы монастыря, судьба которых не известна - Пелагия (Павлова) и Параскева (Цапурина).
- Е. Денисов, «Домашний» монастырь на улице Палиха (1926-1938). Новомученици
Московского Страстного монастыря Вера (Морозова, Евдокия (Павлова), Мария (Носова), София (Селивёрстова), АНО НИЦ «Приходские истории», М., 2017.
21 января 2023 года, в субботу,
состоялись молитвенные мероприятия, посвящённые памятной дате
Страстного монастыря.
21. 01, суббота, мы прочитали акафист пред Страстной иконой Божией Матери, молитвы и литию.
Крестным ходом окропили Пушкинскую/ Страстную площадь и всю историческую территорию Страстного монастыря Крещенской водой,
В молебне приняли участие 10 человек))
15 января 2023 года
В Пушкинском сквере состоялись молитвенные мероприятия
Дорогие друзья, братья и сестры!
СЕГОДНЯ мы отпраздновали на историческом месте Страстного девичьего монастыря преставление (1833) и второе обре?тение мощей (1991) преподобного Серафима, Саровского чудотворца.
Батюшка Серафим всегда, вплоть до наших дней, был связан со Страстным образом и Страстным монастырём!!
В 15.10 начался молебен на Пушкинской/Страстной площади. Мы прочитали акафист батюшке Серафиму и обошли крестным ходом историческую территорию монастыря!
ВСЕГО ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ БОЛЕЕ 35 МОЛИТВЕННИКОВ!))
НА ПЛОЩАДИ ЦАРИЛА МОЛИТВА И ДОЛГО НИКОМУ НЕ ХОТЕЛОСЬ РАСХОДИТЬСЯ!
ДРУЗЬЯ, ПРАЗДНИК СОСТОЯЛСЯ!
ОБЩАЯ МОЛИТВА - ВЕЛИКОЕ ДЕЛО!
Предлагаем выборочные фотографии с молитвенного стояния.
Всего 10 фотографий
Обход территории Страстного монастыря и возвращение
в храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках
14 января 2023 года
в Пушкинском сквере состоялись традиционные субботние
молитвенные мероприятия за восстановление Страстного монастыря
на своём историческом месте.
Был прочитан акафист Пресвятой Богородице Страстной у памятного камня
Страстному монастырю,
Община Страстного монастыря
4 января 2023 года
в Пушкинском сквере состоялись молитвенные мероприятия,
посвящённые престольному празднику Страстного монастыря
во имя вмц.Анастасии Узорешительницы.
Престольный Праздник собрал более 46 молитвенников, старых и новых друзей!
Впервые были вынесены и прошли крестным ходом: вновь написанный образ
патриарха Тихона и образ Рождества Христова.
Брат Георгий принес чудотворный мироточивый образ
Казанской иконы Божией Матери.
Крестный ход обошел историческую территорию Страстного монастыря и вернувшись к храму Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, обошел и его!
Благодарим всех участников!
перед памятным камнем Страстного монастыря.
Здесь и ниже три памятные фотографии.
Последние две субботы выпали на конец года
31 декабря 2022 года
и на Рождество Христово !!!
7 января 2023 года.
А сейчас, в день Отдания праздника Рождества Христова
13 января 2023 года,
на Пушкинской площади царит особое настроение
тишины и благодати.
Людей немного, нарядный фонтан помнит о стоявшем на его месте
Страстном соборе, вход в который охраняет памятный камень Страстному монастырю
Преставление и второе обретение мощей
прп. Серафима, Саровского чудотворца
(память 15 января)
Если же вспомнить о часовне Серафимо-Дивеевского подворья на 1-ой Мещанской ул.
в Москве (1913 – 1929 гг.), мощи прп. Серафима после 1921 г. могли быть перевезены в
Москву и сохранены в часовне. После закрытия часовни, мощи были изъяты и перенесены
в созданный в 1928 г. при Центральном совете Союза воинствующих безбожников
Центральный антирелигиозный музей (ЦАМ) в Страстном монастыре, где он
располагался до 1937 года.
После закрытия монастыря его фонды и дирекция были перемещены в церковь Свт.
Николая в Новой Слободе на Каляевской (ныне Долгоруковской) ул, д. 23. Далее следы
мощей прп.Серафима, как и св.вмц. Анастасии Узорешительницы из Страстного
монастыря и других святых, ведут в тогдашний Ленинград, в Музей истории религии,
созданный в 1946 г. на базе двух ранее ликвидированных музеев: Антирелигиозного (в
бывшем Казанском соборе) и Центрального антирелигиозного в Москве (ЦАМ).2
Второе обретение мощей состоялось в январе 1991 г., в запасниках Музея истории
религии и атеизма, который располагался в здании Казанского собора в Ленинграде,
неожиданно для всех были найдены мощи преподобного Серафима Саровского - одного
из самых почитаемых русских православных святых.2
под Центральный антирелигиозный музей
Провальной, поскольку Страстная девичья обитель, где веками совершались
молитвенные действия, включая Литургии в 8-ми престолах её, должна была отторгнуть
столь святотатственный проект.
Экспозиции музея целенаправленно вели к тому, чтобы вызвать отторжение, буквально
отвращение к церкви.4
Безмерно обидным для верующих было представление в музее в
открытом виде мощей чтимых народом святых. Имеются свидетельства о множестве
посетителей музея. На самом деле большинство их шли поклониться мощам святых.
Стены собора тихой безобидной девичьей обители не выдержали наскока пролетарской
культуры, музей не состоялся, а на колокольне какое-то время существовали два
изображения, символизирующие противостояние культуры и церкви: икона Страстной
Божией Матери и вывеска под ней: «Центральный антирелигиозный музей».
Перед разрушением, Страстной собор удостоился признания его 25 ноября 1932 г.
памятником материальной культуры, паспорт которого хранится в архиве ЦАНТДМ.5
Представленные ниже фрагмент разреза, планы первого и второго этажей Страстного
собора в проекте его приспособления под антирелигиозный музей 1928 года хранятся в
архиве им. А.М. Щусева.6
А в памяти поколений останутся воспоминания очевидцев, рисунки, чертежи и проекты воссоздания Страстного монастыря и его замечательного Страстного собора.
1 Дмитрий Сафонов «Второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского»,
Православие. Ру, 30.07.2003, Архив.
2 Церковный вестник № 13-14 (266-267) июль 2003
3 АИ-46 ГНИМА им. А.В. Щусева, фототека, ист.V-43344
4 Козлов В.Ф. Черные годы московских обителей// Московский журнал, 1991, №11
5 ЦАНТДМ, Документальные и фактические данные о памятнике материальной культуры
№134. Центральные Государственные Реставрационные Мастерские Наркомпроса, 25
ноября 1932 года»
6 АИ-41-43 ГНИМА им. А.В. Щусева, фототека, Р-1-1720
(худ. Н.Я. Тамонькин, 1936)
4 января 2023 года,
в среду, в 14:00
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
престольный праздник Страстного монастыря во имя
св. вмц. АНАСТАСИИ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦЫ
в Пушкинском сквере, у памятного камня Страстному монастырю состоится
чтение акафиста и традиционный крестный ход
вокруг исторической территории монастыря.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
Престол Страстного монастыря
во имя св. вмц. Анастасии Узорешительницы
(празднование 4 января)
- 5 престолов в Страстном соборе: Страстной иконы Божией Матери, Михаила
Архангела и Св. Николая (равно временных строительству собора в 1646 г.),
вмц. Анастасии Узорешительницы (1841 г.) и прп. Нила Столобенского (1899 г.);
- 2 престола в колокольне: прп. Алексия человека Божьего (1697 года, повторен в
новой колокольне 1855 года) и престол Боголюбской иконы Божией Матери (кон.
XVIII века), вначале бывшего в отдельно стоящей часовне, а после возведения
новой колокольни встроенной в неё;
- престол прпп. Антония и Феодосия Печерских в храме (1898-99 годы) при новой
трапезной монастыря ;
- престол в храме Покрова Пресвятой Богородицы на хуторе в Коськово (1896 г.).
1.Страстной собор; 2.Колокольня; 3.Храм прпп. Антония
и Феодосия Печерских при трапезной; 4.Доходный дом
св. вмц. Анастасии Узорешительницы в Страстном соборе
В 1862 году Страстной монастырь посетил великий князь Михаил Николаевич и
принёс в дар изящную серебряно - вызолоченную лампаду с двуглавым орлом к иконе
святой великомученицы, Небесной заступнице его дочери Анастасии. Лампаду
с благоговением затеплил у святых мощей митрополит Московский и Коломенский
Филарет. Огонь в лампаде поддерживался вплоть до закрытия монастыря.1
Всё предреволюционное время мощи св. вмц. Анастасии почитались ценнейшей
реликвией Страстного монастыря.
Мощи святых после закрытия обители и её разрушения не представляли для безбожной
власти ценности, как иконы, книги и церковные принадлежности. И всё же судьбу ковчега
с мощами св. Анастасии оказалось возможным проследить крупными стежками
конкретных сведений и логически обоснованными связками.
После закрытия Страстного монастыря, в его зданиях располагался Центральный
антирелигиозный музей (ЦАМ), где выставлялись иконы, утварь и мощи, но не честной
главы св. вмч. Анастасии Узорешительницы. Есть обнадёживающее свидетельство
перемещения фондов и дирекции ЦАМ после разрушения монастыря в закрытую церковь
свт. Николая в Новой Слободе на Каляевской, ныне Долгоруковской, улице, д. 23.
О самой церкви в данном контексте известно, что она была закрыта в 1934 г., в 1936–37
годы перестроена под надобности Центрального антирелигиозного музея вместо ЦАМ
в Страстном монастыре, предназначенном под снос. Обоснованно предположение, что
ковчег с мощами святой великомученицы поступил в Фонд нового ЦАМ в храме
св. Николая. В 1945 г. чудовищно изуродованный храм уже принадлежал
Союзмультфильму и передан церкви только в 2018 году.
В послевоенные годы Совет по делам РПЦ в Совмине СССР провёл “инвентаризацию”
имеющихся в фондах музеев СССР реликвий, изъятых из церквей во время кампании по
“ликвидации мощей” 1920-1921 гг. В своём докладе В.Д. Бонч-Бруевич, директор Музея
истории религии (был создан в 1946 г. в Ленинграде на базе Антирелигиозного музея в
Казанском соборе и ЦАМ в Московском Страстном монастыре) перечисляет среди
отправленных в его музей ковчег с честной главой св. Анастасии Узорешительницы.
Однако в Москве, по его сведениям, еще оставался ковчег с кистью руки вмц.
Анастасии Узорешительницы.
Далее следы мощей св. Анастасии теряются в российских фондах, где не справлялись с
инвентаризацией массива конфискованных ценностей церквей и монастырей. Так,
известно письмо В.Д. Бонч-Бруевича председателю Совета по делам РПЦ при Совете
Министров СССР с просьбой передать их «каким-нибудь религиозным организациям, или
в музеи, или в какие-нибудь склады... Для нас, как видите, они не нужны совершенно».2
Весьма неожиданным явилось сообщение о принесении в Киев 8 мая 2011 г. честной
главы св. вмц. Анастасии Узорешительницы в сопровождении игумена монастыря св.
Анастасии Узорешительницы митрополита Милитийского Апостола. Всего в течение
месяца честная глава великомученицы побывала в 5 городах Украины.3
св. вмц. Анастасии Узорешительницы
Встаёт вопрос, когда и как оказалась святыня древнего греческого монастыря в Грузии?
Возможным ответом может быть свидетельство о разрушении монастыря, сожжении и
уничтожении его сокровищ турками в 1821 году.4
Монахи могли спасти свою реликвию,
отправив мощи св. Анастасии в Грузию через Крым (кстати напомнить о существовании
близ Бахчисарая скита св. вмц. Анастасии Узорешительницы, известного с VIII в.).
А в мае 2012 года Священный Синод Вселенского Патриархата официально уведомил
все Поместные Церкви, что из монастыря близ Салоник (Греция) во имя св. вмц.
Анастасии Узорешительницы похищены "ковчег с честной главой великомученицы,
ковчег со стопой святой, общий ковчег с мощами святой Анастасии».5
Поиск украденных мощей св. Анастасии Узорешительницы ведётся Интерполом. Ищут
грабителей и заказчика, которым мог быть богатый украинец. 6 и 7
В 2016 году митрополит афонского монастыря направил досье о похищении мощей св.
Анастасии Президенту РФ В.В. Путину и Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу,
пожелавших оказать помощь в расследовании.
По последним сведениям, грабители признали отправку мощей автобусом в Бухарест,
но не назвали заказчика.8
Как бы то ни было, есть надежда на сохранность ковчега с мощами св. Анастасии и
неминуемое обнаружение заказчика тяжкого преступления.
Однако со времени похищения ковчегов с мощами святой великомученицы, прошло 10 лет. И ныне храм в Салониках, и наш престольный праздник во имя Её будут отмечаться надеждой на восстановление справедливости, но без Её мощей.
Возможно, нужно смотреть в будущее. В Москве ныне завершается строительство единственного храма во имя святой Анастасии Узорешительницы на улице Тёплый стан 2.
1) А.Ф. Токмаков «Историко-статистич. и археологич. описание Моск. Страстного
девичьего монастыря», 1897.
2) Церковный вестник № 13-14 (266-267) июль 2003.
3) портал Православие.Ру, 10 мая 2011 года.
4) портал Грекомания.Ру. Путеводитель по
Греции и монастырям св. Афона.
5) портал Православие. Ру, 08.05.2012 г.
6 и 7) портал Православие.ру, 10.09.2014 г. и 18.05.2015 г.
8) портал greekorbis.gr, 08.06.2016.
31 декабря 2022 года
в Пушкинском сквере состоялись традиционные
субботние молитвенные мероприятия общины Страстного монастыря
за восстановление святыни на своём историческом месте.
В субботу на площади состоялся благодарственный молебен,
подводящий итог уходящему году. Был прочитан акафист
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Людмила и Владимир рассказали о паломничестве в Венецию,Рим, Париж и Вену,
где во многих храмах им встречался Страстной образ Богородицы.
На молитвенное стояние
было принесено видео и
фото (интерьер) изображение
Свято – Николаевского собора
в Вене, Просто для интереса
20 декабря 2022 года
состоялись молитвенные мероприятия, посвящённые престольиому празднику
во имя прп. Нила Столобенского
20 декабря состоялся ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК СТРАСТНОГО МОНАСТЫРЯ, посвященный памяти преподобного НИЛА СТОЛОБЕНСКОГО (1554)
Преподобный Нил явил миру образец монашеского служения и известен сегодня повсюду.
Престол во имя прп. Нила Столобенского был устроен в Страстном соборе в 1899 году чаянием супруги почившего священника Нила
Воронцова, прослужившего в Страстном монастыре 46 лет и снискавшего большое уважение у священноначалия и монашествующих.
Престол был размещён на втором уровне Страстного собора, со
стороны Страстного бульвара.
Служили в память о преподобном и в Горненском монастыре. Продолжает действовать молитвенный мост между Москвой и Иерусалимом!
ВМЕСТЕ МЫ МНОГОЕ МОЖЕМ!
ДО ВСТРЕЧИ, ДРУЗЬЯ!
19 декабря 2022 года
в Пушкинском сквере состоялись молитвенные мероприятия, посвящённые
престольному празднику Страстного монастыря
во имя Святого Николая Чудотворца
участников праздника. В их числе о. Алексий,
настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках.
по территории
Страстного монастыря
19 и 20 декабря 2022 года,
в понедельник и во вторник, в 14:00
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
престольные праздники Страстного монастыря во имя
СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ и прп. НИЛА СТОЛОБЕНСКОГО
в Пушкинском сквере, у памятного камня Страстному монастырю состоится
чтение акафистов соответственно Святителю Николою и прп. Нилу Столобенскому
и традиционный крестный ход
вокруг исторической территории монастыря.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
во имя Святителя Николая
(празднование 19 декабря)
в 1929 году было 4 храма и 9 престолов:
- 2 престола в колокольне: прп. Алексия человека Божьего (1692 года, повторен в
новой колокольне 1855 года) и престол Боголюбской иконы Божией Матери (кон.
XVIII века), вначале бывшего в отдельно стоящей часовне, а после возведения
новой колокольни встроенной в неё;
- престол прпп. Антония и Феодосия Печерских в храме (1898-99 годы) при новой
трапезной монастыря Ил.1);
- престол в храме Покрова Пресвятой Богородицы на хуторе в Коськово (1896 г.).
1.Страстной собор; 2.Колокольня; 3.Храм прпп. Антония
и Феодосия Печерских при трапезной; 4.Доходный дом
место размещения престола Святителя Николая в Страстном соборе
(разработка арх. Р. Цеханского)
Возникает вопрос, почему при назначении престолов в построенном
в 1641 – 46 гг. Страстном соборе Михаил Фёдорович, по воле которого была
принесена в Москву чудотворная Страстная икона Божией Матери и начато
строительство Страстного собора для иконы, и Алексей Михайлович, достроивший
собор после его кончины, посчитали необходимым отвести место и для престола
Святителя Николая.
Возможный ответ кроется в самом образе Святителя Николая, глубоко почитаемого на
Руси. Престолы ему обустраивались во многих храмах, при этом в каждом случае от
Святителя Николая ожидали помощи в разрешении конкретных «функциональных»
задач, среди которых исследователь этой темы Р. Цеханский на первое место ставит «градозащитно-символическую» функцию.
Традиционно Никольские ворота Кремля украшала икона свт. Николы, обращённого
ликом к Китай-городу. Изображение было исполнено в образе Николы Можайского,
впервые заменившего Евангелие и благословляющий жест на меч в одной руке и город в
другой. Градозащитный аспект поклонения образу свт. Николы Можайского дополняется
его духовным содержанием. Имя св. Николая произведено от греческого слова «ника» —
победа. Но победа не обязательно может быть военной. Святитель способствовал победе
христианства над язычеством, истинного мировоззрения над ложным, духа над животом,
Бога над дьяволом. В этом смысл изображения меча. Город в его руке трактуется и как
образ Небесного Града Иерусалима, и как изображение Вселенской церкви, которой
Спаситель является Вселенским учителем.
В подтверждение сказанному, в 2010 году после расчистки штукатурки, на Никольской
башне Кремля открылся древний Николин образ с мечом и градом в руках. 1)