К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
В Страстном монастыре к моменту его закрытия в 1929 году было четыре храма и 9
престолов:
Ил.1 Схема генплана Страстного монастыря 1911-1937 гг.
Часовня Боголюбской иконы Божией Матери сер. XVIII века вначале была отдельно
стоящим строением, а после возведения в 1855 году М.Д. Быковским новой колокольни
встроена в неё непосредственно справа от центральной проходной арки на территорию
монастыря. Авторские архивные чертежи колокольни в настоящее время не обнаружены.
Ил.2 Схема плана первого этажа колокольни с часовней Боголюбской иконы Божией Матери
Сама же икона Пресвятой Богородицы в часовне Страстного монастыря прежде
помещалась на старых Триумфальных воротах, а после их разборки была пожертвована
монастырю Городским Управлением. Других сведений о самой иконе Пресвятой
Богородицы в данном источнике и в известных других не было1).
Ил.3 Интерьер верхней галереи Страстного собора с видом на престол
Внимание в монастыре именно к иконе Боголюбской Божией Матери объяснимо при
наличии иконы этого образа на старых Триумфальных воротах.
Ил.4 Чертёж Триумфальных ворот,
На месте сломанных стен и Тверских ворот Белого города в XVIII веке устраивались
Триумфальные декоративные арки в связи с различными знаменательными
историческими событиями. На одной из них, а именно сооружённой по случаю коронации
императрицы Елизаветы Петровны в 1742 году, довольно явственно просматривается
иконографический образ Боголюбской иконы Божией Матери (Ил.4).
Ил.5 Страстная площадь в 1860-е гг.,
Колокольня была построена М.Д. Быковским в 1849 – 1855 годы, в которую была
вписана часовня Боголюбской иконы Божией Матери, переставшей быть
самостоятельным сооружением.
Ил.6 Фрагмент фотографии Страстного монастыря в 1880-е гг.
Возникают вопросы в отношении Боголюбской иконы Божией Матери, как бы
предназначенной быть в этом образе во время коронации императрицы Елизаветы
Петровны и в месте её торжественного входа в град Москвы через Триумфальные ворота.
Ил.7 Фрагмент Триумфальных ворот
В Коронационном альбоме императрицы Елизаветы Петровны 1742-43 годов приведен
проект Триумфальных ворот и основные элементы декора Изображена над центральной
аркой со всей очевидностью икона, весьма напоминающая по образу Боголюбскую икону
Божией Матери.2)
Ил.8 Боголюбская (Московская) икона
Первоначальная икона сохранилась, пережила реставрацию, была расшифрована и
надпись на свитке: «Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, услыши молитву
мою…». За прошедшие века написаны многочисленные списки с иконы, и изводы
Боголюбского образа. В частности, изображались предстоящие Богородице святые и
народ, иногда на фоне городских построек и церквей. Господь размещался не только в
правом углу полотна иконы, но и по центру, как на иконе Триумфальных ворот.
Уважаемые посетители сайта!
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
Отмечается ежегодно в 6-е воскресение по Пасхе
Явление людям чудотворной Страстной иконы Божией Матери произошло по воле Самой Пресвятой Богородицы, Которая откликнулась на просьбу болящей женщины Екатерины из села Палец Нижегородской области избавить её от душевного недуга, обещав уйти в монастырь. Получала исцеление, нарушала свой обет и снова заболевала. И вновь являлась ей всемилостивая Богородица. Наконец, велела идти к людям, возвести о Своём явлении и передать наказ, чтобы воздерживались от злобы, зависти и пьянства, всякой нечистоты и жили в нелицемерной любви друг к другу.
Ил.1 Крестный ход молитвенников за воссоздание
В 2012 году храм в селе Палец переведён Патриархией в разряд восстанавливаемых церковных объектов, благодаря подвижнической работе инициативной группы мирян села Палец, подобно московской общине за возрождение Страстного монастыря. В храме идут службы, совершаются крестные ходы с заходом на Страстной источник. Одновременно с этим, продолжаются восстановительные работы храма и его интерьеров. Церковь в честь Страстной иконы Божией Матери уже под крышей, достроена колокольня (Ил.2).
Ил.2 Вид воссоздаваемого храма Одигитрии - Страстной с востока, 2018 год
Прихожане сообщили о чуде цветения сирени на голых ветках в конце сентября 2015 года, когда развернулись активные работы по воссозданию храма и колокольни (ил.3).
Ил.3 Чудо цветения сирени в конце сентября 2015 года
Возрождён святой источник, где, по преданию, Царица Небесная явилась – обустроен деревянный сруб с навесом и иконкой Богородицы 5.
Ил.4 Крестный ход молитвенников в обход святых мест окрест храма Одигитрии-Страстной:
Ежегодно после Литургии и молебна с водосвятием совершаются Крестные ходы окрест храма Богородицы – Страстной сначала к месту,
где стояла ныне утраченная церковь свв. Косьмы и Дамиана,
принявшая в свои стены икону Одигитрии – Страстной до построения
для неё каменного храма; далее – к Святому источнику (Ил.4).
Источники сведений:
6 июня (26 мая) 1799 года,
Пушкин придавал большое значение своему рождению в Великий праздник Вознесения Христово. По замечанию историографа П. В. Анненкова: «Обстоятельство это он не приписывал одной случайности. Важнейшие события его жизни, по собственному его признанию, все совпадали с днём Вознесения. Незадолго до своей смерти он задумчиво рассказывал об этом одному из своих друзей и передал ему твердое свое намерение выстроить, со временем, в селе Михайловском церковь во имя Вознесения Господня. Упоминая о таинственной связи всей своей жизни с одним великим днем духовного торжества, он прибавил: «Ты понимаешь, всё это произошло недаром и не может быть делом одного случая». Предполагал Александр Сергеевич Пушкин, что на праздник Вознесения и умрёт (а умер в день блаженной памяти святого Ефрема Сирина).
2 Исследовательская работа на тему: «Нити родословной: Александр Сергеевич Пушкин и Александр Невский», автор: Березина Зинаида Сергеевна, п.Вереяул, Центральная 17-б-33, руководитель: Шашкова Л.Г., учитель истории и обществознания.
Ссылки на источники: 1 «Тысячелетнее древо » –М.:Либерия-Бибинформ, 2005; 2 Пушкины. Родословная роспись. Л., 1932; 3 «Тысячелетнее древо » –М.:Либерия-Бибинформ,2005;
4 Потомки "мужа честна" Ратши: генеалогия дворян Каменских, Курицыных и Волковых - Курицыных. М., 1994. С.21. 5 История родов русского дворянства. Т.1.М., 1991. С.22.
В тот же день, как родился будущий поэт, у императора Павла родилась внучка, в честь которой во всех церквах шли молебны и гудели колокола. Так, по случайному совпадению день рождения русского гения был ознаменован всеобщим народным ликованием.
На Пушкинских праздниках, и в качестве самостоятельных мероприятий, на Тверском бульваре устраивались внушительные книжные базары.
В этом, 2022 году, мы будем отмечать трагический для Страстного монастыря, Тверского бульвара и для самого памятника Пушкину
Многие исследователи считают, что Пушкин в образе своего памятника не стоит, а идёт. Он (памятник) как бы шёл по Тверскому бульвару и остановился
перед Страстной площадью и Страстным монастырём. Объяснима и поза поэт в памятнике со снятым цилиндром и правой рукой на груди.
В Пушкинский сквер с Тверского бульвара памятник перемещали насильно. Но он сохранил свою позу, поскольку неизбежно возвращение памятника на Тверской бульвар и связанное этим воссоздание Страстной обители.
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
«До глубокой старости сподобил Господь дожить Своего великого Угодника. Но наступило время, когда и он должен был отдать общий долг человеческого естества. После непродолжительной болезни он мирно скончался 6 декабря 342 года, и был погребен в соборной церкви города Миры.
Ил.1 Проект арх. А.В. Щусева Русского Подворья в Бари
Ил.2 Фрагмент здания Свято – Никольского храма с памятником
В Подворье не прерывалась молитвенная деятельность и работы по внутреннему обустройству строений и территории. В 1971 году в саду Подворья возведена Никольская часовня в память о Императоре Российском Николае II (Ил.3).
Ил.3 Никольская часовня в Русском Подворье в Бари
В 2008 году Подворье свт. Николая в Бари было возвращено России, и 2011 году открыто для паломников после официальной его передачи Русской Православной церкви2.
Источники информации:
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Престол Страстного монастыря
В Страстном монастыре к моменту его закрытия в 1929 году было четыре храма
и 9 престолов:
Схема генплана Страстного монастыря 1911-1937 гг..
Надвратная церковь прп. Алексия человека Божьего была устроена в 1692 году
Н. Нарышкиной, супругой почившего царя Алексея Михайловича во имя его небесного
покровителя. В этих целях старая колокольня была надстроена 3-им этажом. И в новой
колокольне по проекту М.Д. Быковского храм размещён на 3-м этаже.
Схема плана 3-го этажа новой колокольни сер. XIX века М.Д. Быковского
И старая, и новая колокольня по проекту М.Д. Быковского имели в основании с двух
сторон протяжённые ярусы, ступенчато переходящие в столпообразный четверик,
завершающийся восьмигранником уровня звона.
Вид колокольни XVII века
Вид колокольни сер.XIX века М.Д. Быковского
Боковой и дворовый фасад
Храм прп. Алексия человека Божьего и в новой колокольне был небольшого размера,
богато и искусно оформлен. Иконы работы известного художника В.В. Пукирёва.
Созданная им икона прп. Алексия человека Божьего не сохранилась, однако в
литературном источнике приводится её рисунок и отмечается, что святой представлен на
иконе, «как живой».1
Вместе с тем, существуют копии с иконы святого в Страстном монастыре. Одна из них
1905 года, литография из Киево-Печерской Лавры, представлена вверху текста.
Колокольня Страстного монастыря в Пушкинском сквере,
Уместно напомнить об известном факте посещения Страстного монастыря в 1871 году
Его Королевским Высочеством Принцем Фридрих-Карл Прусским, который поднимался
на колокольню (возможно только на уровень церкви на 3-ем этаже), чтобы любоваться
панорамой Москвы. По его словам, действительно, «вид изумительный». Можно
предположить, что и в действующей по воссоздании колокольне могут быть
позволительны посещения горожанами площадок звона и беседки, открытых для
любования Москвой на все 4 стороны.
Фрагмент воссозданной Страстной (Пушкинской) площади
А воссозданная надвратная церковь прп. Алексия человека Божьего в колокольне
Страстного монастыря будет исполнять предназначенную ей функцию - служить
молитвенным местом:
Воссозданный храм прп. Алексия человека Божьего
Расцвет Алексеевского монастыря связан с именем игуменьи Антонии (Троилиной)
(1871-1897), духовной дочери митрополита Московского Филарета (Дроздова). В
частности, монастырь приобрёл землю, где был построен храм Всех Святых, основано
училище по подготовке православных учительниц. Под её руководством монастырь был
капитально отремонтирован, построены новые корпуса и богадельня, благоустроена
территория. Напомним, игуменья Антония (Троилина) до её перевода в Алексеевский
монастырь управляла Московским Страстным монастырём (1862-1871). 1,2
А. Мелихова
Литография по рисунку А.Феррари, 1860 год
Mитрополит Филарет Московский и Коломенский.
Не знаю, была ли особенная мысль, которая бы управляла намерением посвятить имени
преподобного Алексия, человека Божия, храм, созданный над вратами обители. Но мне в сих
вратах встречаются мысли, мимо которых пройти без внимания было бы не безвинно.
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
Памятная дата Страстного монастыря –
2 (15) марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви села Коломенское была найдена
большая почерневшая от времени икона Божией Матери. Пречистая сидит на троне с
короной на голове; в руках царские регалии – скипетр и держава. На Её коленях
восседает Младенец Христос, указующий перстом на державу. Вверху на Небесах -
благословляющий их Господь.
Государь ещё ранее, в феврале, должен был знать о поисках иконы Божией Матери,
привидевшейся, по преданию, жительнице слободы Перерва Бронницкого уезда в двух
снах с требованием найти в белой церкви в селе Коломенском «чёрную» икону и сделать
её «красной».
Икона вернулась в бывшую царскую резиденцию великих князей и царей. Деревянный
храм Казанской Божией Матери был построен первым царём Дома Романовых в 1630-е
годы в память об избавлении от польско-литовских интервентов в 1612 году. Стал
каменным при Алексее Михайловиче и служил домовой церковью, а в к.XVIII века стал
приходским, за ненадобностью знаменитого дворца Алексея Михайловича, с которым
соединялся переходом.
Торжественный въезд в Москву на коронацию Николая II
Известны посещения Страстного монастыря Государём с супругой, в т. ч. в Страстную
седмицу, зафиксированные на фотографиях предреволюционного времени.
Посещение Страстного монастыря Государём Николаем II и Государыней
Община Страстного монастыря с 2006 года совершает молитвенные мероприятия за
воссоздание обители на своём историческом месте, окормляемая настоятелем храма
Успения Пресвятой Богородицы в Путинках протоиереем Алексием Гомоновым.
Для общины, чтущей память о последнем
Государе Российском, чрезвычайно важно
единомыслие с духовным наставником,
который является также исполняющим
церковное служение в построенным им
храме Святых Царственных
Страстотерпцев в Аляухово МО.
А. Мелихова
22 февраля 2023 года предстала пред Господом раба Божия Лидия
На фото: Ежегодная выставке ЗОДЧЕСТВО - Аида Александровна представляет проект реконструкции Страстного монастыря.
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
В планах общины:
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
10 ФЕВРАЛЯ
10 февраля 1837 года
100-летие гибели А.С. Пушкина отмечалось на Пушкинской площади торжественно, почти празднично, с изображением поэта в рост на обречённой к сносу колокольне. Страстной монастырь был снесён осенью того же года.
В советское время трактовка образа поэта была односторонне направлена на навязываемое ему атеистическое мировоззрение.
Рисунок А.С. Пушкина Страстного монастыря
(предположительно)
Знаменательно совпадение памятных дат, приходящихся
«Господи и Владыка живота моего, дух праздности,
Отцы - пустынники и жены непорочны,
Отцы-пустынники и жены непорочны...
Некоторые исследователи предполагают, что вполне могла произойти встреча Александра Сергеевича с преподобным Серафимом Саровским, судя по переменам в творчестве поэта. И, возможно, это батюшка Серафим изображен поэтом на полях стихотворного переложения молитвы прп. Ефрема Сирина.
Чудный сон мне Бог послал:
Здесь исследователи видят некое явление самому поэту с предсказанием близкого завершения его жизни.4
Похоронили Пушкина по его желанию в Святогорском монастыре, у алтарной стены Свято-Успенского собора, где были захоронены его предки по линии Ганнибалов.
Источники:
А. Мелихова
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
В планах общины:
01 июля 2024 года,
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
престольный праздник Страстного монастыря во имя
БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В планах общины:
в Пушкинском сквере, у памятного камня Страстному монастырю состоится
чтение акафиста Боголюбской иконе Божией Матери и традиционный крестный ход
вокруг исторической территории монастыря.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
Престол Страстного монастыря во имя
Боголюбской иконы Божией Матери
(празднование 1 июля)
- 5 престолов в Страстном соборе - Страстной иконы Божией Матери, Михаила Архангела
и свт. Николая (равно временных строительству собора в 1646 г.);
св. вмц.Анастасии Узорешительницы (1841года) и прп.Нила Столобенского (1899 г.);
- 2 престола в колокольне - прп. Алексия человека Божьего (1697 г.) (повторен в новой
колокольне 1855 года) и Боголюбской иконы Божией Матери в часовне (кон. XVIII
века);
- престол прпп. Антония и Феодосия Печерских в храме при новой трапезной монастыря
(1898-99 годы);
- престол Покрова Пресвятой Богородицы в храме на хуторе в Коськово (1896 г.).
1.Страстной собор; 2.Колокольня; 3.Храм прпп. Антония
и Феодосия Печерских при трапезной; 4.Доходный дом
Ниже приводится схема первого этажа колокольни с тремя проходными арками в
монастырь и размещением часовни Боголюбской иконы Божией Матери в торце правого
крыла колокольни (Ил.2).
(проектное предложение арх. Р. Цеханского)
Существенной подсказкой имени подаренной монастырю иконы является особое
почитание в Страстном монастыре Боголюбской иконы Божией Матери, написанной в
XVIII веке на стене Страстного собора и оставшейся невредимой после пожара 1778 года
(Ил.3).
прп.Нила Столобенского. Слева на стене в киоте Боголюбская икона Божией Матери
(из фондов Музея архитектуры им. А.В. Щусева)
что на Тверской улице Земляного города
С сер. XVIII века часовня Боголюбской иконы Божией Матери стояла в виде 8-
мигранного, 2-х этажного строения на площади перед колокольней Страстного монастыря
вплоть до окончания строительства новой колокольни (Ил.5).
литография по акв. И.И. Шарлеманя, 1854
На всех последующих фотографиях и рисунках Страстной площади нет-нет да
появляется отдалённо похожее небольшое строение перед колокольней. Однако правая
входная арка изображается не проходной, что подтверждает наличие здесь часовни (Ил.6).
с Боголюбской иконой Божией Матери (см. Ил.4)
Однако о том, что это икона и именно Боголюбская, речь не идёт. Более того, на первый
взгляд здесь в богато декорированной раме представлена императрица. В одном серьёзном
источнике в описании Триумфальных ворот упоминаются голубицы и ласточки, гирлянды
цветов, плодов, а сама императрица с короной на голове уподобляется звезде, солнцу.
Возможно, сбивает с толку корона и свободное одеяние Богородицы. Однако корона и
нимб имеют место на многих иконах Пресвятой Богородицы, в том числе на Боголюбской
иконе.
Вместе с тем, наличие иконы в Триумфальной арке уместно, как благословение на
коронацию, а не только изображение торжественного входа в Москву и встреча будущей
императрицы с народом, с жителями города.
На иконе Триумфальных ворот Божия Матерь изображена в образе Царицы Небесной с
короной на голове, с предстоящим перед ней народом на фоне городских строений. В
небесах – Господь с распростёртыми руками и тянущейся от Него к Богородице длинной
надписью, которую прочитать технически невозможно. Однако явственно
просматриваются все другие элементы композиции именно Боголюбской иконы.
Немного об истории Боголюбской иконы, во многом объясняющей, почему этот образ
был поставлен на Триумфальных воротах, а позже подарен Страстному монастырю.
Боголюбская икона Божией Матери была написана в XII веке в память о явлении
великому князю Андрею Боголюбскому Божией Матери, стоящей в рост
с поднятыми руками и свитком
с молитвой о благословении к Иисусу Христу. Это произошло во время путешествия
князя во Владимирские земли, когда кони встали на пути, и привидившаяся ему
Богородица повелела поставить на этом месте церковь в честь Её Рождества и устроить
здесь женский монастырь. Что и было исполнено. Празднование иконе было установлено
1 июля (18 июня ст.ст.) самим Андреем Боголюбским.
Божией Матери с Варварских ворот Китай-города
(сохранена в храме Петра и Павла у Яузских ворот)
В XVII столетии Боголюбская икона Божией Матери являлась святыней, охраняющей
жителей Москвы. Была установлена на Варварских воротах Китай – города, и в дни
празднования, её спускали в пристроенную к башне часовню. Икона Боголюбская (т. наз.
Московская) с Варварских ворот была спасена в храме Петра и Павла у Яузских ворот на
Кулишках (Ил.8).
Мы видим, что наше предположение об образе именно Боголюбской иконы Божией
Матери на Триумфальных воротах достаточно обосновано.
А что касается вопроса, почему была подарена Боголюбская икона с Триумфальных
ворот Земляного города Страстному монастырю, достаточно вспомнить, что, по
преданию, «кони встали» с иконой Божией Матери в XII веке,
и была поставлена церковь, а потом монастырь. И в XVII веке «кони встали», икона
Страстная не пошла в город, и был построен собор близ Тверской башни Белого города, а
следом основан Страстной монастырь.
И оба монастыря – женские...
Многое изменилось за прошедшее время. Ныне нет Страстного монастыря,
разрушенного в тяжело памятном 1937 году.
Однако есть обоснованная надежда на воссоздание Страстного монастыря со всеми его
8-мью престолами, первым шагом которого явится колокольня с надвратным храмом прп.
Алексия человека Божьего и часовней Боголюбской иконы Божией Матери. А памятник
Пушкину, занимающий её место, по всем законам исторической справедливости будет
возвращён на Тверской бульвар.
Источники сведений
1) Токмаков И.Ф. «Историко – статистическое и археологическое описание Московского Страстного девичьего монастыря», М., 1897, печ. А.И. Снегирёвой, с.35
2) Н. Маркова. Об истории создания Коронационного альбома императрицы Елизаветы Петровны//Третьяковская галерея, 2011, №1, с.4-21
А. Мелихова
Поздравляем с праздником Святой Троицы,
23 июня 2024 года!
9 июня 2024 года,
в воскресение, в 14 часов
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
переходящий праздник
ДЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ ПЕРВОГО ЧУДА
ОТ СТРАСТНОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ,
произошедшего
30 мая (6-е воскресение по Пасхе) 1641 года
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
Проявление первого чуда
от Страстной иконы Божией Матери в 1641 году
Таким образом, Сама Пресвятая Богородица раскрывает второе мирское значение слова «страсти», которое в дальнейшем также будет присутствовать в образе иконы «Одигитрии - Страстной», где изображены ангелы с орудиями Страстей Господа по сторонам Лика Божией Матери (Ил.1). Её отыщет болящая Екатерина по новому наказу Богородицы у иконописца Григория в Нижнем Новгороде и получит исцеление, явленное первое чудо от Страстной иконы Божией Матери 26 мая 1641 года, «…в среду шестой недели напредь Празднество Вознесения Христово…», по летописным сведениям 1.
Мы же будем ориентироваться на дату, позднее установленную Царём Михаилом Фёдоровичем Романовым – 6-е воскресение по Пасхе 2. От Страстной иконы и далее совершались многие другие чудеса, давшие основание в 1644 году для официального её признания чудотворной 3.
Для поклонения Страстной иконе стекались богомольцы из Нижегородской губернии и двух уездных городов губернии Казанской — из Чебоксар и Космодемьянска. Имеются исторические сведения о 7-ми чудесах в период 1668 – 1763 годы. В рукописи говорится, что паломники с иконами Богородицы Одигитриии, Богородицы Живоносный источник, Николая Чудотворца и Великомученика Георгия 11 июля в Палец, где их со стороны палецкого духовенства, по давнему обыкновению в честь Космодемьянской святыни,
встречали с иконой Божьей Матери животворящим крестом. На другой день 12 июля паломники возвращались домой 4.
Из другого летописного источника известно, что примерно в это же время в марийских землях вспыхнула эпидемия холеры. Население послало в Палец иконописца, который сделал список с чудотворной иконы. Как только его доставили в Козьмодемьянск и пронесли по городу крестным ходом, эпидемия прекратилась. С тех пор каждый год вплоть до Первой мировой войны жители города шли крестным ходом в Палец. Долго шли — с 4 по 18 июля 5.
Таким образом, чудодейственное свойство Страстной иконы распространялось не только на людей, обращающихся к ней с глубокой молитвой за исцелением душевных и телесных недугов. Страстная икона, как сказано в Акафисте, спасала от «… тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла».
Вместе с тем, духовное влияние чудотворной Страстной иконы Божией Матери не ограничилось местностью окрест нижегородского села Палец.
Когда в России в 1830-е годы свирепствовала холера, к игуменье Московского Страстного монастыря обратились с просьбой настоятель и прихожане храма Рождества Богородицы в Селе Верхнее Мячково МО, о написании списка со Страстной иконы Божией Матери.
Эпидемия холеры в 1830 и 1831 годах — первая в истории России вспышка холеры, самого смертоносного в XIX веке инфекционного заболевания. Вспомним Пушкина, который оказался в изоляции, и его плодотворную Болдинскую осень.
Написанную в Страстном монастыре Страстную икону Божией Матери перенесли в храм Рождества Богородицы в селе В. Мячково и установили в приделе Святого пророка Божия Илии. В истории храма сказано: «Эта икона была перенесена в храм из Страстного монастыря в XIX веке в связи с моровым поветрием, нашедшим на окружающие села. Особенно много верующих собирается на молебны пред святой иконой по воскресным дням. Самое торжественное богослужение совершается в день её празднования – 26 августа (13 по ст. ст).
Недалеко от церкви на довольно крутом спуске к реке Москве находится деревянная часовня и святой источник Страстного образа .
Имеются сведения о других случаях исцеления от холеры благодаря Страстной иконе в историческое время. Вместе с тем, сам образ Страстной иконы и в других его разновидностях, а не только из села Палец Новгородской области и глубже XVII века, являл собой спасение от людских недугов и «тлетворных ветр».
Так, проявилась Страстная икона: в городе Липецке во время холеры в округе в 1831 году (установлена в Христо – Рождественском соборе); в Зарядье в Москве во время пожара в 1547 году, после чего царь Иван Грозный принёс икону во дворец, где она прославилась многими чудотворениями, а потом поместил в церкви Зачатия св. Анны, что в Углу; в селе Енакаеве Тамбовской губернии, где исцелились слепой и несколько больных расслабленных (установлена в Благовещенской церкви в Енакаеве) 6.
Дальнейшая судьба Палецкой Страстной иконы имела государственное значение.
От иконописца Григория Страстную икону перенёс в своё имение в селе Палец и установил её в кладбищенской церкви святых Косьмы и Дамиана князь Борис Михайлович Лыков, приходившийся родственником царю Михаилу Фёдоровичу Романову. Прослышавший о чудотворной Страстной иконе царь Михаил Фёдорович повелел привезти её в Москву и встретил её у Тверских ворот Белого города с сыном Алексеем Михайловичем, Святым Патриархом и Священным собором при большом стечении народа 13 августа 1641 года 1,2,3,4.
Икона остановилась сама перед Тверскими воротами, и царь Михаил Фёдорович повелел сделать копию с иконы, возвратить в село Палец и возвести Страстной собор для иконы «на месте сем», у Тверских ворот Белого города. Им же было установлено 2 церковных ежегодных праздника: принесения в Москву Страстной иконы 13 августа и первого проявления ею чудотворных свойств в 6-е воскресение по Пасхе.2
В 1646 году его сыном царём Алексеем Михайловичем на месте остановки иконы достроен Страстной собор, в 1654 году основан у его стен девичий Страстной монастырь 2.
К сожалению, судьба подлинной иконы, возвращённой царём с подобающей честью и благочинием в село Палец, пока не выяснена.
Известно, что икона была увезена в построенный для неё храм в селе Палец, вначале деревянный, в 1680 году каменный с тремя престолами: помимо главного, в честь святой великомученицы Екатерины и святых мучеников Гурия, Самона и Авива 5.
Храм пятиглавый, с центральной световой главой и 4-х скатной кровлей, двустолпный, с пристроенной к ней с запада длинной трапезной. Отдельно стоящая, но на той же продольной оси храма восьмигранная колокольня с куполом и главой - более поздней постройкисм.4.
Известно и то, что в 1934 году церковь разорили, а икона исчезла 5.
Остаётся надеяться, что Страстная икона письма иконописца Григория рано или поздно будет обнаружена, в том числе в запасниках центральных и местных музеев.
Исторически прослеживается связь далёкого от столичного града Москвы села Палец, родовой обители Страстной иконы, с Московским Страстным монастырём, построенным за чертой Белого города, потом оказавшимся на самой оживлённой Страстной (ныне Пушкинской) площади.
Если от разрушенного в годы лихолетья начала XX века Страстного монастыря уцелело лишь одно строение (доходный дом), то храм и его колокольня в честь иконы Божией Матери «Одигитрии - Страстной» в селе Палец сохранились, хотя и значительно разрушенном состоянии (Ил.1).
Храма Одигитрии Страстной в селе Палец, 2011 год
Удивительный адрес имеет храм в честь иконы Божией Матери Одигитрии-Страстной: ул. Кельи, 6, село Палец Перевозского района Нижегородской области.
Что нужно, по мнению прихожан, чтобы возродился храм, - «Крепкая вера и горячая молитва, неравнодушное сердце и великий труд. А главное — помощь Божия. Вот поднимется храм, и, кто знает, может, тогда и явит себя людям «Страстная» чудотворная икона Богородицы, исцелившая много лет назад рабу Божию Екатерину»см.5.
1 «Повесть о явлении Пресвятаго и Чудотворнаго образа Пресвятые Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Честнаго Славнаго Ея Одигитрия, а нарицается образъ Одигитрия Матерь Божия Страстныя». XVIII век. 12 листов. РГБ, ф.310, л. 3об, №405
2 Токмаков И.Ф. «Статистическое и археологическое описание Московского Страстного девичьего монастыря». М.: Типография Л.Ф. Снегирёва, 1897.
3 Макарий, архиман. "Памятники церковных древностей. Нижегородская губерния", Спб, 1857 г. Описание Одигитриевской церкви села Палец Нижегородского уезда
4 Село Палец и «Сказание о Страстной иконе Богородицы Палецкой». И.Д. Сироткина, С.В. Сироткин. (Текст статьи взят из сборника “Мининские чтения” 2012 года). «Сказание о Палецкой иконе». РГБ.Ф.29.(Беляев). №67.3
5«Ведомости Нижегородской митрополии» , 4 (136) 22 февраля 2018 «Может, явит себя Богородица…»
6 Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г.
А. Мелихова
в Великий праздник Вознесения Господня.
родился великий поэт России Александр Сергеевич Пушкин
Пушкин впервые увидел Наталью Гончарову в 1829 году, сделал ей предложение, два года проходил женихом и, наконец, добившись согласия на брак, стал выбирать храм для венчания. Но по воле ли Господней или по желанию самого митрополита Московского и Коломенского, духовно окормлявшего поэта, их венчание состоялось в еще недостроенном
храме «Большое Вознесение» у Никитских 18 февраля 1831 года.
В память о Пушкине, ежегодно 8 июня и 10 февраля в храме «Большое Вознесение» совершается панихида по великому русскому поэту А.С. Пушкину 1.
1 Размещено на сайте храма Большого Вознесения Господне
Ко дню рождения Александра Сергеевича Пушкина уместно вспомнить о его увлечении своей родословной, на которое он много потратил времени в поиске достойных имён своих предков. «…Я не мог отыскать в хрониках моего родоначальника - знаю только, что предки мои уже сражались близ Александра Невского…». Дальше этой догадки Пушкин не двинулся. За него это сделали наши современники с тщанием и любовью к поэту.
Имеется успешно выполненное исследование, целью которого являлось доказательство родства Александра Пушкина с Александром Невским. Надежда автора на успех подкреплялась пушкинскими словами: «Имя предков моих встречается поминутно в нашей истории» 2.
Автор исследования исходил из того, что «Пушкин – эта наша российская история, и в ней кроются истоки пушкинского рода». Как бы по сторонам Пушкинского рода (цепочка предков в нём завершается явлением самого Александра Сергеевича Пушкина) стоят род Ганнибала и род Григория Пушки, а далее уходят в глубокую древность род Ратши и Святого Александра Невского (см. комплексную схему родословной Пушкина).
Основные сведения о результатах данного исследования родословной Пушкина, по большей части в цитатах, приводятся ниже.
«Александр Сергеевич Пушкин, изучая свое генеалогическое древо, считал, что родоначальником Пушкиных был Рача (или Ратша), который служил Александру Невскому. Но поэт допускал историческую ошибку. Рача (или Ратша) не мог служить Александру Невскому по той простой причине, что князя еще не было и в колыбели. Рача — это представитель XII века, а святой князь Александр (Невский) — XIII века. Поэт этого не знал. Ошибка заключалась в том, что он пользовался семейными преданиями, в которых его далекий предок значился дружинником князя. Но Пушкин обладал замечательной способностью ошибаться не ошибаясь.
Что это было: инстинкт ли гения, или способность связывать разные события, которые фиксировала хорошо тренированная память, и верно истолковать их — кто знает? У князя Александра Невского был все-таки человек из рода Рачи — Гаврила Алексич, прославившийся в Невской битве со шведами в 1240 году.
В «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» сохранились яркие портреты дружинников. Первым, на кого указал сам князь, был Гаврила Алексич, предок Пушкина!».
Исследование рода Ратши привело к тому, что «правнук Ратши Гаврила Алексич действительно был дружинником Александра Невского, связан родословными нитями с Александром Невским и является потомком Великого князя в 20-м колене».
«В последний год своего правления Петр Великий задумал учредить особый орден в честь святого князя. Но первое награждение орденом с начертанным на нем девизом "За труды и Отечество" состоялось уже после смерти Петра I, в царствование Екатерины 1. Одним из первых, кто получил награду из рук самой императрицы, был прапрадед Пушкина адмирал Иван Михайлович Головин. В числе двух тысяч кавалеров ордена — царедворцев, дипломатов, полководцев, составлявших славу и гордость России, были прадед поэта генерал-аншеф Абрам Петрович Ганнибал, двоюродный дед — генералпоручик Иван Абрамович Ганнибал, сын — генерал от кавалерии Александр Александрович Пушкин».
«Цепочка родословной соединила славные имена великих предков поэта, первых русских князей: Игоря, Святослава, Владимира Красное Солнышко, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Мстислава Великого. Но вообще пушкинский род уходит корнями в еще более седую и глубокую древность – к Гостомыслу, отцу Умилы – матери Рюрика, и, соответственно, к Рюрику. Родней Пушкину оказались и Дмитрий Пожарский, спасший Русь от врага в смутном 1612 году, и Михаил Кутузов, отстоявший Державу от наполеоновского нашествия спустя два столетия.
652 года отделяли основателя Москвы Юрия Долгорукого (седьмого сына Владимира Мономаха, прадеда Александра Невского) от далекого потомка, родившегося в российской столице в день Вознесения Господня (6 июня по новому стилю). Было угодно судьбе, что памятники Юрию Долгорукому и Пушкину на Тверской оказались совсем недалеко друг от друга – по-родственному...
В роду у Пушкиных и семеро святых: княгиня Ольга и ее внук князь Владимир Красное Солнышко; жена князя Всеволода Большое Гнездо Мария и их сына Михаил Черниговский, казненный ханом Батыем; Александр Невский, еще при жизни осененный ореолом святого за ратные подвиги; Михаил Ярославич Тверской – великий князь Владимирский, предательски убитый в Орде, его жена Анна Ростовская.
«Водились Пушкины с царями» – в стихотворении «Моя родословная» поэт упоминает о четырех Пушкиных, участвовавших в избрании на царство Михаила Романова: «Мы к оной руку приложили…». Однако, как выяснил пушкинист-генеалог, в действительности к грамоте на царство «руку приложили» не четверо, а семеро Пушкиных! Действительно, история его рода неотделима от судеб Отечества – без Пушкиных, Ганнибалов, Головиных, Чичериных, Беклемишевых история России не была бы полной».
«Род Пушкиных многоколенный, разветвленный и уходит своими корнями в древность и продолжается сегодня в многочисленных потомках». В продолжение рода, Александр Сергеевич оставил четверых детей, которых он перечислял по старшинству: «Машка, Сашка, Гришка и Наташка». На самом деле, Мария Александровна Пушкина (1832-1919 гг), Александр Александрович Пушкин (1833-1914 гг), Григорий Александрович Пушкин (1835-1913 гг.), Наталья Александровна Пушкина (1836-1913 гг).
«Потомки поэта – сколько их теперь по всему миру! Они говорят на разных языках, живут в разных странах, у них непохожие судьбы, лица, характеры. Но даже далекие прапра…правнуки помнят о своем родстве с великим поэтом, гордятся им...» 2.
Под знаком всеобщего ликования, как было в самый день рождения будущего поэта, проходят ежегодно Пушкинские праздники, начало которым было положено возведением памятника Пушкину на Тверском бульваре ко дню его рождения 6 июня 1880 года.
Открытие памятника явилось праздником, на который прибыли гости и депутаты от различных, даже далёких от поэзии организаций, из многих городов России. Вначале была отслужена митрополитом Макарием обедня в соборе Страстного монастыря, за Литургией – панихида с провозглашением вечной памяти «болярину Александру». После панихиды Митрополит Макарий сказал своё слово «и сотвори ему вечную память», в котором раскрыл значение самого поэта для российской культуры, как «человека – избранника Самим Творцом».
По приходе процессии из монастыря, исполнен гимн «Коль славен» и состоялась церемония передачи памятника Комитетом «…на охранение этого народного достояния заботливости городского управления древне-престольной Москвы златоверхой».
Городской глава С.М. Третьяков в ответной речи сказал: «…Приняв памятник этот в своё владение, Москва будет хранить его как народное достояние, и да воодушевляет изображение великого поэта нас и грядущие поколения на всё доброе честное, славное».
В коллективном труде «Венок на памятник Пушкину» 1880 года издания указываются три автора памятника: ваятель, академик А.М. Опекушин, строитель, академик И.С. Богомолов и мастер каменного дела Баринов.
Памятник Пушкину был установлен на оконечности Тверского бульвара, с которого как бы поднялся поэт на площадь вместе с гуляющей публикой, и в почтительной позе остановился перед Страстным монастырём.
Первый всенародный праздник при открытии памятника дал череду Пушкинских праздников, отмечаемых вначале в юбилейные годы, а далее и доныне традиционно каждый год в день первого праздника 6 июня 1880 года.
Широко праздновались юбилейные годы, связанные с днём рождением поэта: 100-летия в 1899 году, 150-летие в 1949 году (последний год стояния памятника на своём историческом месте на Тверском бульваре), 200-летия в 1999 году.
А в 1950 году – скромно отмечался москвичами 70-летний юбилей памятника Пушкину не на Тверском бульваре, а в новообразованном сквере на месте разрушенного монастыря,
В 1937 году отмечался, как праздник, чёрный 100-летний юбилей гибели А.С. Пушкина с изображением в рост великого поэта на колокольне обречённого Страстного монастыря.
С перемещением в сквер в 1950 году, можно сказать, состоялось второе открытие памятника Пушкину, теперь лишённого своего историчекого ориентира, собора Страстного монастыря, и зелени Тверского бульвара. Выдающееся произведение монументально – декоративного искусства мирового значения, памятник Пушкину стал камнем преткновения воссозданию Страстной обители, на землю которой он был перемещён. Год за годом, община Страстного монастыря, отмечает 6 июня день рождения великого поэта, одновременно прослеживая годы стояния замечательного ему памятника на монастырской территории.
72-летний юбилей его стояния на святой земле монастыря.
А. Мелихова
22 мая 2024 года,
в среду,
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
ДЕНЬ ПЕРЕНЕСЕНИЯ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ И
ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ ИЗ МИР ЛИКИЙСКИХ В БАР
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
День перенесения мощей Святителя Николая Чудотворца
из Мир Ликийских в Бари,
(память 22 мая)
При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого; не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его начали - и продолжают по сей день - источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения.
Прошло семьсот с лишним лет после кончины Угодника Божьего. Город Миры и вся Ликийская страна были разрушены сарацинами. Развалины храма с гробницей святителя были в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами.
В 1087 году святитель Николай явился во сне одному апулийскому священнику города Бари (в южной Италии) и повелел перенести его мощи в этот город.
Пресвитеры и знатные горожане снарядили для этой цели три корабля и под видом торговцев отправились в путь. Эта предосторожность была нужна для того, чтобы усыпить бдительность венецианцев, которые, проведав о приготовлениях жителей Бари, имели намерение их опередить и привезти мощи Святителя в свой город.
Баряне, окружным путем, через Египет и Палестину, заходя в порты и ведя торговлю, как простые купцы, прибыли, наконец, в Ликийскую землю. Посланные разведчики сообщили, что никакой стражи у гробницы нет, и ее охраняют только четыре старика монаха. Баряне пришли в Миры, где, не зная точного местоположения гробницы, пытались подкупить монахов, предложив им триста золотых монет, но ввиду их отказа, применили силу: связали монахов и, под
угрозой пыток заставили одного малодушного указать им местонахождение гробницы.
Чудесно сохранившаяся гробница белого мрамора была вскрыта. Она оказалась наполненной до краев благоуханным миром, в котором и были погружены мощи святителя. Не имея возможности взять большую и тяжелую гробницу, баряне переложили мощи в заготовленный ковчег и отправились в обратный путь.
Путешествие длилось двадцать дней, и 22/ 9мая 1087 года они прибыли в Бари. Великой святыне была устроена торжественная встреча при участии многочисленного духовенства и всего населения. Вначале мощи святителя были помещены в церкви святого Евстафия.
Множество чудес происходило от них. Через два года была закончена и освящена нижняя часть (крипт) нового храма и во имя святого Николая, сооруженного нарочито для хранения его мощей, куда они и были торжественно перенесены папой Урбаном Вторым 1 октября 1089 года.
Верхняя часть храма (базилика) была построена значительно позже - 22 июня/5 августа 1197 года.
Служба святителю, совершаемая в день перенесения его мощей из Мир Ликийских в Барград – 22/9 мая - была составлена в 1097 году русским православным иноком Печерской обители Григорием и русским митрополитом Ефремом»1.
Русские паломники посещали Базилику с мощами свт. Николая с XV века. Отметим посещение мощей своего небесного покровителя Николаем Александровичем Романовым, тогда ещё наследником престола, 10 ноября 1892 года. Покровительствовал он, и будучи императором Николаем II, созданному в 2011 году так наз. Барградскому Комитету по возведению Подворья свят. Николая в Бари Русской Православной церкви. Он лично одобрил проект А.В. Щусева Свято - Никольского храма и других строений в Подворье РПЦ на приобретённой земле в г. Бари вблизи Базилики с мощами Святителя Ил.1)2.
Комплекс Подворья был построен в 1913 – 15 годы в Псково – Новгородском стиле, являл собой уголок культуры и быта православной России в месте нахождения мощей любимого на Руси святителя Николая Чудотворца. У входа в храм в 2001 году была установлена замечательный памятник свт. Николаю с поднятым мечом и православным храмом в руках (скульптор Вячеслав Клыков)3.
Подворье пережило нелёгкие времена: I Мировой войны и в предреволюционные и последующие годы революцию, гражданскую войну и установления советской власти в России, вплоть до продажи земли значительной части Подворья Муниципалитету города Бари в 1937 году.
свт.Николаю у входа в него (ск. Вяч. Клыков)
1 Сайт храма Святителя Николая Мирликийского в Бирюлёве (Москва).
2 Сайт Патриаршего подворья свт. Николая Чудотворца в Бари_о Подворье
3 Сайт NEWS. Ru.com, 12 сент. 2001, «Памятник свт. Николаю установлен в г. Бари»
А. Мелихова
30 марта 2024 года,
в субботу, в 14:20
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
престольный праздник Страстного монастыря посвященный
памяти преподобного АЛЕКСИЯ, ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ (411)
В 14.00– начало Крестного хода от храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках (Успенский пер.,4, проезд ст.метро Пушкинская, Тверская, Чеховская)
в 14.20 - начало молебна у Памятного камня на Пушкинской / Страстной площади.
Мы прочитаем акафист и пройдем традиционным крестным ходом вокруг исторической территории Страстного монастыря.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
во имя прп. Алексия человека Божьего
(празднование 30 марта)
- 5 престолов в Страстном соборе - Страстной иконы Божией Матери, Михаила Архангела
и свт. Николая (равно временных строительству собора в 1646 г.);св. вмц.Анастасии Узорешительницы (1841года) и прп.Нила Столобенского (1899 г.);
- 2 престола в колокольне- прп. Алексия человека Божьего (1697 года, повторен в
- 2 престола в колокольне - прп. Алексия человека Божьего (1697 г.) (повторен в новой
колокольне 1855 года) и Боголюбской иконы Божией Матери в часовне (кон. XVIII века);
- престол прпп. Антония и Феодосия Печерских в храме при новой трапезной монастыря
(1898-99 годы);
- престол Покрова Пресвятой Богородицы в храме на хуторе в Коськово (1896 г.).
1.Страстной собор; 2.Колокольня; 3.Храм прпп. Антония
и Феодосия Печерских при трапезной; 4.Доходный дом
с церковью прп. Алексия человека Божьего (чёрным выделен квадрат столпа колокольни).
Проектные предложения по воссозданию арх. Р. Цеханского.
с ц. прп. Алексия человека Божьего на 3-м этаже
с ц. прп. Алексия человека Божьего на 3-м этаже
храма прп. Алексия человека Божьего
в колокольне М.Д. Быковского
Оформление интерьера работы художника Чернова. Иконостас, хоры и капители –
резные вызолоченные. Окно на горном месте с изображением Спасителя и Святого Духа.
По периметру стен панели под мрамор розового цвета, подходяще тому, что Страстной
монастырь – девичий.
В новой колокольне две фасадные арки были свободными для сквозного прохода. В
третьей арке, справа от центральной, размещалась часовня Боголюбской иконы Божией
Матери. Вход и лестница в церковь прп. Алексия человека Божьего на 3-м этаже
колокольни размещались с заднего её фасада.
В 2-х этажных крыльях по сторонам столпа колокольни в историческое время
находились кельи матушек и трапезная, что делает колокольню как бы самодостаточной и
предоставляет возможность её воссоздания и определённое время функционирования
обособленно от Страстного собора и монастыря в целом.
на историческом месте, где ныне стоит памятник Пушкину
Историческая колокольня М.Д. Быковского отвечает укрупнённому масштабу
современной застройки площади, что важно для ожидаемого её воссоздания.
с колокольней Страстного монастыря и храмом прп. Алексия человека Божьего в ней
(разработка арх. Р. Цеханского)
- о насельниках и благодетелях Страстного монастыря, захороненных в историческом
некрополе;
- многих казнённых на Страстной площади в 1812 году патриотах – москвичах и
монахинях Страстного монастыря, много претерпевших от наполеоновских захватчиков;
- насельниках этой обители, расстрелянных на Бутовском полигоне в годы лихолетья
послереволюционного времени;
- неизвестных лицах разного времени, чьи останки были обнаружены волонтёрами во
время реконструкции Пушкинского сквера в 2013 году и перезахоронены по
православному обряду под памятным камнем историческому некрополю монастыря,
установленному общиной в Пушкинском сквере;
- о погибших от террористического акта в подземном переходе под площадью
в 2000 году.
Представляет интерес судьба Алексеевского монастыря - побратима Страстного по ряду
общих причастных к их жизни высоких представителей церковной и царской власти,
игумений и градостроителей, схожести образов храмовой иконы. При этом оба монастыря
в историческое время именовались Московскими девичьими монастырями 1,2
.
Алексеевский монастырь, основанный в сер. XIV века, переживший разграбления,
многочисленные пожары и «большой московский пожар» 1547 года, пришедший в полное
запустение, был возрождён в 1625 году Михаилом Фёдоровичем Романовым. Царь любил
молиться в построенном им храме прп. Алексия человека Божьего и нарек в честь святого
его именем Алексия своего сына. Отметим, что Михаил Фёдорович и Алексей
Михайлович, также проявлявший особенное внимание к Алексеевскому монастырю,
являлись основателями Страстного монастыря.
В 1853 году в Алексеевском монастыре построен новый тёплый храм прп. Алексия
человека Божьего по проекту выдающегося архитектора того времени М.Д. Быковского и
практически одновременно в Страстном монастыре им была возведена новая колокольня с
храмом имени того же святого. Стены с башнями были сооружены в обоих монастырях по
проекту М.Д. Быковского. Монастырский Алексеевский храм, по замыслу автора, имел
чрезвычайно широкий барабан и купол, особенно эффектно проявлявшийся в интерьере; в
декоре стен преобладали элементы древнерусского стиля.
бывшего Ново-Алексеевского монастыря (арх. М.Д. Быковский)
После революции храм прп. Алексия человека Божьего, до того 6 веков бывший
главным монастырским собором, был закрыт, разорён и вместе с Крестовоздвиженским
храмом монастыря отрезан от основной его территории магистральной эстакадой. А на
месте известного и почитаемого в Москве кладбища устроен парк. 3
В настоящее время храм прп. Алексия человека Божьего воссоздан в историческом виде
со статусом Патриаршего подворья с приписным к нему Крестооздвиженским храмом,
который не был полностью разрушен, однако послужил основой для размещения в нём
ВНИИ рыбного хозяйства и в значительной мере пострадал. Отрадно известие о переезде
института в новое современное здание и передаче в 2020 году Патриархии занимаемого
им дома. 4 Имеются сведения о готовности проекта воссоздания и реставрации
Крестовоздвиженского храма в бывшем ВНИИ и масштабном Крестном ходе в него из
храма Всех Святых Алексеевского монастыря.
Икона прп. Алексия человека Божьего была написана художником Т.И. Тюриным,
сохранившим в целом схожесть образа святого на иконе работы В.В. Пукирёва для
Алексеевского храма в колокольне Страстного монастыря. Икона спасена в храме
Воскресения Христова в Сокольниках и возвращена в 2016 году в Храм Всех Святых
Алексеевского монастыря (напомним, здесь также нашла приют после разрушения
Страстного монастыря его чудотворная Страстная икона Божией Матери).
Вместе с тем, в воссозданный Алексеевский храм, лишённый в силу обстоятельств
своей храмовой иконы, были возвращены все сохранившиеся в Воскресенском храме в
Сокольниках церковные раритеты и предметы, подаренные в своё время Патриархом
Филаретом и царями Михаилом Фёдоровичем и Алексеем Михайловичем Романовыми,
основателями Страстного монастыря. 2,3
Источники:
1 Токмаков И.Ф. Историко - статистическое и археологическое описание
Московского Страстного девичьего монастыря. М., печ.А.И.Снегиревой, 1897, с.45-47.
2 Токмаков И.Ф. Историкое и археологическое описание Московского Алексеевского девичьего
монастыря М., 1896, репринтное изд. «Артос»
3 Алексеевский ставропигиальный женский монастырь. Сайт, «История Московского
Алексеевского женского монастыря».
4 «ВНИРО переезжает в новое здание», Сайт ВНИРО, Новости рыбной отрасли, 1 июня 2020
Беседа по освящении храма преподобного Алексия человека Божия
в Страстном монастыре
(Говорена окт. 24-го 1855 года; напечатана в Твор. Св. от 1855 г. и в собр. 1861 г.)
Праведный Алексий семнадцать лет жил при вратах дома родительского, в хижине, в убожестве, в
добровольном отчуждении от присных, хотя по временам видал своего родителя, и слышал голос
бывшей невесты своей, – в посте и сухоядении, хотя получал добрую пищу от стола отца своего, –
среди уничижения и оскорблений от рабов, над которыми мог быть господином, если бы не
уклонился от наследия земного ради наследия небесного. И такое жительство его было
благословением не только дому отца его, но и всему граду Риму.
Здесь предлагается праведному Алексию не убогая хижина при вратах великолепного дома, но
благолепный храм над вратами благочестивой обители, не на несколько лет, но на веки: никто не
дерзает уничижать его, но все признают его святыню, приносят ему благоговейное чествование,
ищут его покровительства.
Придет ли он? Согласится ли обитать здесь? Веруем, что, по вере, по молитвам Церкви, по воле
дивного во Святых Бога, человек Божий невидимо посещает ныне, и будет посещать храм сей,
потолику благоволительно и благотворно, поколику не будет здесь ничего противного его святому
жительству при благочестивом доме Евфимиана.
Если бы мы могли теперь слышать преподобнаго Алексия: то услышали бы, думаю, нечто
подобное следующему.
«Вы желаете иметь меня стражем над вратами вашей обители. По любви к Господу моему,
небесному Пастырю душ, желаю быть стражем истинных овец Его. Будьте же непорочными
овцами благословенного стада Его. Слушайте гласа небесного Пастыря, и от Него поставленных
приставников. Держитесь овчаго двора – безопасной ограды православной Церкви. От
свойственной вам духовной паствы не убегайте на чуждые пажити мирских чувственных
услаждений.
Приятно было мне быть на духовной страже при вратах дома родительского: потому что в нем, в
душах Евфимиана, Аглаиды и невестки их были собираемы и хранились сокровища тайной
молитвы, веры и добродетелей. Собирайте и вы такие сокровища, которые были бы достойны
охранения стражею небесною. Если же, по нерадению вашему, в хранилищах душ ваших не
положено ничего доброго, или положенное расточено вами, или расхищено духами лукавствия: то
на что страж для пустых хранилищ? Не должен ли он удалиться от стражи бесполезной?
При богатом доме обитал я в нищете, мне любезной. Судите же, было ли бы приятно мне обитать
там, где давшие обет нищеты, или готовящиеся к нему домогались бы обилия, избытка, мнимых
благ многих, лежащих на лета многа?
Возлюбившему сладость поста было ли бы приятно мне приближаться к тем, от которых исходит
тяжкий воздух из обремененного чревоугодием тела?
Обыкши скрываться от присных, не смотря на близость их, дабы внимать своей душе и Богу, могу
ли не удаляться от тех, которые не внимают своей душе и Богу, которые любят выходить из
ограды безмолвия, чтобы искать присных и знаемых, и с ними по большей части рассеяния и
суеты?
С терпением и любовию принимавший оскорбления от своих рабов, как могу иметь общение с
теми, которые не соблюдают терпения в обращении с братиею, и на справедливые прещения
начальствующих ответствуют ропотом»?
Обитающие в сей обители да помыслят со вниманием о том, что говорит им призванный ныне
обитать во храме сем преподобный Алексий, человек Божий; и да тщатся устроить себя так, чтобы
несомненно могли иметь его благодатным стражем и охранителем обители своей, покровителем
душ своих и споспешником спасения их. Аминь
в пятницу 15 марта 2024 года
ДЕНЬ ПАМЯТИ ОБ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ДЕРЖАВНАЯ»
явление «Державной» иконы Божией Матери
(отмечается 15 марта)
В тот же день пришло известие о подписании Государём Николаем Александровичем,
императором Российской империи, отречения от Престола за себя и своего сына
цесаревича Алексея в пользу брата, Великого князя Михаила Александровича
(впоследствии был расстрелян большевиками).
Обретение новой иконы в столь трагический день быстро распространилось среди
верующих, которые восприняли это событие, как знак благоволения Царицы Небесной,
взявшей в свои руки управление державной Россией.
Последовало донесение об этом Митрополиту Московскому, будущему Патриарху
Тихону (Белавину), от него – в Синод, о чём не мог не знать Государь в то время. И его
молитвами была обретена икона Божией Матери «Державная», утверждающая
могущественное и светлое будущее государства Российского, о чём узнали верующие
задолго до известия об отречении Государя от Престола в этот день.
Ещё при Митрополите Московском Тихоне был датирован возраст иконы не старше
к.XVIII века. Им же исполнен акафист иконе «Державной» Божией Матери. В советское
время подлинник иконы хранился в Государственном историческом музее: после
запрещения богослужений в храме Вознесения Христова – в храме вмч. Георгия
Победоносца, где собирались в это время музейные ценности, а после 1929 года - в храме
Казанской иконы Божией Матери на Красной площади. И, наконец, в 1990 году икона
была передана в храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском.
Что важно отметить, храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском
практически никогда не закрывался, кроме нескольких лет в ВОВ. И с этой точки зрения
оказался достойным местом для размещения в нём «Державной» иконы Божией Матери.
Община Страстного монастыря чтит память о явлении «Державной» иконы Божией
Матери в день объявления об отречении от Престола Государя Российского, связывая с
этим трагическим событием для страны, Дома Романовых и семьи Николая
Александровича судьбу Московского девичьего Страстного монастыря, единственного в
стране с посвящением Страстной иконе Божией Матери.
Страстной монастырь был основан первыми царями Дома Романовых Михаилом
Фёдоровичем и Алексеем Михайловичем, опекаем царями и Великими Князьями Дома в
течение всего времени духовной жизнедеятельности во благо Государства Российского и
разрушен до основания в тяжело памятном 1937 году.
Знание о существовании чудотворной «Державной» иконы Божией Матери, иконы
государственного значения, пророческой, с изображением Пречистой со всеми регалиями
царской власти и Господним благословением, взявшей под Свой Покров державное
будущее России, подаёт надежду молитвенной общине Страстного монастыря на его
воссоздание в будущем.
9 мая 1896 года с остановкой на Страстной площади
Александрой Фёдоровной на Страстную седмицу в 1903 (фото вверху) и 1911 годах
На фото: слева храм, справа – фрагмент памятника
Святым Царственным Страстотерпцам (ск. Вл. Лепешов)
Использованные материалы:
Чудотворные иконы Божией Матери. – М., 1997.
Под Покровом Божией Матери (интервью с настоятелем Казанского храма в Коломенском прот.
Владимиром Гонтарем).
“Русь Державная”, 2003, №10.
Фомин С. Россия перед вторым пришествием. Пророчества русских святых.
Святыни Руси. / “Жизнь православная”, 2004, №7
Орехов Д. Святые иконы России. – СПб., 1999.
http://www.stsl.ru/news/all/prazdnik-yavleniya-ikony-bozhiey-materi-derzhavnaya-1917
http://orthodoxy.stnikolas.ru/ikons/htm/mp_3_ds.html
http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/derjavnaya/index.htm
https://www.sedmitza.ru/text/404922.html
Господь даруй ей Царствие Небесное
В тот раз её работу отметили Дипломом Союза Архитекторов.
10 февраля 2024 года,
в субботу
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
ДЕНЬ ПАМЯТИ А.С. ПУШКИНА.
Чтение акафиста Страстной иконе Божией Матери у памятного камня Страстному
монастырю и традиционный крестный ход
вокруг исторической территории монастыря.
Во время чтения акафиста
память Александра Сергеевича Пушкина будет отмечена
остановкой на минуту молчания в 14 часов 45 минут,
когда перестало биться сердце поэта.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
Память об Александре Сергеевиче Пушкине
ГИБЕЛЬ А.С. ПУШКИНА
В 100 - летнюю годовщину гибели А.С. Пушкина, в 1937 году,
был разрушен Страстной монастырь.
В день возведения памятника Пушкину на Тверском бульваре в 1880 году
в Страстном соборе совершился заупокойный молебен «болярину Александру».
А в 1950 году памятник Пушкину перемещён с Тверского бульвара в новообразованный
Пушкинский сквер на месте Страстного монастыря.
В то же время, 10 февраля 1937 года, на Псковщине, близ села Михайловское, состоялось народное шествие в Святогорский монастырь, где был захоронен А.С. Пушкин. Здесь проявлено действительное отношение к любимому поэту.
Как считал крупный учёный – пушкинист В.С. Непомнящий,
в советском Пушкиноведении в 1930-е годы А.С. Пушкин был подключён к новой идеологической системе. Возникло выражение «наш Пушкин», наш советский поэт, за которым сразу шёл В. Маяковский.
В искажённом образе А.С. Пушкин предстаёт атеистом, врагом царизма, интернационалистом, и пр.1
Даже рисунок Пушкина совершенно очевидно Страстного монастыря до сих пор в пушкиноведении бытует под ошибочным названием «Кремль-?». 2
Слева от собора – старая колокольня монастыря; ниже холма –
храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках
на 10 февраля:
памяти прп. Ефрема Сирина IV в.,
покаянная молитва которого читается на богослужениях Великого поста,
и Александра Сергеевича Пушкина
Молитва прп. Ефрема Сирина:
уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве
даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения
и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Также знаменательно, что за год до своей смерти
10 февраля 1937 года
А.С. Пушкин написал стихотворение, посвящённое молитве прп. Ефрема Сирина.
Молитва прп. Ефрема Сирина в переложении
А.С. Пушкина
Чтоб сердцем возлететь во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольных бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв.
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне сердце оживи.
1836 г.
Рисунок А.С. Пушкина. 1836 г.
Можно представить состояние Александра Сергеевича в 1830 году, запертого в имении отца из-за карантина от холеры, оторванного от невесты и дел. Узнав, что холера уже в Москве, Пушкин рвётся домой, нарушая все границы карантина, которые охватывали Саров и Дивеево. Но его возвращают обратно. И в эту знаменитую «Болдинскую осень», поэт создаёт шедевры. Этот феномен объясним, если встреча поэта с прп. Серафимом
действительно была. Но что важно, изменился тон его произведений, в которых обязательно появлялись евангельские и ветхозаветные строчки.3
О возможно состоявшейся встрече Пушкина с прп. Серафимом, а ещё более о предчувствии смерти свидетельствуют его стихотворения в последние годы жизни, в том числе не столь известное «Родрик» с буквальным повторение слов Спасителя в Гефсиманском саду (Лк. 22, 42) в последних строчках:
С длинной белой бородою,
В белой ризе предо мною
Старец некий предстоял
И меня благословлял.
Он сказал мне: “Будь покоен,
Скоро, скоро удостоен
Будешь Царствия Небес.
Путник, ляжешь на ночлеге,
В пристань, плаватель, войдешь…”
Сон отрадный, благовещий –
Сердце жадное не смеет
И поверить и не верить.
Близок я к моей кончине?
И страшуся и надеюсь,
Казни вечныя страшуся,
Милосердия надеюсь:
Успокой меня Творец.
Но Твоя да будет воля,
Не моя. – Кто там идет?..
1835
Остаётся напомнить об обстоятельствах дуэли Пушкина и его достойное принятие смерти. Вспомнить поведение Пушкина на дуэли, его «браво!», когда точно попал в сердце Дантеса, но ещё не знал о своей смертельной ране и спасённом враге от пули, ударившейся в подставленную им руку, а затем в пуговицу. Когда осознал, с Пушкиным случился душевный переворот.
Пушкин был убит не пулей Дантеса, а своим выстрелом в него. Не Дантес был спасён рукой и пуговицей этой, а Пушкин, который не остался бы жить убийцей, а ушёл смиренным христианином, простившим своему убийце.5
Об этом Пушкин твердил своим друзьям, что простил Геккерна и хочет умереть христианином. И сам вызвал священника для покаяния и причастия, ещё до того, как советовал ему Государь, сообщая, что простил и берёт на попечение его семью.
О его достойном поведении, с любовью к супруге и друзьям свидетельствуют бывшие при нём до его кончины друзья – В.А. Жуковский, И.А. Вяземский, К.К. Данзас, В.И. Даль, А.И. Тургенев, И.Т. Спасский.6
Со временем великий поэт превратился в памятник, высокохудожественное произведение монументального искусства. Стали любить бронзового поэта больше, чем человека высокой культуры и положительной жизненной позиции.
1 Непомнящий В.С. «Да ведают потомки православных. Пушкин. Россия. Мы». Сб. статей автора второй половины 80-х годов по сие время.
2
Пушкин изобразил Страстной монастырь в черновой тетради 7-ой главы Евгения Онегина рядом со словами «…Москва! Как много в этом звуке…). Эксперты в пушкиноведении решили привязать картинку к тексту о Москве и назвали «Кремль-?». На самом деле. Пушкин любил Москву как бы в целом, но более всего в ней Тверской бульвар, по которому он прогуливался, поднимаясь на Тверской холм, где в пушкинское время стоял Страстной монастырь. И он одним росчерком изобразил его, воспевая златоглавую Москву
(из доклада А. Мелиховой на XXVIII Кадашевских чтениях).
3
Менделеев.Дмитрий. «А.С. Пушкин и преподобный Серафим: была ли встреча?», 22 октября 2015г., Православие.ru.
4 Родриг «Сон в июльскую ночь», 1835.
5М.М. Дунаев, “Православие и русская литература”, – ч. I, Гл.4.1
и 4.7, М., изд. Правда, 1996.
6 «Последний год жизни Пушкина», составитель В.В. Кунин, М., изд. Правда, 1988.
4 января 2024 года,
в четверг, в 14:10
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
престольный праздник Страстного монастыря во имя
св. вмц. АНАСТАСИИ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦЫ
в Пушкинском сквере, у памятного камня Страстному монастырю состоится