К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
В планах общины:
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
Престол Страстного монастыря
- 5 престолов в Страстном соборе:
Схема генплана Страстного монастыря 1911-1937 гг.
План 1-го этажа Страстного собора с престолом
Вид дворика за Страстным собором. Справа – торцевая стена собора с тремя
Основание престола Архангела Михаила в Страстном соборе связано с волей
царя Михаила Фёдоровича Романова доставить в Москву чудотворную Страстную
икону Божией Матери, что и произошло в 1641 году.1) Однако по Преданию,2)
кони со Страстной иконой «встали» перед въездной Тверской башней Белого
города. Икона, предназначенная для поклонения ей всем народом вне всякого
звания, «не захотела» войти в город и оказаться в царской резиденции.
Архангел Михаил. Старинная икона
А в Московском Кремле первый храм во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех
появился ещё в середине XIV века в связи с исцелением святителем Алексием
ослепшей Тайдулы, супруги хана Джанибека, что произошло в день воспоминания
церковью Чуда Архангела Михаила в Хонех. В память об этом событии, Святитель
Алексий заложил и построил храм во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех, а
позже и Чудов монастырь.3)
Чудо Архангела Михаила.
Другого монастыря во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех, действительно, на
Руси не было. Но храмы и престолы в храмах с таким посвящением были и есть,
многие действующие. Среди них - храм во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех в
селе Былово, близ города Троицк, вотчине Симонова монастыря, главного сторожа
с юга Москвы и тесно связанного с Кремлём, и более отдалённо со Страстным
монастырём.
Храм во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех
В современной Памятке о храме Архангела Михаила и чуда его в Хонех в селе
Былово сказано: «… Наш храм, словно малая капелька слёзная, отразившая в себе
судьбы трёх великих Московских обителей – Страстной, Симоновой и Чудовой».
Это было сказано в 2012 году, когда можно было только мечтать о воссоздании
кремлёвского Чудова монастыря.
После разрушения монастыря в годы лихолетья и вплоть до настоящего времени,
Страстной монастырь всё более приобретает значение памятника Покаяния
народов России о соделанном властью и людьми злом в годы лихолетья XX века и
последующего Воскресения, победы над ним. Святыни не подлежат утратам.
А. Мелихова
К сведению посетителей сайта
В планах общины:
В честь праздника и в память исторических Крестных ходов вдоль стен Белого города, многие члены общины Страстного монастыря (на личное усмотрение каждого)
с 2007 года совершают шествие 4 ноября по Бульварному кольцу, начиная свой путь протяжённостью более 10 км с Тверского бульвара и завершая на Страстном бульваре.
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
О празднике Казанской иконы Божией Матери
Для общины Страстного монастыря праздник Казанской иконы
Божией Матери имеет особенное значение.
В стеснённых условиях площади 1-го этажа колокольни, в часовне всё же имеется довольно много образов святых. Главная икона Казанской Божией Матери и небольшая Тайной вечери под ней размешены над Царскими вратами, по сторонам от него - иконы стоящих образов Пресвятой Богородицы и Господа Вседержителя. От центра иконостас переходит на боковые участки стен колокольни.
Главный образ монастыря – икона Казанской Божией Матери работы А.В. Васильева (1860-62 гг.) сохранён в церкви Знамения в селе Аксиньино МО 4).
Источники:
1)
1 Токмаков И.Ф. Историко – статистическое и археологическое описание Московского Страстного девичьего монастыря, М., печ. А.И. Снегирёвой, 1897.
Примечания:
1.Действующая часовня в колокольне приписана к храму Знамение в селе Аксиньино.
А. Мелихова
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
ПАМЯТЬ О ПЕРВОЙ БЛАГОДАРСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В Москве сохранились десятки мест и домов, немых свидетелей пребывания в
Москве наполеоновских войск в 1812 году.
1) Однако много претерпевшие в это
время Страстная площадь и Страстной монастырь, сохранились только в нашей
памяти - в 1931 году Страстная площадь стала Пушкинской, а в 1937 году был
снесён Страстной монастырь.
Ил.1 В.В. Верещагин. Расстрел «поджигателей» в Кремле
Ил.2 В.В. Верещагин. Маршал Даву в Чудовом монастыре.
Ил.3 В.В. Верещагин. В Успенском соборе.
Ил.4 Вид Страстного монастыря и колокольни в конце XVII века
Колокол, призывавший москвичей на Божественную Литургию 26 октября 1812
года, был подарен Страстному монастырю в 1730 году императрицей Анной
Иоанновной и установлен на старой колокольне (Ил.4).
В память о Страстном монастыре и событиях 1812 года, к которым он был
причастен, община установила в 2012 году к 200-летию ВОВ 1812 года в сквере с
памятником Пушкину, исторической территории монастыря, Памятный камень
(Ил.5).
Ил. 5 Памятный камень Страстному монастырю и первой Божественной Литургии
В дополнение к теме:
Литургия в Страстном монастыре по уходу французских войск из Москвы являлась важнейшим фрагментом полного их изгнания из России, начало которому было положено
Бородинским сражением. Кровопролитное для обеих сторон, оно завершилось полной деморализацией для французских войск и воскресшей верой в победу среди русских воинов. Ещё бы, перед началом сражения, был отслужен молебен и совершён Крестный ход по всей войсковой линии со Смоленской чудотворной иконой Божией Матери (ил.6).
Ил. 6 А. Трофимов_Коленопреклонённый М.И. Кутузов
Источники:
1)
Журнал "Искра" (№29 от 29 июля 1912 года), фотоподборка зданий, бывших
немыми свидетелями пребывания французов в Москве в 1812 году. Электронная
версия номера опубликована на http://trojza.blogspot.com/2012/02/100-200-
1.html Автор: trojza
А. Мелихова
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
Престол Страстного монастыря
Хутор Московского Страстного монастыря размещался в урочище Коськово
близ села Муромцево по Ярославской железной дороге. Здесь ещё в 30-е годы XIX
века была основана Вознесенская бумагопрядильная мануфактура, продукция
которой славилась и получала призы на выставках, и стояла церковь Вознесения
Господня конца XIX века.1)
Ил.1 Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на хуторе
В памятной книжке Московской губернии 1899 года приведены сведения о том,
что в Коськовском хуторе, филиале Московского Страстного монастыря, в этом
году проживало 28 сестёр - монашек, упоминается заведующая - монахиня Наталья
Кононова.3) Перед революцией население хутора превышало 50 инокинь, которые
вели большое хозяйство. Известны имена последних священнослужителей церкви
Я.И. Цветкова (свящ.) и Ф.Г. Мелихова. Имеются сведения о двух иконах в
Покровской церкви: Илии Пророка и Успения Божией Матери.4)
Ил.2 Насельники хутора
Жилые здания на хуторе были деревянными на каменном основании.
Ил.3. Дом кельи и трапезной.
Хутор занимал значительную по своим размерам территорию с садом и прудами,
где размещались храм, кельи матушек и игуменьи, гостиница, хозяйственные
строения, скотный двор, риги, кирпичный завод.5)
Ил.4 Исторический генплан хутора Страстного монастыря
Коськовский хутор Страстного монастыря был закрыт практически
одновременно с самим монастырём в 1920-е годы. Известно из «Протокола изъятия
ценностей из Покровской Божией Матери Коськовского монастыря церкви села
Коськово», что в 1922 году при изъятии ценностей в присутствии
священнослужителей советские подданные не досчитались Книги церковного
имущества (оставалась в Московском Страстном монастыре) и большого
серебряного напрестольного креста.4)
Коськовский хутор был окончательно ликвидирован и все строения сломаны в
1940-е годы. Печальная судьба безобидного монастырского хутора во многом была
связана с направленностью и темпами развития поселения, вблизи которого он
находился.6)
После революции размещавшаяся здесь Вознесенская бумагопрядильная
мануфактура стала именоваться текстильной фабрикой имени Красной Армии и
Флота. В 1929 году поселения вокруг фабрики были объединены в посёлок
Красноармейский.
В 1933- 1934 годах севернее посёлка был создан Софринский артиллерийский
полигон (теперь ФКП НИИ «Геодезия»), сыгравший большую роль в Великой
Отечественной войне. По окончании войны здесь стали развиваться новые
предприятия оборонного
значения, увеличивалась мощность и ткацкой фабрики. В результате из
разрозненных посёлков был образован город Красноармейск в составе
Пушкинского района Московской области, который в 2005 году получил статус
городского округа.
На современной карте историческое место хутора Страстного монастыря
обозначено как урочище Коськовский монастырь.
Ил.5 На современной карте окрестности г. Красноармейска изображены:
прямой линией на с/в автотрасса полигона «Геодезия», храм Николая Чудотворца
и территория хутора Страстного монастыря с храмом Покрова Пресвятой Богородицы
Дальнейшие поиски конкретного места размещения Коськовского хутора
привели к контактам общины Страстного монастыря с руководством института
«Геодезия». Выяснилось, что место хутора попадает в зону активной работы
полигона, и скорее всего, от строений хутора ничего не осталось. Всё же, некие
фрагменты из камня (возможно, каменных цоколей и фундаментов, см. Ил.4)
наблюдали служители полигона, с которыми довелось общаться, и
путешественники, выложившие в интернет свои находки. Однако руководство
полигона посчитало, что единственным выходом в этой ситуации является
увековечивание памяти хутора Страстного монастыря и его храма не на
историческом месте, а на территории храма Николая Чудотворца в бывшем селе
Муромцево близ г. Красноармейска, прекратившее существование в 1950-е годы.
Храм Николая Чудотворца 1840 года постройки был закрыт в 1930-е годы и
передан НИИ «Геодезия», которое использовало его, как склад. Храм претерпел
серьёзные разрушения стен и купола и искажение пристройками своего
исторического вида, без необратимых последствий для его восстановления.6)
В 1993 году была зарегистрирована община, позже назначен настоятель храма,
протоиерей Сергий Поперечный, на территории храма установлен памятный крест
о похороненных на сельском кладбище людях. В настоящее время при участии
руководства НИИ «Геодезия» осуществляется реконструкция и реставрация
старинного храма (Ил.6).
Ил.6 Муромская Никольская церковь в г. Красноармейске.
В переписке с Общиной Страстного монастыря, руководство НИИ «Геодезия»
предложило создать в восстанавливаемом храме Св. Николая в бывшем селе
Муромцево приделы в честь Страстной иконы и Покрова Божией Матери в целях
увековечивания памяти о Московском Страстном монастыре и его подворью с
храмом Покрова Пресвятой Богородицы (письмо №251/2229 от 03.08.15).
Они же сообщили в своём письме об обнаружении на стене храма лика Св.
пророка Авдия (Ил.7).
Ил.7 Явление лика Св.пророка Авдия в храме Св. Николая
Община с радостью восприняла столь значимое предложение, а также принятое
руководством решение по размещению реликвий монастыря и подворья
на территории храма Святителя Николая: Памятный камень установить под
открытым небом со стороны Коськовского урочища. Однако деревянный
декорированный Крест община со своей стороны предложила оставить внутри
храма, для которого он действительно явится предметом поклонения, но также
украшением интерьера.
Нужно сказать, что деревянный Поклонный крест был приобретён на
пожертвования и доставлен на территорию храма членом общины монастыря
Тамарой Терениной 20 июля 2014 года, а Памятный камень подворью Страстного
монастыря с Покровским храмом группой общинников привезён 18 октября 2014
года (Ил.8).
Ил.8 Поклонный крест и Памятный камень, доставленные на территорию храма
Николая Чудотворца общиной Страстного монастыря в октябре 2014 года
Столь радужным надеждам не суждено было свершиться по простой
прозаической причине: ни у руководства НИИ «Геодезия», ни у общины
Страстного монастыря не было денежных средств на осуществление договоренных
планов увековечивания памяти Коськовского хутора с Покровским храмом
Страстного монастыря на территории храма Николая Чудотворца в Муромцево.
Ил.9 Грунтовая дорожка от храма Николая Чудотворца
Община Страстного монастыря всё ж не теряет надежды на продолжение
контактов с руководством НИИ «Геодезия» и с общиной храма Николая
Чудотворца, в котором совершаются с 22 мая 2010 года богослужения протоиереем
Сергием Поперечным, настоятелем этого храма и Ильинского храма села Барково.
Восстановится и контакт с руководителем строительных работ по реконструкции
храма, который показал представителям общины Страстного монастыря начало
грунтовой дорожки от храма к территории Коськовского хутора по внешней
границе полигона (Ил.9).
Обоснованы надежды на неизбежное закрытие испытательного полигона и
использование его земли по прямому назначению под сельскохозяйственные
угодья и поселения. И откроется возможность пройти по грунтовой дорожке (см.
Ил. 4, где она обозначена пунктирной линией, и Ил.8, её вид от Николаевского
храма) до территории Коськовского хутора. А далее - законодательно закрепить её
за церковью в соответствии с федеральным законом №327-ФЗ, обращаясь к
помощи Патриархии, благочиния Пушкинского района и окружной
администрации города Красноармейска.
Останется провести натурные обследования бывшей территории монастырского
хутора и разработать проект воссоздания хутора на основе исторического
генерального плана этой территории (см. Ил.4).
Литература:
А. Мелихова
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
Престол Страстного монастыря во имя
В Страстном монастыре к моменту его закрытия
- 5 престолов в Страстном соборе: Страстной иконы Божией Матери,
Ил.1 Схема генплана Страстного монастыря 1911-1937 гг.
Престол прпп. Антония и Феодосия Печерских размещался в храме, пристроенном к новой трапезной, расположенной в полосе застройки Страстного монастыря вдоль южной его границы со стороны Страстного проезда.
Ил.2 Схема плана трапезной с храмом во имя
Ил.3 Фасад трапезной с храмом со стороны территории монастыря, проект
Это был самый поздний престол в монастыре, получивший посвящение киевским святым по причине совпадения по времени освящения храма и празднования страной 250-летия воссоединения Украины с Россией, произошедшего в 1654 году, в год основания Страстного монастыря.
Дата основания монастыря во имя Страстной иконы Божией Матери царём Алексеем Михайловичем Романовым у стен Белого города в 1654 году соприкасается с важнейшей исторической датой воссоединения Украины с Россией.
Ил.4 Трапезная с кельями и пристроенным храмом Антония и Феодосия Печерских
Об этой связи посвящения храма именно киевским святым говорит факт практически одновременного освящения храма во имя прпп. Антония и Феодосия Печерских и также при новой трапезной в Киево – Печерской лавре в 1895 году (Ил.5).
Ил.5 Трапезная церковь во имя прпп. Антония и Феодосия Печерских
Нужно сказать, что трапезный храм расписывали и украшали с 1902 по 1910 годы. И выполнять отделочные работы пригласили известного архитектора - академика из России Алексея Щусева. Используя технику декоративного орнамента, ему удалось создать уникальные композиции. Художники-исполнители шли за своим мэтром и достойно воплотили идеи в жизнь. Он же спроектировал уникальный иконостас из разноцветного мрамора.1)
Ил.6 Закладной камень монументу в честь 300-летия воссоединения
Ныне вокруг Закладного камня чисто и благоустроено, а сам камень, хотя и находится в запущенном состоянии, продолжает хранить память об историческом факте воссоединения народов России и Украины. Реальным тому свидетельством также является стоящий на Привокзальной площади Киевского вокзала в Киеве храм св. вмч. Георгия Победоносца (Ил.7).
Ил.7 Храм св. вмч. Георгия Победоносца на площади
В 2012 году энтузиасты из общественного движения за возрождение храма Богоявления Господня в Дорогомилово и МГО ВООПИиК инициировали возведение храма во имя Российско – Украинской дружбы в сквере на месте Закладного камня, но разработанное ими проектное предложение не было поддержано местной властью (Ил.8).
Ил.8 Общий вид площади Киевского вокзала в Москве с храмом Российско – Украинской дружбы
Совпадение казалось бы неравных по значению дат основания Страстного монастыря и воссоединения Украины с Россией, знаменательно по схожести их исторических судеб.
Ил.9 Страстная икона Божией Матери
Страстная икона, написанная на Афоне в Пантелеймоновском монастыре, прославилась многими чудесами и по приглашению храмов других епархий УПЦ традиционно путешествовала по всей Украине. Навещала и Крым, ныне возвращённый России, и Москву. Но в день престольного праздника 26 августа обязательно возвращалась домой в Отченашевку. Кстати напомнить, что это день принесения в Москву Страстной иконы, установленный, как праздник Страстного монастыря, Михаилом Фёдоровичем ещё в 1641 году. Вот такие знаменательные совпадения.
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
Престол Страстного монастыря во имя
Страстная икона Божией Матери
Ил.1 Схема генплана Страстного монастыря 1911-1937 гг.
Страстной собор построен в 1646 году по воле царя Михаила Фёдоровича Романова для чудотворной Страстной иконы Божией Матери, им же принесённой в Москву в 1641 году. После кончины царя его сын царь Алексей Михайлович
достроил собор, а в 1654 году основал при нём девичий Страстной монастырь с главным престолом в нём Страстной иконы Божией Матери.
Ил.2 План 2-го этажа собора 1646 г. с престолом Страстной иконы Божией Матери
О Страстной иконе Божией Матери
Особенностью Страстной иконы является изображение по сторонам Лика Богородицы двух Ангелов, Гавриила и Михаила, с орудиями Крестных страданий Спасителя (Ил.1). В этом образе заложен глубокий сакральный смысл – икона Страстная символизировала Великую Страстную седмицу перед Воскресением Христовым и была издавна почитаема государями и народом.
Рис.3 Фрагмент иконостаса в соборе со Страстной иконой
Ил.4 Страстная икона в окладе в иконостасе
Исторически прослеживается связь далёкого от столичного града Москвы села Палец, родовой обители Страстной иконы, с Московским Страстным монастырём, построенным за чертой Белого города, потом оказавшимся на самой оживлённой Страстной (ныне Пушкинской) площади.
Ил.5 Общий вид восстанавливаемого храма Одигитрии
Ил.6 Страстная икона Божией Матери перв. трети XVIII века
Встаёт вопрос: почему Пресвятая Богородица поручает болящей и грешной женщине именно из села Палец, где находилась вотчина князя, родственника первого царя Дома Романовых, идти и разыскивать где-то в Нижнем Новгороде Страстную икону? Ведь с XII века известны иконы этого образа, а в Зачатьевском храме в Зарядье хранилась почитаемая царями «Страстная» икона, уцелевшая в пожаре и поставленная здесь в царствование Иоанна Грозного.1)
Ил.7 План 1773 г. местности Земляного города со Страстным монастырём
Страстной монастырь был единственный в России с посвящением Страстной иконе Божией Матери. Можно сказать, Страстная икона, пришедшая в Москву в 1641 году, как и Страстной монастырь, имели государственное значение.
Рис.8 Страстная икона и плакат ЦАМа на фасаде колокольни
Вплоть до середины XX века существовало множество предложений и проектов застройки территории монастыря и разрушения фундаментов его строений в начале XXI века ради возведения в подземном пространстве Пушкинской площади торгово – развлекательного комплекса. Однако этого не случилось из-за высокой духовной значимости монастыря. Возможно, и по причине сохранности самой Страстной иконы, спасённой в храме Воскресения Христова в Сокольниках и продолжавшей служить людям в соответствии со своим предназначением.
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
В Страстном монастыре к моменту его закрытия в 1929 году было четыре храма и 9
престолов:
Ил.1 Схема генплана Страстного монастыря 1911-1937 гг.
Часовня Боголюбской иконы Божией Матери сер. XVIII века вначале была отдельно
стоящим строением, а после возведения в 1855 году М.Д. Быковским новой колокольни
встроена в неё непосредственно справа от центральной проходной арки на территорию
монастыря. Авторские архивные чертежи колокольни в настоящее время не обнаружены.
Ил.2 Схема плана первого этажа колокольни с часовней Боголюбской иконы Божией Матери
Сама же икона Пресвятой Богородицы в часовне Страстного монастыря прежде
помещалась на старых Триумфальных воротах, а после их разборки была пожертвована
монастырю Городским Управлением. Других сведений о самой иконе Пресвятой
Богородицы в данном источнике и в известных других не было1).
Ил.3 Интерьер верхней галереи Страстного собора с видом на престол
Внимание в монастыре именно к иконе Боголюбской Божией Матери объяснимо при
наличии иконы этого образа на старых Триумфальных воротах.
Ил.4 Чертёж Триумфальных ворот,
На месте сломанных стен и Тверских ворот Белого города в XVIII веке устраивались
Триумфальные декоративные арки в связи с различными знаменательными
историческими событиями. На одной из них, а именно сооружённой по случаю коронации
императрицы Елизаветы Петровны в 1742 году, довольно явственно просматривается
иконографический образ Боголюбской иконы Божией Матери (Ил.4).
Ил.5 Страстная площадь в 1860-е гг.,
Колокольня была построена М.Д. Быковским в 1849 – 1855 годы, в которую была
вписана часовня Боголюбской иконы Божией Матери, переставшей быть
самостоятельным сооружением.
Ил.6 Фрагмент фотографии Страстного монастыря в 1880-е гг.
Возникают вопросы в отношении Боголюбской иконы Божией Матери, как бы
предназначенной быть в этом образе во время коронации императрицы Елизаветы
Петровны и в месте её торжественного входа в град Москвы через Триумфальные ворота.
Ил.7 Фрагмент Триумфальных ворот
В Коронационном альбоме императрицы Елизаветы Петровны 1742-43 годов приведен
проект Триумфальных ворот и основные элементы декора Изображена над центральной
аркой со всей очевидностью икона, весьма напоминающая по образу Боголюбскую икону
Божией Матери.2)
Ил.8 Боголюбская (Московская) икона
Первоначальная икона сохранилась, пережила реставрацию, была расшифрована и
надпись на свитке: «Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, услыши молитву
мою…». За прошедшие века написаны многочисленные списки с иконы, и изводы
Боголюбского образа. В частности, изображались предстоящие Богородице святые и
народ, иногда на фоне городских построек и церквей. Господь размещался не только в
правом углу полотна иконы, но и по центру, как на иконе Триумфальных ворот.
Уважаемые посетители сайта!
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
21 ноября 2024 года,
в четверг
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
престольный праздник Страстного монастыря во имя
АРХАНГЕЛА МИХАИЛА, АРХИСТРАТИГА
НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕЗПЛОТНЫХ
в Пушкинском сквере, у памятного камня Страстному монастырю состоится
чтение акафиста и традиционный крестный ход
вокруг исторической территории монастыря.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
во имя Архангела Михаила,
Архистратига Небесных Сил безплотных
(празднование 21 ноября)
В Страстном монастыре к моменту его закрытия
в 1929 году было четыре храма и 9 престолов:
- 2 престола в колокольне: прп. Алексия человека Божьего (1692 года, повторен в новой
колокольне 1855 года) и Боголюбской иконы Божией Матери в отдельно стоящей часовне
(кон. XVIII века), а после возведения новой колокольни размещённого в ней;
- престол прпп. Антония и Феодосия Печерских в храме (1898-99 годы) при новой
трапезной монастыря;
- престол в храме Покрова Пресвятой Богородицы на хуторе в Коськово (1896 г.).
1.Страстной собор; 2.Колокольня; 3.Храм прпп. Антония
и Феодосия Печерских при трапезной; 4.Доходный дом
Собор был 2-х уровневый, с развитой алтарной частью и выдвинутыми алтарями первого
уровня по отношению ко второму. Престол во имя Михаила Архангела размещался на 1-
ом уровне, в центральной части собора.
во имя Архангела Михаила (арх. Р. Цеханский)
престолами (фото И. Ильф, 1930 г.)
На это чудесное явление незамедлительно последовало решение царя установить
«на месте сем» собор для иконы, что и было исполнено в 1646 году уже царём
Алексеем Михайловичем, позже основавшим при соборе Страстной девичий
монастырь. Единовременно с престолом во имя Страстной иконы, в соборе был
открыт престол Архангела Михаила, Небесного покровителя царя, почившего за
год до построения собора в 1646 году.
Если бы осуществилось намерение царя, икона вошла бы в город и далее в
Кремль. И не стало бы Страстного монастыря с его высокой миссией быть
святыней Москвы и России. Быть символом и местом покаяния народа
безотносительно звания и социальной принадлежности в дни Страстной седмицы
перед праздником Воскресения Христова, Пасхи, главным праздником на Руси.
Наблюдается много общего в истории и судьбах Московского Страстного и
Кремлёвского Чудово монастырей. И прежде всего, оба монастыря были
единственными в России, каждый со своим посвящением: Страстной иконе
Божией Матери и Чуду Архангела Михаила в Хонех.
В самой истории возникновения обоих монастырей переплетаются фактические
и из области чудесного явления, имеющие в основе молитвенное отношение к
святым на иконах.
В создании Страстного монастыря имело место чудо остановки коней перед
Тверскими воротами Белого города с повозкой со Страстной иконой, очевидно, по
воле Самой Пресвятой Богородицы и с привлечением Архангела Михаила,
Небесного покровителя царя Михаила Фёдоровича.
Старинная икона
Храм в селе Былово не закрывался и не был разграблен. В древности,
с середины XV века, храм был одно престольным деревянным, а каменный
построен только в 1862 году. И, возможно, в это время этот далёкий храм в Новой
Москве приобрёл престол Страстной иконы Божией Матери.
в селе Былово в Новой Москве
Представителям общины удалось побывать на юбилейном празднике этого
храма в 2012 году по приглашению кинорежиссёра Сергея Александровича
Князева, составителя Памятки о Храме Чуда Михаила Архангела в Хонех в селе
Былово и создателя кинофильма о нём под названием «Архипово сердце».
В фильм были также включены страшные исторические кадры снятия Большого
колокола и разрушения Страстного монастыря в 1930-е годы. А затем показан
престольный праздник Страстной иконы Божией Матери Страстного монастыря в
Пушкинском сквере 26 августа 2012 года, где побывал режиссёр.
Так Страстной монастырь приобрёл ещё один родственный храм – Чуда
Архангела Михаила в Хонех с престолом Страстной иконы Божией Матери.
На самом деле, для возрождения Московского девичьего Страстного монастыря
есть все предпосылки. Однако его воссоздание, как и обоих монастырей ещё ждёт
своего времени.
На месте Страстного монастыря с 2006 года каждую субботу и по престольным
праздникам и памятным датам осуществляются молитвенные стояния и крестные
ходы. Непрерывность многолетней молитвы современников восстанавливает
прерванную в результате закрытия и разрушения обители 3-х вековую
молитвенную деятельность на её исторической территории и делает Пушкинский
сквер, где стоял монастырь, намоленным местом и тем укрепляет надежду на его
неминуемое воссоздание.
Знаменательно, что в основе самого чуда Архангела Михаила в Хонех глубокая
вера всего - то одного молитвенника Архипа, на которую откликнулся Архангел
Михаил и спас созданный в его имя храм от потопления, прорубив копьём
расщелину в камне («хонех»).
Не такого ли чуда ждём мы, молитвенники за возрождение Страстного
монастыря с 2006 года? А чудо в Хонех напоминает нам, что немного - то нас
нужно, молитвенников, и что источник достойного свершения всё прежде всего в
нас самих. И тогда зло, совершённое со Страстным монастырём, разобьётся
копьём Архангела Михаила, если будет глубокая молитва к нему хотя бы одного
человека. Двух человек, как это изображено на приведенной здесь неизвестной
фотографии.
Страстной монастырь был основан царской волей: Михаилом Фёдоровичем и
Алексеем Михайловичем Романовыми. И может быть возрождён волей президента
России, право преемника исторической государственной власти, при содействии
Патриархии и мэра Москвы, как это было с Храмом Христа Спасителя.
Источники:
1)
Токмаков И.Ф. «Статистическое и археологическое описание Московского Страстного
девичьего монастыря». М.: Типография Л.Ф. Снегирёва, 1897.
2)
«Сказание о Палецкой иконе». ОР РГБ Ф.310.№398.Л.106-110об.1670-1680гг.
3)Е. Лебедева. «Чудов монастырь в Москве», Правосл. РУ, 19.09.2003.
4 ноября 2024 года,
в понедельник, в 14 часов,
община Страстного монастыря вместе со всей страной отмечает праздник
Казанской иконы Божией Матери
и День народного единства
в Пушкинском сквере, у памятного камня Страстному монастырю состоится
чтение акафиста и традиционный крестный ход
вокруг исторической территории монастыря.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
и Дня народного единства для Страстного монастыря
Прежде всего, следует сказать, что по её заступничеству 4 ноября 1612 года ополчением Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского была освобождена Москва от польских интервентов и избран в 1613 году на Земском соборе новый царь — Михаил Романов, положивший конец государственному кризису и Смуты.
В 1641 году по воле царя была принесена в Москву чудотворная Страстная икона Божией Матери и построен для неё собор, а в 1654 году его сыном Алексеем Михайловичем основан Страстной монастырь. В том же 1654 году произошло воссоединение Украины с Россией.
Совпадение дат основания Страстного монастыря и воссоединения родственных народов Украины и России явилось знаменательным событием, приведшим к созданию в монастыре престола во имя киевских святых прпп. Антония и Феодосия Печерских.
Обращает на себя внимание приверженность Страстного монастыря к Казанской иконе Божией Матери. В историческое время в Страстном монастыре имели место: вышитый образ Казанской иконы, он же исполненный на кипарисовой доске, образ Казанской иконы с короной, убрус и ожерелье из жемчуга и хоругви с
Казанской иконой Божией Матери 1: с.102, 105, 112, 16, 41.
Также известно, что в 1893 г. в Страстном монастыре был совершён обряд возведения в сан игуменьи Казанского Головинского монастыря (близ Москвы) монахини Олимпиады
(Лебедевой), бывшей ризничий Страстной обители 1, с.90. В газете «Русский листок» 1893 года было несколько сообщений о монахине Олимпиаде 1 и 2..
При настоятельнице игуменьи Олимпиаде, вступившей в управление в 1893 г., Казанская Головинская обитель достигла цветущего состояния. При ней был отделан и освящен больничный корпус с церковью св. муч. Акилины 3.
К 1917 году в монастыре было 4 храма и 6 престолов.
В советское время от монастыря сохранилась только колокольня со встроенной в неё и действующей часовней. Стоит как свеча по разрушенному монастырю. Современный адрес: Кронштадский бульвар, д.29, стр.3.
2) «Русский листок», 1893, 21 мая; №147, 29 мая; №150, 1 июня – о монахине Олимпиаде.
3) Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Т.1: Кремль и монастыри. М., 1992, с.360 – 368.
4) «Колокольня-часовня бывшего Казанского Головинского монастыря» на сайте храма Знамение в селе Аксиньино МО.
2.Колокольня Казанского Головинского монастыря является памятником истории и культуры.
25 октября 2024 года,
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
ДЕНЬ ПАМЯТИ О ПЕРВОЙ БЛАГОДАРСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В СТРАСТНОМ МОНАСТЫРЕ ПО УХОДУ
НАПОЛЕОНОВСКИХ ВОЙСК ИЗ МОСКВЫ
В планах общины:
в Пушкинском сквере, у памятного камня Страстному монастырю состоится
чтение акафиста Страстной иконе Божией Матери и традиционный крестный ход
вокруг исторической территории монастыря.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
В СТРАСТНОМ МОНАСТЫРЕ ПО УХОДУ
НАПОЛЕОНОВСКИХ ВОЙСК ИЗ МОСКВЫ
Выдающийся русский живописец В.В.Верещагин на основе исторических
сведений изобразил сцены, связанные с событиями 1812 года в Москве. Его
картины служат яркими иллюстрациями того, что пережил и Страстной монастырь
в это время на примере изображённых художником других мест города.
Наполеоновские войска вступили в Москву 14 сентября 1812 года без боя, но
уже на следующий день Наполеон вынужден был покинуть Кремль из-за пожара,
охватившего всю Москву.
Искали «поджигателей» и расправлялись с ними. На картине В.В. Верещагина
показана сцена массового расстрела жителей Москвы (Ил.1). Страстной
монастырь также был свидетелем страшных сцен. На площади перед ним
расстреливали и вешали поджигателей.2)
У французов Страстная площадь называлась «площадью повешенных». В конце
сентября Наполеон произвел здесь смотр двум полкам, а потом направился вдоль
Тверского бульвара, чтобы осмотреть расположенные там бивуаком войска.
Известен факт, что у Святых ворот Страстного монастыря расстреляли 10 человек,
тела их висели трое суток.2)
Во время пребывания наполеоновского войска в Москве в Страстном монастыре
оставались игуменья Тавифа с несколькими сёстрами и священником Андреем
Герасимовым. Неприятели ворвались в обе церкви и всё в них ограбили. Нижнюю
церковь обратили в магазин, в кельях поселились гвардейцы. Игуменье позволили
жить на паперти, через несколько дней дали келью. Церковь заперли, никого в неё
не пускали. Через несколько дней прислали парчовые ризы и прочее нужное для
службы, дозволили служить. Службу совершал монастырский священник Андрей
Герасимов. Монастырское имущество было разграблено.3)
На другой картине В.В.Васнецова изображена кощунственная сцена заседания
военного совета маршала Даву в алтаре Успенского собора Кремля (Ил.2).
В Страстном монастыре наполеоновские солдаты разместились в Страстном
соборе, и подобное действо могло происходить и в его алтаре, разве что с участием
обыкновенных солдат, а не из высшего командования вражеской армии.
В 1812 году Страстной монастырь серьёзно пострадал, особенно нижняя
церковь, где ставили лошадей и бочки с вином.
Остававшиеся в монастыре игуменья, священник и некоторые монахини
спрятали икону и другую утварь в ризницу под крышей главного храма, а дверь из
алтаря заставили шкафом. Как сказано в историческом источнике, «Господь
ослепил врагов, не догадавшихся отодвинуть шкаф».3)
Держать лошадей в храмах монастырей было принято за правило наполеоновской
армией. И в Страстном монастыре захватчики держали лошадей, совсем как в
Успенском соборе Кремля, как изобразил на своей картине это кощунственное
деяние В.В.Верещагин (Ил.3).
Уходя из Москвы, Страстной монастырь собирались сжечь, но монахиня
Екатерина Шуменская (из дворян) облила водой рассыпанный по периметру порох,
сама еле спаслась. Пожар истребил всю Москву, но все здания в Страстном
монастыре уцелели.3)
11 октября 1812 года русские войска вступили в покинутую Наполеоном
Москву, а 12 октября по просьбе генерал - майора Ивана Дмитриевича
Иловайского иеромонах Иона из сгоревшей университетской церкви и священник
Иоанн отслужили Литургию и благодарственный молебен в Страстном монастыре.
Обедню «пели по клиросам люди всякого звания с великим восхищением», в
присутствии многочисленного народа. По окончании – первый колокольный звон
в ещё горящем городе, а воины и народ кричали «ура».
Это был первый благодарственный молебен об избавлении Москвы. После этого
церковные торжества продолжались в течение года.4)
После разрушения Страстного монастыря колокол сохранился в театре им. К.С.
Станиславского и В.И. Немировича – Данченко, и в 1990 году был передан
монастырю Оптина Пустынь.5)
И до сих пор звонит на колокольне Свято -
Введенской Оптиной пустыни
в нём по уходу наполеоновских войск из Москвы (фотография С. Ищука)
пред иконой Смоленской Божией Матери
2) Розанов Н. «История Московского епархиального управления», М., 1871, Ч.3,
Кн.2
3) И.Ф. Токмаков, «Историко - статистическое и археологическое описание
Московского Страстного девичьего монастыря», М., печ. А.И. Снегирёвой, 1897,
с.14-23.
4) Георгиевский Г.П., «Праздничные службы и церковные торжества в старой
Москве», Стр.186 - 188, М., 1896
См. также: Московский журнал №9, 1992, стр.20: Г. Георгиевский, «На родном
пепелище».
5) Паламарчук П. Сорок сороков. Т.1. М., АО Книга и бизнес, 1992
14 октября 2024 года,
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
престольный праздник Страстного монастыря во имя
ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
В планах общины:
в Пушкинском сквере, у памятного камня Страстному монастырю состоится
акафиста иконы Покровской Божией Матери и традиционный Крестный ход
вокруг исторической территории монастыря.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
во имя Покрова Пресвятой Богородицы
в храме на территории хутора монастыря в Коськово
В 1896 году на хуторе Страстного монастыря на средства М.Д. Орлова была
выстроена деревянная одноглавая церковь в псевдорусском стиле (арх. В.Ф.
Жигардлович) и также деревянные жилые и хозяйственные строения. Церковь в
честь Покрова Пресвятой Богородицы была освящена при игуменье Московского
Страстного монастыря Олимпиаде.2)3)
Московского Страстного монастыря
Проектные решения реконструкции церкви фирмы ОАО «КНИИМ». План
до Коськовского хутора Страстного монастыря
1) «К истории утраченного Коськовского монастыря 1896 – 1939)»,
troiza.blogspot.com, 24.02.14
2)И.Ф.Токмаков. «Историко - статистическое и археологическое описание
Московского Страстного девичьего монастыря», М.,1897
3)И.Ф.Токмаков, «Московский Страстной девичий монастырь. Краткий историкоархеологический очерк», М., 1897
4)Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Коськово. Учётная карточка.
Газета «Пятницкое подворье», 363, апр.2010 г.
5)ЦИАМ, Ф.1185, Оп.1, Д.48, Листы большого формата арх. Л.Ф. Жигардлович,
1893, Лист 35
6)Логинова Н.С. «Село Муромцево и Никольская церковь», Край родной,
06.01.2013
NB: Дела по "Коськовской лесной даче" Страстного монастыря должны храниться
в Главархиве Москвы в составе фонда Страстного монастыря (Оп. 389. Д. 3).
15 сентября 2024 года,
в воскресенье
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
престольный праздник Страстного монастыря во имя
прпп. АНТОНИЯ И ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРСКИХ.
В планах общины:
в Пушкинском сквере, у памятного камня Страстному монастырю состоится
чтение акафиста прпп. Антонию и Феодосию Печерским и традиционный Крестный ход
вокруг исторической территории монастыря.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
прпп. Антония и Феодосия Печерских
(празднование 15 сентября)
в 1929 году было 4 храма и 9 престолов:
Михаила Архангела и Св. Николая (равно временных строительству собора в 1646 г.), вмц. Анастасии Узорешительницы (1841 г.) и прп. Нила Столобенского (1899 г.);
- 2 престола в колокольне: прп. Алексия человека Божьего (1692 года, повторен в новой колокольне 1855 года) и престол Боголюбской иконы Божией Матери (кон. XVIII века), вначале бывшего в отдельно стоящей часовне, а после возведения новой колокольни встроенной в неё;
- престол прпп. Антония и Феодосия Печерских в храме (1898-99 годы) при новой трапезной монастыря (Ил.1);
- престол в храме Покрова Пресвятой Богородицы на хуторе в Коськово (1896 г.).
1.Страстной собор; 2.Колокольня; 3.Храм прпп. Антония и
Феодосия Печерских при трапезной; 4.Доходный дом
Здание новой трапезной с храмом было построено в 1898 – 1899 годы по проекту арх. М.Ф. Жигардловича, представляло собой объёмное сооружение, сопоставимое по площади плана со Страстным собором. С северо – восточной стороны к нему был пристроен храм прпп. Антония и Феодосия Печерских (Ил.2 и 3).
прпп. Антония и Феодосия Печерских
(арх. М.Ф. Жигардлович, 1898 – 1899 гг.)
Предпосылки посвящения престола Страстного монастыря
прпп. Антонию и Феодосию Печерским
или
знаменательное соприкосновение двух исторических дат
Решение Земского собора во главе с царём Алексеем Михайловичем о воссоединении Украины с Россией состоялось в ответ на обращение гетмана Богдана Хмельницкого о желании народа на подведомственной ему территории вступить в русское подданство.
После положительного ответа царя, в 1654 году Богданом Хмельницким была созвана Переяславская Рада, заявившая о переходе под управление России. Процесс действительного вхождения в управленческую структуру России с полным отказом от местного самоуправления растянулся на 150 лет и завершился в конце XVIII века созданием единого государства дружественно живущих народов.
В ознаменование уже 250 - летия воссоединения Украины с Россией, построенный в 1897- 99 годах при новой трапезной Страстного монастыря небольшой храм по проекту Ф.В. Жигардловича получил посвящение прпп. Антонию и Феодосию Печерским, основателям Киево - Печерской лавры (Ил.4).
(разработка Истфака МГУ)
в Киево – Печерской Лавре
При советской власти, когда Украина была самостоятельным государством в составе СССР, в 1954 году состоялась Юбилейная сессия Верховного совета РСФСР, посвящённая уже 300 - летию воссоединения Украины с Россией, была выпущена юбилейная медаль, установлен Закладной камень на площади Киевского вокзала с надписью «Здесь будет сооружён монумент в честь 300 - летия воссоединения Украины с Россией (1654 - 1954)» (Ил.6).
В ознаменование этого исторического события и в знак дружбы двух братских народов советской властью был подарен Украине Крым. В нынешней трагической ситуации свершившегося на Украине государственного переворота, Крым был возвращён в состав России волеизъявлением его жителей.
Украины с Россией на площади Киевского вокзала в Москве (1954 г.)
Киевского вокзала в Киеве (арх. Р. Сывенский)
Однако время покажет, насколько и когда может быть востребована эта идея.
(арх. Р. Цеханский)
Ныне нет Страстного монастыря, сразу же после революции закрытого, униженного за 20 лет ожидания исполнения смертного приговора и разрушенного бессмысленно и беспощадно в 1937 году. Бессмысленно, потому что это была тихая безобидная девичья обитель, а градостроительный комплекс монастыря не мешал новой застройке Тверской улицы и площади, как не мешал и до сих пор не мешает образованный на его месте сквер.
Более длительно шёл процесс отъединения Украины от России, решение о котором было принято в начальные годы советской власти, в условиях наскоро скроенных границ между двумя породнившимися государствами, связанных общей культурой и экономикой.
Ныне наблюдаются серьёзные подвижки в решении обеих проблем.
Говоря о будущем, напомним о всё более утверждающейся в общественном сознании идеи воссоздания Страстного монастыря, на исторической территории которого более 10 лет совершаются общиной молитвенные мероприятия и сбор подписей граждан - единомышленников. По второй проблеме отметим, как начало процесса объединения Украины с Россией, признание Крыма российской территорией в соответствии с волей его жителей.
В заключение этой темы, о чудотворной Страстной иконе Божией Матери в храме Покрова Пресвятой Богородицы, что в селе Отченашевка Винницкой области на Украине (на современной карте обозначено Комар - городом) (Ил.9).
в Покровском храме в селе Отченашевка (Украина)
Побывала «Отченашевская» и на молебне в Верховной Раде 5 апреля 2013 года, когда на Украине предчувствие беды витало в воздухе. Однако соборной горячей молитвы к Страстной Богородице не получилось. Да и в России в 2014 году совпадающие юбилейные даты 360-летия воссоединения Украины с Россией и основания Страстного монастыря не были достойно, громогласно отмечены. И как бы ни относиться к знаменательным совпадениям, в этом году на Украине началась гражданская война.
Представляется, что большой духовной поддержкой православным верующим в Украине в условиях доныне не прекращающейся гражданской войны явилось бы воссоздание Московского Страстного монастыря, или только принятие высокого решения об этом.
1) Анна Горпинченко "Храм, умытый росой», 19.04.2014, "УНИАН-Религии"
http://religions.unian.net/orthodoxy/909782-hram-umyityiy-rosoy-v-kievo-pecherskoy-lavreposle-restavratsii-otkryit-trapeznyiy-hram.html
А. Мелихова
26 августа 2024 года,
в понедельник,
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
престольный праздник Страстного монастыря во имя
СТРАСТНОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ.
В планах общины:
В 14.00– начало Крестного хода от храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках (Успенский пер.,4, проезд ст. метро Пушкинская, Тверская, Чеховская)
14.15 - начало молебна пред Страстной иконой Божией Матери.
в 14:00
Страстной иконы Божией Матери
(празднование 26 августа
день принесения иконы в Москву 13 августа 1641 г.)
из Страстного монастыря, спасённая в храме
Воскресения Христова в Сокольниках
В Страстном монастыре к моменту его закрытия
в 1929 году было 4 храма и 9 престолов:
- 5 престолов в Страстном соборе: Страстной иконы Божией Матери, Михаила Архангела и Св. Николая (равно временных строительству собора в 1646 г.), вмц. Анастасии Узорешительницы (1841 г.) и прп. Нила Столобенского (1899 г.);
- 2 престола в колокольне: прп. Алексия человека Божьего (1692 года, повторен в новой колокольне 1855 года) и престол Боголюбской иконы Божией Матери (кон. XVIII века), вначале бывшего в отдельно стоящей часовне, а после возведения новой колокольни встроенной в неё;
- престол прпп. Антония и Феодосия Печерских в храме (1898-99 годы) при новой трапезной монастыря;
- престол в храме Покрова Пресвятой Богородицы на хуторе в Коськово (1896 г.) (Ил.1).
1.Страстной собор; 2.Колокольня; 3.Храм прпп. Антония и
Феодосия Печерских при трапезной; 4.Доходный дом
Собор 2-х этажный, с обширной трапезной и светлыми галереями по сторонам (Ил.2).
(арх. Р. Цеханский)
из Страстного монастыря
Образ Страстной иконы имеет византийские корни, известен с XII века и широко распространён в православном и католическом мире.
Отнюдь не на научном, а чисто эмоциональном уровне, заметны отличия иконы из Страстного монастыря от других этого образа – её значительные размеры (1.4 м в высоту)1) и особенную художественную выразительность в написании Богоматери и Младенца. Они оба смотрят с тревогой: Младенец на Ангела с орудиями Страстей, держась за большой палец Матери, Богоматерь – не прямо, а в сторону Сына, к которому наклонила голову с выражением покорности и смирения перед предстоящими Ему страданиями.
Отличает Страстную икону горизонтальная направленность к центру иконы, к Лику Богородицы, стремительно подлетающих с двух сторон Ангелов с орудиями Страстей Господа, как бы оповещающих Её о судьбе Сына. При этом Архангел с Крестом распятия размещается не справа, со стороны Младенца, как на большинстве икон, а слева, входя в нимб вокруг Лика Богородицы. Будто Крест предназначается Матери, а Младенец-Христос пока ограждён от предстоящих страданий. 2)
Предчувствие или знание последующего воскресения Сына-Христа придают Пресвятой Богородице в её образе на Страстной иконе силы покориться воле Божьей.
В целом, икона из Страстного монастыря вызывает глубокое, чисто мирское чувство сострадания к Матери, смягчающее общий трагический настрой на Страсти Господа в Страстную седмицу перед Его Воскресением на Пасху, главный праздник на Руси.
Образ Страстной иконы Богородицы был близок всем людям, независимо от положения в обществе и образования, что объясняется также вторым значением
слова «страсти», о чём говорит история создания и проявления чудотворных свойств иконы.
В «Сказании о Палецкой иконе»3) и других источниках 1)5)изложена история болящей Екатерины, жительницы села Палец Новгородской губернии, которая просила Богородицу избавить её от болезни, обещая уйти в монастырь. Получала исцеление, но нарушала свой обет и снова заболевала. И вновь явилась ей всемилостивая Богородица и велела идти к людям, возвестить о Своём явлении и передать наказ, чтобы воздерживались от злобы, зависти и пьянства, всякой нечистоты и жили в нелицемерной любви друг к другу.
Таким образом, Сама Пресвятая Богородица раскрывает второе мирское значение слова «страсти» в иконе «Одигитрии Страстной», которую отыщет болящая Екатерина по новому наказу Богородицы у иконописца Григория в Нижнем Новгороде и получит исцеление. И станет икона чудотворной 1 мая 1641 года, как упомянуто в «Сказании».
Печать покаяния и воскресения несёт на себе и Московский Страстной монастырь, основанный во имя Страстной иконы Божией Матери. Не вообще иконы Страстной в её иконографическом образе, а именно той самой, которая была принесена в Москву. И в этом и последующих событиях наблюдается много не случайного, как бы предопределённого свыше.
В 1641 году князь Борис Михайлович Лыков, приходившийся родственником царю Михаилу Фёдоровичу Романову, перенёс Страстную икону в своё имение в селе Палец Новгородской области и установил её в кладбищенской церкви святых Косьмы и Дамиана.
Прослышавший о чудотворной Страстной иконе царь Михаил Фёдорович повелел привезти её в Москву.
Икона была встречена у Тверских ворот Белого города Царём, его сыном Алексеем Михайловичем, Святым Патриархом и Священным собором при большом стечении народа.
Икона остановилась сама перед Тверскими воротами, и царь Михаил Фёдорович повелел сделать копию с иконы, возвратить в село Палец (это отмечено в «Сказании») и возвести Страстной собор для иконы на месте её встречи. Им же было установлено 2 церковных ежегодных праздника: принесения в Москву Страстной иконы 13 августа и первого проявления ею чудотворных свойств в 6-е воскресение по Пасхе.
В 1646 году его сыном царём Алексеем Михайловичем был достроен на месте остановки иконы Страстной собор. Им же в 1654 году основан у его стен девичий Страстной монастырь. Есть основание считать, что распоряжение о создании Страстного монастыря при соборе исходило от самого царя Михаила Фёдоровича. По крайней мере, известно, что в 1649 году в девичий Страстной монастырь, за 5 лет до его основания, была подарена серебряная чаша с блюдом для водоосвящения.4)
В иконостасе Страстного собора икона размещалась слева от Царских врат (Ил.3), сама же была закрыта серебряной позлащённой ризой, украшенной жемчугом и драгоценными камнями, принесёнными в дар высокими покровителями, в том числе лицами Дома Романовых (Ил.4)1)4).
К сожалению, судьба подлинной иконы, возвращённой царём с подобающей честью и благочинием в село Палец, пока не выяснена. Известно, что икона была
увезена в построенный для неё храм в селе Палец, вначале деревянный, а в 1680 году каменный.
(слева от Царских врат), 1897 г.
Страстного собора
Если от разрушенного в годы лихолетья Страстного монастыря сохранилось лишь одно строение (доходный дом), то храм и его колокольня в честь иконы Божией Матери «Одигитрии - Страстной» в селе Палец стоят, хотя и в значительно разрушенном состоянии.
В 2012 году храм в селе Палец переведён Патриархией в разряд восстанавливаемых церковных объектов. Благодаря подвижнической работе инициативной группы мирян села Палец, подобно московской общине за возрождение Страстного монастыря. В храме идут службы, совершаются крестные ходы с заходом на Страстной источник и шаг за шагом восстанавливаются в своём историческом виде храм и колокольня (Ил.5).
Страстной в селе Палец Новгородской обл.
В Московском Страстном монастыре была вторая Страстная икона, размещавшаяся в киоте над центральной аркой входа в новой колокольне сер.XIX века по проекту арх. М.Д. Быковского. Похожая на неё икона 1-ой трети XVIII века находится в Третьяковской галерее. Возможно, она была на старой колокольне монастыря, поскольку в тексте под иконой излагается в виршах тема Страстей с упоминанием «царствующего сего града», что логично отнести к граду Москве (Ил.6). Об этом же – в нише под действительной иконой на новой колокольне монастыря.
в Третьяковской галерее
Представляется, что царская власть нуждалась в утверждении нового чисто российского происхождения образа Страстной иконы Божией Матери, символизирующей страсти Господни перед последующим Его Воскресением и страсти людские перед возрождением России после окончания смутного времени. XVII век для России – время социальных потрясений и иностранных влияний. Людям нужен был нравственный ориентир, чтобы выдержать посылаемые Богом испытания и предупреждения.5)
Икона как бы специально написана ко времени установления внутреннего порядка на Руси по окончании «смутного времени» в царствование Михаила Фёдоровича, основателя Дома Романовых. Потому и остановилась она перед входом в столичный град Москву, чтобы не оказаться в Кремле, в царской резиденции.
На самом деле, икона прибыла на площадь перед Тверскими воротами по Малой Дмитровке, упиравшейся в стену, а не Тверские ворота Белого города. И земля И.Д. Милославского, родственника Царя, для возведения Страстного собора и будущего монастыря была как бы наготове. И место это вполне масштабно возведению здесь монастырского комплекса, а не здания–Собора, хотя и значительного по своим размерам, но пространно размещавшегося на отведённой ему территории (Ил.7).
за Тверскими воротами (РГИА.Ф.1293.Оп.168.Моск.губ.Д.10)
Известны царские выходы и участие Царя в историческое время на праздничных службах Страстной иконы вплоть до 1653 года.6) В 6-ю неделю по Пасхе священнослужители из монастыря с иконою Страстной Божией Матери обходили Белый город.7)
На площади у Тверских ворот солдаты и трубачи привечали почётных гостей, которые заходили в Страстной собор. Здесь встречали останки патриарха Иова. Возводились триумфальные арки. Останавливались коронационные шествия при въезде в Москву.
Предстояло самой Страстной иконе и основанному в её имя монастырю пережить страсти и спасение во время московского пожара 1778 года, наполеоновского нашествия 1812 года, годы лихолетья начала XX века, завершившиеся разрушением Страстного монастыря и спасением самой Страстной иконы в храме Воскресения Христова в Сокольниках.
Прослеживается связь Страстного монастыря с Домом Романовых: первые Цари Дома основали Страстной монастырь, и практически одновременно мученической смертью последнего императора Николая II завершила своё существование царствующая династия Романовых и был закрыт, а вскоре разрушен Страстной монастырь. Перед разрушением, ещё длительное время имела место абсурдная ситуация одновременного нахождения на фасаде колокольни иконы Страстной Божией Матери и информационного плаката о действующем в монастыре Центральном антирелигиозном музее (Ил.8).
Рано или поздно, должно было возникнуть общественное движение за воссоздание Страстного монастыря на историческом месте. С 2006 года существует община, совершаются молитвенные стояния и крестные ходы на территории монастыря, собрано значительно более 100 000 подписей единомышленников – граждан за его воссоздание на историческом месте, восстановлена и укрепляется молитва на месте святыни, прерванная в 1937 году.
Воссоздание Страстного монастыря реально и логично, как памятника покаяния и возрождения святынь, что и заложено в самой сути Страстной иконы – покаяние и воскресение.
В настоящее время в Москве настрой общества и верховной власти на воссоздание утраченных в безбожные годы XX века святынь и памятников истории и культуры.
Страстной монастырь находится в ожидании стратегического решения Президента, право приемника исторической власти России.
Чудотворная Страстная икона Божией Матери, как и Страстной монастырь, оказываются всё более востребованными в современной ситуации глобальных отрицательных явлений во всех сферах жизнедеятельности человека и общества. Общество и просто люди вновь, через сотни лет, как в историческое время Михаила Фёдоровича Романова, нуждаются в нравственном ориентире, который даёт образ Страстной Божией Матери.
Примечания:
1) Токмаков И.Ф. «Статистическое и археологическое описание Московского Страстного девичьего монастыря». М.: Типография Л.Ф. Снегирёва, 1897.
2) А.А. Мелихова. 375 лет Страстной иконе Божией Матери из Страстного монастыря. Кадашевские чтения: Сб. докладов конференции /Музей "Кадашевская слобода». Вып.21-М., С.230-237.
3) «Сказание о Палецкой иконе». ОР РГБ Ф.310.№398.Л.106-110об.1670-1680гг.
4) «Снимки девичьего Страстного монастыря», 1897г., Фотография Эйхенвальда, М., РГАДА, Иллюстративный фонд, Ф.2908
5) Кулакова И.П. «Тема Страстей Господних и культ Страстной Богородицы в российском историко-культурном контексте». Исторический журнал: научные исследования, №6 (30), 2015.
6) Строев П. «Выходы Государей Царей и Великих Князей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича Всея Руси Самодержцев (с 1632 по 1682 гг.)». М., 1843.
7) Крестные ходы в Москве, М., тип. П. Снегирёва, 1861, С.19.
А. Мелихова
01 июля 2024 года,
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
престольный праздник Страстного монастыря во имя
БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В планах общины:
в Пушкинском сквере, у памятного камня Страстному монастырю состоится
чтение акафиста Боголюбской иконе Божией Матери и традиционный крестный ход
вокруг исторической территории монастыря.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
Престол Страстного монастыря во имя
Боголюбской иконы Божией Матери
(празднование 1 июля)
- 5 престолов в Страстном соборе - Страстной иконы Божией Матери, Михаила Архангела
и свт. Николая (равно временных строительству собора в 1646 г.);
св. вмц.Анастасии Узорешительницы (1841года) и прп.Нила Столобенского (1899 г.);
- 2 престола в колокольне - прп. Алексия человека Божьего (1697 г.) (повторен в новой
колокольне 1855 года) и Боголюбской иконы Божией Матери в часовне (кон. XVIII
века);
- престол прпп. Антония и Феодосия Печерских в храме при новой трапезной монастыря
(1898-99 годы);
- престол Покрова Пресвятой Богородицы в храме на хуторе в Коськово (1896 г.).
1.Страстной собор; 2.Колокольня; 3.Храм прпп. Антония
и Феодосия Печерских при трапезной; 4.Доходный дом
Ниже приводится схема первого этажа колокольни с тремя проходными арками в
монастырь и размещением часовни Боголюбской иконы Божией Матери в торце правого
крыла колокольни (Ил.2).
(проектное предложение арх. Р. Цеханского)
Существенной подсказкой имени подаренной монастырю иконы является особое
почитание в Страстном монастыре Боголюбской иконы Божией Матери, написанной в
XVIII веке на стене Страстного собора и оставшейся невредимой после пожара 1778 года
(Ил.3).
прп.Нила Столобенского. Слева на стене в киоте Боголюбская икона Божией Матери
(из фондов Музея архитектуры им. А.В. Щусева)
что на Тверской улице Земляного города
С сер. XVIII века часовня Боголюбской иконы Божией Матери стояла в виде 8-
мигранного, 2-х этажного строения на площади перед колокольней Страстного монастыря
вплоть до окончания строительства новой колокольни (Ил.5).
литография по акв. И.И. Шарлеманя, 1854
На всех последующих фотографиях и рисунках Страстной площади нет-нет да
появляется отдалённо похожее небольшое строение перед колокольней. Однако правая
входная арка изображается не проходной, что подтверждает наличие здесь часовни (Ил.6).
с Боголюбской иконой Божией Матери (см. Ил.4)
Однако о том, что это икона и именно Боголюбская, речь не идёт. Более того, на первый
взгляд здесь в богато декорированной раме представлена императрица. В одном серьёзном
источнике в описании Триумфальных ворот упоминаются голубицы и ласточки, гирлянды
цветов, плодов, а сама императрица с короной на голове уподобляется звезде, солнцу.
Возможно, сбивает с толку корона и свободное одеяние Богородицы. Однако корона и
нимб имеют место на многих иконах Пресвятой Богородицы, в том числе на Боголюбской
иконе.
Вместе с тем, наличие иконы в Триумфальной арке уместно, как благословение на
коронацию, а не только изображение торжественного входа в Москву и встреча будущей
императрицы с народом, с жителями города.
На иконе Триумфальных ворот Божия Матерь изображена в образе Царицы Небесной с
короной на голове, с предстоящим перед ней народом на фоне городских строений. В
небесах – Господь с распростёртыми руками и тянущейся от Него к Богородице длинной
надписью, которую прочитать технически невозможно. Однако явственно
просматриваются все другие элементы композиции именно Боголюбской иконы.
Немного об истории Боголюбской иконы, во многом объясняющей, почему этот образ
был поставлен на Триумфальных воротах, а позже подарен Страстному монастырю.
Боголюбская икона Божией Матери была написана в XII веке в память о явлении
великому князю Андрею Боголюбскому Божией Матери, стоящей в рост
с поднятыми руками и свитком
с молитвой о благословении к Иисусу Христу. Это произошло во время путешествия
князя во Владимирские земли, когда кони встали на пути, и привидившаяся ему
Богородица повелела поставить на этом месте церковь в честь Её Рождества и устроить
здесь женский монастырь. Что и было исполнено. Празднование иконе было установлено
1 июля (18 июня ст.ст.) самим Андреем Боголюбским.
Божией Матери с Варварских ворот Китай-города
(сохранена в храме Петра и Павла у Яузских ворот)
В XVII столетии Боголюбская икона Божией Матери являлась святыней, охраняющей
жителей Москвы. Была установлена на Варварских воротах Китай – города, и в дни
празднования, её спускали в пристроенную к башне часовню. Икона Боголюбская (т. наз.
Московская) с Варварских ворот была спасена в храме Петра и Павла у Яузских ворот на
Кулишках (Ил.8).
Мы видим, что наше предположение об образе именно Боголюбской иконы Божией
Матери на Триумфальных воротах достаточно обосновано.
А что касается вопроса, почему была подарена Боголюбская икона с Триумфальных
ворот Земляного города Страстному монастырю, достаточно вспомнить, что, по
преданию, «кони встали» с иконой Божией Матери в XII веке,
и была поставлена церковь, а потом монастырь. И в XVII веке «кони встали», икона
Страстная не пошла в город, и был построен собор близ Тверской башни Белого города, а
следом основан Страстной монастырь.
И оба монастыря – женские...
Многое изменилось за прошедшее время. Ныне нет Страстного монастыря,
разрушенного в тяжело памятном 1937 году.
Однако есть обоснованная надежда на воссоздание Страстного монастыря со всеми его
8-мью престолами, первым шагом которого явится колокольня с надвратным храмом прп.
Алексия человека Божьего и часовней Боголюбской иконы Божией Матери. А памятник
Пушкину, занимающий её место, по всем законам исторической справедливости будет
возвращён на Тверской бульвар.
Источники сведений
1) Токмаков И.Ф. «Историко – статистическое и археологическое описание Московского Страстного девичьего монастыря», М., 1897, печ. А.И. Снегирёвой, с.35
2) Н. Маркова. Об истории создания Коронационного альбома императрицы Елизаветы Петровны//Третьяковская галерея, 2011, №1, с.4-21
А. Мелихова
Поздравляем с праздником Святой Троицы,
23 июня 2024 года!
9 июня 2024 года,