К сведению посетителей сайта
Члены общины у памятного камня Страстному монастырю
Чтение акафиста у памятного камня Страстному монастырю Здесь и ниже
Фрагменты и элементы
молитвенного стояния
Крестный ход окрест территории Страстного монастыря
Община Страстного монастыря
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, 8(495)699-0956; strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
Первое обретение мощей и проставление (канонизация)
Серафим Саровский, иеромонах Саровского монастыря,
После кончины прп. Серафима Саровского прошло 70 лет до его канонизации 19 июля (с.ст.) 1903 года – дата, приноровленная ко дню его рождения. Настолько скромен был прп. Серафим в своей подвижнической жизни.
Ил.1 Молитвенное стояние на камне прп.Серафима
Перенёсший многие испытания и период молчания, прп. Серафим сохранил способность живого молитвенного общения с индивидуальными советами для каждого страждущего, с полным пониманием трудностей молитвенных исполнений в мирской жизни. Память о кратких душевных наставлениях, записанных отчасти им самим, или в пересказе слышавших о них, сохранили в виде рассказов и преданий сестёр Дивеевской обители, которую прп. Серафим опекал практически со времени её возникновения. Также сохранились бесценные записи бесед Н.А. Мотовилова с великим старцем о стяжании Святого Духа, как цели жизни христиан. Незадолго до прославления святого была найдена и в 1903 году напечатана «Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни», состоявшаяся в конце ноября 1831 г.
Ил.2 Паломники на Соборной площади Саровского монастыря 19 июля 1903 г .
17 июля (с. ст.) был совершен грандиозный объединённый крестный ход из Дивеевского монастыря и города Сарова в Саровскую пустынь с участием хоругвеносцев из самых разных мест. И в тот же день в обитель прибыл Государь Николай II с Семьей и свитой, принявший участие в церковном Богослужении, на котором прп. Серафим прославлялся в лике святых, и в несении его гроба с места захоронения в Успенский собор, и в открытии мощей святого, и крестном ходе с несением раки с мощами в обход всех храмов Саровской обители (Ил.3).
Ил.3 Государь Император, Великие князья, митрополит и архиереи. несут гроб с мощами прп. Серафима
Святые мощи прп. Серафима Саровского были торжественно упокоены в Успенском соборе Саровской пустыни и находились в нём до начала 1920-х годов, когда в стране развернулась кампания против мощей святых православной церкви. Сам святой Серафим предсказал, что его мощи будут утрачены и вновь обретены и, наконец, упокоены в Дивеевском монастыре. Так и произошло.
Ил.4 Икона Божией Матери "Умиление". Работа дивеевских сестер начала ХХ века. Находится в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря.
Келейная икона преподобного Серафима в годы безверия не исчезла. Дивеевские сестры, жившие в Муроме после закрытия монастыря, а позже – московский священник Виктор Шиповальников оберегали эту святыню. Сейчас икона находится в Патриаршей резиденции в Чистом переулке, во Владимирской церкви. Раз в год, на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы 4 апреля икону Божией Матери "Умиление", келейный образ преподобного Серафима Саровского, приносят в Богоявленский Елоховский собор на Патриаршее богослужение 3.
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, , 8(495)699-0956; strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
ПАМЯТЬ О ЦАРСТВЕННЫХ СТРАСТОТЕРПЦАХ
Последний государь Дома Романовых Николай II и его царственная семья вместе с добровольно оставшимися
с ними слугами были расстреляны по приказу большевистской власти в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.
В 1981 году они были причислены к лику мучеников Русской Православной церкви За рубежом.
В день ареста Царской семьи (худ. П.А.Мурахин)
В 2000 году царь Николай II и его семья канонизированы Русской Православной
церковью, как страстотерпцы в сонме Новомучеников и исповедников Российских; в 2016
году на Архиерейском соборе был прославлен, как страстотерпец, врач Евгений Боткин и
рассматривается вопрос о канонизации повара, камердинера и горничной царской семьи.
Иконописное изображение Царей – Михаила
Михаил Фёдорович с патриархом Иосифом установили день празднования церковью
принесение в Москву чудотворной Страстной иконы Божией Матери 13(26 н.ст.) августа
и чин колокольного звона в праздник Воскресения Христова, в котором удару колокола
со Страстного монастыря отводилась роль предвестника всеобщего праздничного звона
всех церквей и монастырей Москвы.2)
Выход Государя Николая II и Государыни Александры Фёдоровны
Схождение с коляски экипажа на Страстную площадь и вход в монастырь
Возможно, и в другие годы Государь Николай II с венценосной супругой в
предпасхальные дни бывали в монастыре, который столетиями духовно окормлял
царствующий Дом Романовых, да и всю Москву.
Предпроектные предложения по возвращению памятника Пушкину на Тверской бульвар
Представляется не случайной одновременность, «странное сближение» (по Пушкину)
судеб Дома Романовых и Страстного монастыря, имевших и счастливое, и трагическое
прошлое, но и будущее. Для Николая II - восстановление доброй памяти о последнем
Государе Дома Романовых, для Страстного монастыря - его возрождение, как Святыни
Москвы.
Источники сведений:
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, , 8(495)699-0956; strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
В этот день в 1995 году, после торжественного богослужения, возглавляемого Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, мощи преподобного Нила были перенесены из Знаменского собора города Осташкова в возвращенную Русской Православной Церкви Нило-Столобенскую пустынь – монастырь, основанный на острове, где жил Святой отшельник. Рака с мощами Преподобного была установлена в Богоявленском соборе, где она и находилась в дореволюционные годы.
Летопись обители (основные даты) 1
Вид Ниловой пустыни в нач. XX века
Источник:
1 июля 2022 года
Боголюбской иконе Божией Матери.
Предлагаем посетителям сайта выборочные фотографии
Участники мероприятия у памятного камня Страстному монастырю
Чтение акафиста иконе Божией Матери у памятного камня
Лития у памятного камня некрополю Страстного монастыря
Фотографии
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, , 8(495)699-0956; strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
В Страстном монастыре к моменту его закрытия в 1929 году было четыре храма и 9
престолов:
Ил.1 Схема генплана Страстного монастыря 1911-1937 гг.
Часовня Боголюбской иконы Божией Матери сер. XVIII века вначале была отдельно
стоящим строением, а после возведения в 1855 году М.Д. Быковским новой колокольни
встроена в неё непосредственно справа от центральной проходной арки на территорию
монастыря. Авторские архивные чертежи колокольни в настоящее время не обнаружены.
Ил.2 Схема плана первого этажа колокольни с часовней Боголюбской иконы Божией Матери
Сама же икона Пресвятой Богородицы в часовне Страстного монастыря прежде
помещалась на старых Триумфальных воротах, а после их разборки была пожертвована
монастырю Городским Управлением. Других сведений о самой иконе Пресвятой
Богородицы в данном источнике и в известных других не было1).
Ил.3 Интерьер верхней галереи Страстного собора с видом на престол
Внимание в монастыре именно к иконе Боголюбской Божией Матери объяснимо при
наличии иконы этого образа на старых Триумфальных воротах.
Ил.4 Чертёж Триумфальных ворот,
На месте сломанных стен и Тверских ворот Белого города в XVIII веке устраивались
Триумфальные декоративные арки в связи с различными знаменательными
историческими событиями. На одной из них, а именно сооружённой по случаю коронации
императрицы Елизаветы Петровны в 1742 году, довольно явственно просматривается
иконографический образ Боголюбской иконы Божией Матери (Ил.4).
Ил.5 Страстная площадь в 1860-е гг.,
Колокольня была построена М.Д. Быковским в 1849 – 1855 годы, в которую была
вписана часовня Боголюбской иконы Божией Матери, переставшей быть
самостоятельным сооружением.
Ил.6 Фрагмент фотографии Страстного монастыря в 1880-е гг.
Возникают вопросы в отношении Боголюбской иконы Божией Матери, как бы
предназначенной быть в этом образе во время коронации императрицы Елизаветы
Петровны и в месте её торжественного входа в град Москвы через Триумфальные ворота.
Ил.7 Фрагмент Триумфальных ворот
В Коронационном альбоме императрицы Елизаветы Петровны 1742-43 годов приведен
проект Триумфальных ворот и основные элементы декора Изображена над центральной
аркой со всей очевидностью икона, весьма напоминающая по образу Боголюбскую икону
Божией Матери.2)
Ил.8 Боголюбская (Московская) икона
Первоначальная икона сохранилась, пережила реставрацию, была расшифрована и
надпись на свитке: «Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, услыши молитву
мою…». За прошедшие века написаны многочисленные списки с иконы, и изводы
Боголюбского образа. В частности, изображались предстоящие Богородице святые и
народ, иногда на фоне городских построек и церквей. Господь размещался не только в
правом углу полотна иконы, но и по центру, как на иконе Триумфальных ворот.
К сведению посетителей нашего сайта
Фотография Нины Матвеевой
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, , 8(495)699-0956; strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
6 июня (26 мая) 1799 года,
Пушкин придавал большое значение своему рождению в Великий праздник Вознесения Христово. По замечанию историографа П. В. Анненкова: «Обстоятельство это он не приписывал одной случайности. Важнейшие события его жизни, по собственному его признанию, все совпадали с днём Вознесения. Незадолго до своей смерти он задумчиво рассказывал об этом одному из своих друзей и передал ему твердое свое намерение выстроить, со временем, в селе Михайловском церковь во имя Вознесения Господня. Упоминая о таинственной связи всей своей жизни с одним великим днем духовного торжества, он прибавил: «Ты понимаешь, всё это произошло недаром и не может быть делом одного случая». Предполагал Александр Сергеевич Пушкин, что на праздник Вознесения и умрёт (а умер в день блаженной памяти святого Ефрема Сирина).
2 Исследовательская работа на тему: «Нити родословной: Александр Сергеевич Пушкин и Александр Невский», автор: Березина Зинаида Сергеевна, п.Вереяул, Центральная 17-б-33, руководитель: Шашкова Л.Г., учитель истории и обществознания.
Ссылки на источники: 1 «Тысячелетнее древо » –М.:Либерия-Бибинформ, 2005; 2 Пушкины. Родословная роспись. Л., 1932; 3 «Тысячелетнее древо » –М.:Либерия-Бибинформ,2005;
4 Потомки "мужа честна" Ратши: генеалогия дворян Каменских, Курицыных и Волковых - Курицыных. М., 1994. С.21. 5 История родов русского дворянства. Т.1.М., 1991. С.22.
В тот же день, как родился будущий поэт, у императора Павла родилась внучка, в честь которой во всех церквах шли молебны и гудели колокола. Так, по случайному совпадению день рождения русского гения был ознаменован всеобщим народным ликованием.
На Пушкинских праздниках, и в качестве самостоятельных мероприятий, на Тверском бульваре устраивались внушительные книжные базары.
В этом, 2022 году, мы будем отмечать трагический для Страстного монастыря, Тверского бульвара и для самого памятника Пушкину
Многие исследователи считают, что Пушкин в образе своего памятника не стоит, а идёт. Он (памятник) как бы шёл по Тверскому бульвару и остановился
перед Страстной площадью и Страстным монастырём. Объяснима и поза поэт в памятнике со снятым цилиндром и правой рукой на груди.
В Пушкинский сквер с Тверского бульвара памятник перемещали насильно. Но он сохранил свою позу, поскольку неизбежно возвращение памятника на Тверской бульвар и связанное этим воссоздание Страстной обители.
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, , 8(495)699-0956; strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
Отмечается ежегодно в 6-е воскресение по Пасхе
Явление людям чудотворной Страстной иконы Божией Матери произошло по воле Самой Пресвятой Богородицы, Которая откликнулась на просьбу болящей женщины Екатерины из села Палец Нижегородской области избавить её от душевного недуга, обещав уйти в монастырь. Получала исцеление, нарушала свой обет и снова заболевала. И вновь являлась ей всемилостивая Богородица. Наконец, велела идти к людям, возвести о Своём явлении и передать наказ, чтобы воздерживались от злобы, зависти и пьянства, всякой нечистоты и жили в нелицемерной любви друг к другу.
Ил.1 Крестный ход молитвенников за воссоздание
В 2012 году храм в селе Палец переведён Патриархией в разряд восстанавливаемых церковных объектов, благодаря подвижнической работе инициативной группы мирян села Палец, подобно московской общине за возрождение Страстного монастыря. В храме идут службы, совершаются крестные ходы с заходом на Страстной источник. Одновременно с этим, продолжаются восстановительные работы храма и его интерьеров. Церковь в честь Страстной иконы Божией Матери уже под крышей, достроена колокольня (Ил.2).
Ил.2 Вид воссоздаваемого храма Одигитрии - Страстной с востока, 2018 год
Прихожане сообщили о чуде цветения сирени на голых ветках в конце сентября 2015 года, когда развернулись активные работы по воссозданию храма и колокольни (ил.3).
Ил.3 Чудо цветения сирени в конце сентября 2015 года
Возрождён святой источник, где, по преданию, Царица Небесная явилась – обустроен деревянный сруб с навесом и иконкой Богородицы 5.
Ил.4 Крестный ход молитвенников в обход святых мест окрест храма Одигитрии-Страстной:
Ежегодно после Литургии и молебна с водосвятием совершаются Крестные ходы окрест храма Богородицы – Страстной сначала к месту,
где стояла ныне утраченная церковь свв. Косьмы и Дамиана,
принявшая в свои стены икону Одигитрии – Страстной до построения
для неё каменного храма; далее – к Святому источнику (Ил.4).
Источники сведений:
К сведению посетителей сайта,
Текст А. Русскова,
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
1 августа 2022 года
в Пушкинском сквере община отмечала памятную дату Страстного монастыря
«Обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца».
Предлагаем выборочные фотографии.
1 августа 2022 года,
в понедельник, в 14:00
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
ДЕНЬ ПЕРВОГО ОБРЕТЕНИЯ МОЩЕЙ И ПРЕСТАВЛЕНИЯ
ПРП. СЕРАФИМА, САРОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА
В планах общины:
в Пушкинском сквере, у памятного камня Страстному монастырю состоится
чтение акафиста и традиционный крестный ход
вокруг исторической территории монастыря.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
преподобного Серафима, Саровского чудотворца
(празднование 1 августа)
основатель и покровитель Дивеевской женской обители
1 авг. (19 ил. с.ст.)1754 – 15 янв. (2 янв. с. ст.) 1833 гг.
С детства избранный Богом и молитвами Пресвятой Богородицы многократно спасённый от явной погибели; восемь лет трудившийся послушником и ещё восемь служением в сане иеродиакона и иеромонаха в Свято-Успенском храме Саровой пустыни; пустынножительство и столпничество; затвор и безмолвие; наконец, старчество с полным раскрытием себя нуждающимся в его советах верующим людям. Совершённые прп. Серафимом подвиги выше человеческих сих, если вспомнить его молитвенное стояние на камне 1 000 дней и ночей (Ил.1).
Откликаясь на настойчивую просьбу дивеевских сестёр ускорить процесс канонизации, архимандрит (впоследствии митрополит и священномученик Серафим) Л.М. Чичагов написал «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», где большое место уделено жизни и посмертным чудесам батюшки Серафима. С «Летописью» ознакомилась Царская семья, а государь Николай II поставил вопрос о его канонизации.
Первое обретение мощей и канонизация прп. Серафима, Саровского чудотворца, состоялись 19 июля (с. ст.) 1903 года в присутствии Царской Семьи и при большом стечении народа в Саровскую пустынь (Ил.2).
C этого времени, более столетия прп. Серафим прославляется Церковью в лике святых и почитается верующими величайшим подвижником святой Русской Православной Церкви. Святой старец Серафим, владеющий даром чудотворений и исцелений, и после кончины не оставляет всех просящих у него помощи 1.
В 1925 году Саровский монастырь был закрыт. Успенский собор взорван в 1951 году, однако мощи прп. Серафима были вскрыты и вновь закрыты дважды - в 1920 и 1927 году и вывезены, предположительно сначала в Донской монастырь, где пытались организовать антирелигиозный музей. В 1929 году мощи святого последовали в ЦАМ в Московском Страстном монастыре, где и находились вплоть до его разрушения, и долгое время считались утраченными.
Второе обретение мощей св. Серафима произошло неожиданно в 1991 году, когда проходила инвентаризация фондов Казанского собора в Ленинграде в связи с его передачей церкви, в одном из запасников храма.
Последовавшее за вторым обретением мощей святого торжество не уступало первому 1903 года. И было сразу же ясно, что мощи прп. Серафима Саровского будут упокоены в Серафимо - Дивеевской девичьей обители, как предсказал святой. Его мощи были выставлены для поклонения в Троицком соборе Александро – Невской Лавры, затем в Богоявленском соборе в Москве, далее долгим автомобильным Крестным ходом с остановками для поклонения в храмах крупных городов доставлены в Дивеево и установлены в Троицком соборе Серафимо – Дивеевского обители 2.
Преподобный Серафим особо почитается общиной Страстного монастыря в память о его живом воплощении в стенах обители, когда были выставлены мощи святого старца в тяжёлое время её закрытия и организации в ней Центрального антирелигиозного музея. Желание власти вызвать отрицательное отношение народа к мощам святых, возымело противоположный эффект. Не сразу организаторы музея поняли, что люди идут в музей не из любопытства, а с целью поклонения святым мощам. Антирелигиозного музея в
Страстном монастыре не получилось. Легче было его сломать, что и было исполнено в памятном 1937 году. А мощи святого Серафима, полсотни лет считавшиеся утраченными, как мы знаем, чудесным образом были вновь обретены и упокоены в Дивеевской обители.
Молитвы святого Серафима являются духовной поддержкой в молитвенной деятельности общины Страстного монастыря за воссоздание обители. И здесь уместно напомнить о келейной иконе прп. Серафима Саровского «Умиление», с которой он не расставался и называл «Всех радостей радость» и которую община Страстного монастыря с любовью принимает в свой иконостас.
Источники сведений
1 1 августа — обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, Patriarchia.ru, 31 июля 2009 г.
2 Ж. А. Курбатова. Второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского,
Московские Епархиальные Ведомости, №7 за 2016 г.
3 Сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря
А. Мелихова
17 июля 2022 года,
в воскресенье,
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II и ЕГО СЕМЬИ
и ВРАЧА ЕВГЕНИЯ БОТКИНА
В планах общины:
в Пушкинском сквере, у памятного камня Страстному монастырю состоится
чтение акафиста и традиционный крестный ход
вокруг исторической территории монастыря.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
Также к сведению:
Желающие могут посетить в этот день и отдать дань
памяти Государю Николаю II и его семье в Аляухово
Московская область, Одинцовский район, село Аляухово, дом 33.
Приписной храм к Храму Успения Пресвятой Богородицы
в Путинках в Москве, настоятель - протоиерей Алексий Гомонов, 8(495)699-0956.
царе Николае, царице Александре, царевиче Алексие, великих княжнах
Ольге, Татьяне, Марии и Анастасии; и о враче Евгении Боткине
(отмечается 17 июля)
Слева направо: камергер Трупп Алозий Егорович, великая княжна Мария, великая княжна Анастасия,
цесаревич Алексей, император Николай II, императрица Александра Фёдоровна, великая княжна Татьяна,
великая княжна Ольга, лейб-медик Боткин Евгений Сергеевич, фрейлина Демидова Анна Степановна, повар
Харитонов Иван Михайлович
С насильственной гибелью последнего государя России завершилось 3-х вековое
правление страной царствующим Домом Романовых, судьба которого во многом
перекликается с бывшим в центре Москвы девичьим Страстным монастырём.
Созданный первыми царями Дома Романовых, веками существовавший при поддержке
многих других государей и Великих князей, Страстной монастырь был до основания
разрушен после гибели последнего из этой династии государя Николая II.
Царь Михаил Федорович Романов повелел принести в Москву чудотворную Страстную
икону Божией Матери, проявившуюся чудесами в Новгородской губернии,
и торжественно встретил ее 13 августа (ст.ст.) 1641 года у Тверских ворот Белого города с
сыном Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом при большом стечении народа.
Однако, по Преданию, икона не захотела войти в город.1)
Фёдоровича и Алексея Михайловича пред
образом Спаса Нерукотворного. Ф.Зубов, 1678 г.
Во исполнение воли почившего отца, Алексей Михайлович возвёл «на месте сем»
Страстной собор для иконы, а в 1654 году основал при нём девичий Страстной монастырь
во имя чудотворной Страстной иконы Божией Матери, особенно почитаемый государями
и народом в Страстную седмицу. В эти дни всеобщего покаяния перед Воскресением
Христовым, Страстная икона, символизирующая страдания Господа на Кресте, проявляла
и второе значение слова «страсти», связанное с обыкновенными человеческими
страстями людей независимо от образования и положения в обществе.
Посещение Страстного монастыря царствующими особами в Страстную седмицу было
вполне естественно.
из Страстного монастыря 16 апреля 1903 года.
Государя Николая II и Государыни Александры Фёдоровны 1 апреля 1912 года.
Алексей Михайлович несколько лет ходил крестным ходом в Страстной собор в дни
принесения иконы в Москву.3) Но прекратил хождение за год до образования им
монастыря, что могло сказаться на последующих печальных событиях.
Чудотворная Страстная икона его отца не захотела войти в город, возможно, потому,
что могла оказаться в царской резиденции. И не было бы Страстного монастыря и
Страстной площади, которая после разрушения стен Белого города в конце ХУШ века
сформировалась в центре Москвы, на пересечении Царской Тверской улицы с
Бульварным кольцом. И не было бы в Москве веками намоленного и притягательного
места, духовная и культурная аура которого ощущается и сегодня на современной
Пушкинской (бывшей Страстной) площади.
Казалось бы, Дому Романовых предстояло спокойно и мудро царствовать, а Страстному
монастырю - процветать в центре Москвы. Однако по прошествие всего нескольких веков,
для России наступило новое «смутное время» XX века, превзошедшее по своей
жестокости
историческое «смутное время» перед вступлением на царство Михаила Фёдоровича
Романова. И царствующий Дом, и Страстной монастырь ожидала трагическая судьба.
В 1918 году насильственно изуверски погибает последний Государь династии
Романовых и вскоре уничтожается Страстной монастырь самым кощунственным
способом. В 1919 году монастырь упраздняют и превращают в общежитие студентов
Коммунистического университета трудящихся Востока (при этом, здесь еще жили
монахини); в 1929 году создают из него Центральный антирелигиозный музей; в 1937
году с помпой отмечают 100- летнюю годовщину гибели Пушкина, изобразив поэта в
полный рост на колокольне обреченного монастыря. И в этот же год до основания
разрушают древнюю девичью обитель.
Что претерпел Государь со своей семьей перед кончиной, по счастью, не забыто.
Церковь отмечает 17 июля, как памятный день страстотерпцев 1918 года, царя Николая,
царицы Александры и их венценосных детей. Выясняются новые обстоятельства
расстрела царской семьи и ее верных слуг и продолжается расследование совершившегося
более 100 лет назад преступления.
Последний Государь Дома Романовых, как и все члены его семьи, был культурным,
порядочным, добрым по натуре человеком и любящим семьянином.
Православные историки и философы в настоящее время ставят вопрос о реабилитации
Николая II, отмечая не только личные качества, но и заслуги перед отечеством и разрушая
навязываемый обществу стереотип его характеристики, как безвольного и чрезмерно
привязанного к семье человека.
На самом деле, душой Николая II - Правителя владели три важнейшие идеи: всеобщего
мира, торжества православия, процветания страны.
Наиболее выдающиеся достижения в этих областях:
- Идея всеобщего и полного разоружения, озвученная в «Обращении ко всем странам
мира». Результатам явился Третейский суд, прообраз Лиги наций и ООН.
- Канонизация святых, повсеместное строительство новых церквей по России.
- Самые высокие темпы экономического роста, производительности труда,
сельскохозяйственных культур. Установлена устойчивая золотая конвертируемая валюта.
Развитие железных дорог, Великая Сибирская магистраль строилась при Николае II.
4)
Одновременно с этим, развернулось широкое движение за восстановление Страстного
монастыря на Пушкинской площади, на его историческом месте в сквере с памятником
Пушкину, где стоял монастырь. В этом процессе участвуют многочисленные миряне,
общественность, ряд общественных организаций, специалисты в области охраны
исторического наследия.
и воссозданию Страстного монастыря на историческом месте (арх. Р. Цеханский)
1) Токмаков И.Ф. «Статистическое и археологическое описание Московского Страстного
девичьего монастыря». М.: Типография Л.Ф. Снегирёва, 1897
2) Энциклопедия Москвы, изд. БРЭ, 1998 стр. 770 -771, А.Ф. Бондаренко
3) Строев П. «Выходы Государей Царей и Великих Князей Михаила Феодоровича и
Алексея Михайловича Всея Руси Самодержцев (с 1632 по 1682 гг.)». М., 1843
4) Выдержки из книги О. Платонова «Терновый венец России», Т.3, сайт
Русский след в мировой истории
А. Мелихова
09 июля 2022 года,
в субботу, в 14:00
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
ДЕНЬ ПЕРЕНЕСЕНИЯ МОЩЕЙ прп. НИЛА СТОЛОБЕНСКОГО
из Знаменской церкви г. Осташкова в монастырь Ниловой Пустыни
В планах общины:
в Пушкинском сквере, у памятного камня Страстному монастырю состоится
чтение акафиста прп. Нилу Столобенскому и традиционный крестный ход
вокруг исторической территории монастыря.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
Перенесение мощей прп. Нила Столобенского
из Знаменской церкви г. Осташкова в монастырь Ниловой Пустыни
(празднование 9 июля)
• 1528 год – Приход Преподобного Нила Столобенского на остров Столобный
• 1555 год – Преставление Преподобного Нила
• 1560 год – Возведение первой часовни на месте подвигов Преподобного
• 1594 год – Благословение святителя Иова на основание монастыря Нилова пустынь
• 1595 год – Написание первого иконописного образа Преподобного Нила Столобенского
• 1667 год – Обретение святых мощей Преподобного Нила Столобенского
• 1669 год – Возведение первых каменных строений на острове
• 1756 год – Общецерковное прославление Преподобного Нила Столобенского
• 1851 год – Сооружение гранитной набережной вокруг острова Столобный
• 1919 год – Кощунственное вскрытие святых мощей Преподобного Нила
• 1928 год – Последнее богослужение. Закрытие монастыря
• 1990 год – Решением Совета министров РСФСР комплекс Нило-Столобенской пустыни передан в пользование Русской Православной Церкви
• 1994 год – Торжественно отмечается дата 400-летия со дня основания обители
• 1995 год – Торжественное перенесение Патриархом Алексием II святых мощей Преподобного Нила Столобенского из Осташкова в Нило-Столобенскую пустынь
• 2000 год – Прославление в числе новомучеников Российских пострижеников Ниловой пустыни: преподобномучеников Виталия, Дионисия и Павла.
• 2005 год – Празднование 450-летия преставления Преподобного Нила Столобенского
• 2017 год - Празднование 350-летия обретения мощей преподобного Нила и 25-летие возрождения монастыря
Современный вид Ниловой пустыни
1 Мужской монастырь Нило-Столобенская пустынь; сайт:история
А. Мелихова
в Пушкинском сквере состоялся престольный праздник
Страстного монастыря, посвящённый
(3 фотографии)
Далее:
фрагменты стояния и картинки
А. Русскова и И. Утюж
01 июля 2022 года,
в пятницу, в 14:00
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
престольный праздник Страстного монастыря во имя
БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В планах общины:
в Пушкинском сквере, у памятного камня Страстному монастырю состоится
чтение акафиста Боголюбской иконе Божией Матери и традиционный крестный ход
вокруг исторической территории монастыря.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
Престол Страстного монастыря во имя
Боголюбской иконы Божией Матери
(празднование 1 июля)
- 5 престолов в Страстном соборе - Страстной иконы Божией Матери, Михаила Архангела
и свт. Николая (равно временных строительству собора в 1646 г.);
св. вмц.Анастасии Узорешительницы (1841года) и прп.Нила Столобенского (1899 г.);
- 2 престола в колокольне - прп. Алексия человека Божьего (1697 г.) (повторен в новой
колокольне 1855 года) и Боголюбской иконы Божией Матери в часовне (кон. XVIII
века);
- престол прпп. Антония и Феодосия Печерских в храме при новой трапезной монастыря
(1898-99 годы);
- престол Покрова Пресвятой Богородицы в храме на хуторе в Коськово (1896 г.).
1.Страстной собор; 2.Колокольня; 3.Храм прпп. Антония
и Феодосия Печерских при трапезной; 4.Доходный дом
Ниже приводится схема первого этажа колокольни с тремя проходными арками в
монастырь и размещением часовни Боголюбской иконы Божией Матери в торце правого
крыла колокольни (Ил.2).
(проектное предложение арх. Р. Цеханского)
Существенной подсказкой имени подаренной монастырю иконы является особое
почитание в Страстном монастыре Боголюбской иконы Божией Матери, написанной в
XVIII веке на стене Страстного собора и оставшейся невредимой после пожара 1778 года
(Ил.3).
прп.Нила Столобенского. Слева на стене в киоте Боголюбская икона Божией Матери
(из фондов Музея архитектуры им. А.В. Щусева)
что на Тверской улице Земляного города
С сер. XVIII века часовня Боголюбской иконы Божией Матери стояла в виде 8-
мигранного, 2-х этажного строения на площади перед колокольней Страстного монастыря
вплоть до окончания строительства новой колокольни (Ил.5).
литография по акв. И.И. Шарлеманя, 1854
На всех последующих фотографиях и рисунках Страстной площади нет-нет да
появляется отдалённо похожее небольшое строение перед колокольней. Однако правая
входная арка изображается не проходной, что подтверждает наличие здесь часовни (Ил.6).
с Боголюбской иконой Божией Матери (см. Ил.4)
Однако о том, что это икона и именно Боголюбская, речь не идёт. Более того, на первый
взгляд здесь в богато декорированной раме представлена императрица. В одном серьёзном
источнике в описании Триумфальных ворот упоминаются голубицы и ласточки, гирлянды
цветов, плодов, а сама императрица с короной на голове уподобляется звезде, солнцу.
Возможно, сбивает с толку корона и свободное одеяние Богородицы. Однако корона и
нимб имеют место на многих иконах Пресвятой Богородицы, в том числе на Боголюбской
иконе.
Вместе с тем, наличие иконы в Триумфальной арке уместно, как благословение на
коронацию, а не только изображение торжественного входа в Москву и встреча будущей
императрицы с народом, с жителями города.
На иконе Триумфальных ворот Божия Матерь изображена в образе Царицы Небесной с
короной на голове, с предстоящим перед ней народом на фоне городских строений. В
небесах – Господь с распростёртыми руками и тянущейся от Него к Богородице длинной
надписью, которую прочитать технически невозможно. Однако явственно
просматриваются все другие элементы композиции именно Боголюбской иконы.
Немного об истории Боголюбской иконы, во многом объясняющей, почему этот образ
был поставлен на Триумфальных воротах, а позже подарен Страстному монастырю.
Боголюбская икона Божией Матери была написана в XII веке в память о явлении
великому князю Андрею Боголюбскому Божией Матери, стоящей в рост
с поднятыми руками и свитком
с молитвой о благословении к Иисусу Христу. Это произошло во время путешествия
князя во Владимирские земли, когда кони встали на пути, и привидившаяся ему
Богородица повелела поставить на этом месте церковь в честь Её Рождества и устроить
здесь женский монастырь. Что и было исполнено. Празднование иконе было установлено
1 июля (18 июня ст.ст.) самим Андреем Боголюбским.
Божией Матери с Варварских ворот Китай-города
(сохранена в храме Петра и Павла у Яузских ворот)
В XVII столетии Боголюбская икона Божией Матери являлась святыней, охраняющей
жителей Москвы. Была установлена на Варварских воротах Китай – города, и в дни
празднования, её спускали в пристроенную к башне часовню. Икона Боголюбская (т. наз.
Московская) с Варварских ворот была спасена в храме Петра и Павла у Яузских ворот на
Кулишках (Ил.8).
Мы видим, что наше предположение об образе именно Боголюбской иконы Божией
Матери на Триумфальных воротах достаточно обосновано.
А что касается вопроса, почему была подарена Боголюбская икона с Триумфальных
ворот Земляного города Страстному монастырю, достаточно вспомнить, что, по
преданию, «кони встали» с иконой Божией Матери в XII веке,
и была поставлена церковь, а потом монастырь. И в XVII веке «кони встали», икона
Страстная не пошла в город, и был построен собор близ Тверской башни Белого города, а
следом основан Страстной монастырь.
И оба монастыря – женские...
Многое изменилось за прошедшее время. Ныне нет Страстного монастыря,
разрушенного в тяжело памятном 1937 году.
Однако есть обоснованная надежда на воссоздание Страстного монастыря со всеми его
8-мью престолами, первым шагом которого явится колокольня с надвратным храмом прп.
Алексия человека Божьего и часовней Боголюбской иконы Божией Матери. А памятник
Пушкину, занимающий её место, по всем законам исторической справедливости будет
возвращён на Тверской бульвар.
Источники сведений
1) Токмаков И.Ф. «Историко – статистическое и археологическое описание Московского Страстного девичьего монастыря», М., 1897, печ. А.И. Снегирёвой, с.35
2) Н. Маркова. Об истории создания Коронационного альбома императрицы Елизаветы Петровны//Третьяковская галерея, 2011, №1, с.4-21
А. Мелихова
Молитвенные стояния общины
в Пушкинском сквере, территории Страстного монастыря,
продолжаются.
На фотографии – традиционное субботнее стояние
у памятного камня Страстному монастырю
18 июня 2022 года
6 июня 2022 года,
в понедельник, в 14:00
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ВЕЛИКОГО ПОЭТА РОССИИ
АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА
и связанные с его именем значимые для общины Страстного монастыря даты,
которыми в 2022 году являются:
142 года
установлению в 1880 году памятника Пушкину на Тверском бульваре;
72 года
перемещению в 1950 году памятника Пушкину с Тверского бульвара
в Пушкинский сквер и размещению
на святой земле Страстного монастыря.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
в Великий праздник Вознесения Господня.
родился великий поэт России Александр Сергеевич Пушкин
Пушкин впервые увидел Наталью Гончарову в 1829 году, сделал ей предложение, два года проходил женихом и, наконец, добившись согласия на брак, стал выбирать храм для венчания. Но по воле ли Господней или по желанию самого митрополита Московского и Коломенского, духовно окормлявшего поэта, их венчание состоялось в еще недостроенном
храме «Большое Вознесение» у Никитских 18 февраля 1831 года.
В память о Пушкине, ежегодно 8 июня и 10 февраля в храме «Большое Вознесение» совершается панихида по великому русскому поэту А.С. Пушкину 1.
1 Размещено на сайте храма Большого Вознесения Господне
Ко дню рождения Александра Сергеевича Пушкина уместно вспомнить о его увлечении своей родословной, на которое он много потратил времени в поиске достойных имён своих предков. «…Я не мог отыскать в хрониках моего родоначальника - знаю только, что предки мои уже сражались близ Александра Невского…». Дальше этой догадки Пушкин не двинулся. За него это сделали наши современники с тщанием и любовью к поэту.
Имеется успешно выполненное исследование, целью которого являлось доказательство родства Александра Пушкина с Александром Невским. Надежда автора на успех подкреплялась пушкинскими словами: «Имя предков моих встречается поминутно в нашей истории» 2.
Автор исследования исходил из того, что «Пушкин – эта наша российская история, и в ней кроются истоки пушкинского рода». Как бы по сторонам Пушкинского рода (цепочка предков в нём завершается явлением самого Александра Сергеевича Пушкина) стоят род Ганнибала и род Григория Пушки, а далее уходят в глубокую древность род Ратши и Святого Александра Невского (см. комплексную схему родословной Пушкина).
Основные сведения о результатах данного исследования родословной Пушкина, по большей части в цитатах, приводятся ниже.
«Александр Сергеевич Пушкин, изучая свое генеалогическое древо, считал, что родоначальником Пушкиных был Рача (или Ратша), который служил Александру Невскому. Но поэт допускал историческую ошибку. Рача (или Ратша) не мог служить Александру Невскому по той простой причине, что князя еще не было и в колыбели. Рача — это представитель XII века, а святой князь Александр (Невский) — XIII века. Поэт этого не знал. Ошибка заключалась в том, что он пользовался семейными преданиями, в которых его далекий предок значился дружинником князя. Но Пушкин обладал замечательной способностью ошибаться не ошибаясь.
Что это было: инстинкт ли гения, или способность связывать разные события, которые фиксировала хорошо тренированная память, и верно истолковать их — кто знает? У князя Александра Невского был все-таки человек из рода Рачи — Гаврила Алексич, прославившийся в Невской битве со шведами в 1240 году.
В «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» сохранились яркие портреты дружинников. Первым, на кого указал сам князь, был Гаврила Алексич, предок Пушкина!».
Исследование рода Ратши привело к тому, что «правнук Ратши Гаврила Алексич действительно был дружинником Александра Невского, связан родословными нитями с Александром Невским и является потомком Великого князя в 20-м колене».
«В последний год своего правления Петр Великий задумал учредить особый орден в честь святого князя. Но первое награждение орденом с начертанным на нем девизом "За труды и Отечество" состоялось уже после смерти Петра I, в царствование Екатерины 1. Одним из первых, кто получил награду из рук самой императрицы, был прапрадед Пушкина адмирал Иван Михайлович Головин. В числе двух тысяч кавалеров ордена — царедворцев, дипломатов, полководцев, составлявших славу и гордость России, были прадед поэта генерал-аншеф Абрам Петрович Ганнибал, двоюродный дед — генералпоручик Иван Абрамович Ганнибал, сын — генерал от кавалерии Александр Александрович Пушкин».
«Цепочка родословной соединила славные имена великих предков поэта, первых русских князей: Игоря, Святослава, Владимира Красное Солнышко, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Мстислава Великого. Но вообще пушкинский род уходит корнями в еще более седую и глубокую древность – к Гостомыслу, отцу Умилы – матери Рюрика, и, соответственно, к Рюрику. Родней Пушкину оказались и Дмитрий Пожарский, спасший Русь от врага в смутном 1612 году, и Михаил Кутузов, отстоявший Державу от наполеоновского нашествия спустя два столетия.
652 года отделяли основателя Москвы Юрия Долгорукого (седьмого сына Владимира Мономаха, прадеда Александра Невского) от далекого потомка, родившегося в российской столице в день Вознесения Господня (6 июня по новому стилю). Было угодно судьбе, что памятники Юрию Долгорукому и Пушкину на Тверской оказались совсем недалеко друг от друга – по-родственному...
В роду у Пушкиных и семеро святых: княгиня Ольга и ее внук князь Владимир Красное Солнышко; жена князя Всеволода Большое Гнездо Мария и их сына Михаил Черниговский, казненный ханом Батыем; Александр Невский, еще при жизни осененный ореолом святого за ратные подвиги; Михаил Ярославич Тверской – великий князь Владимирский, предательски убитый в Орде, его жена Анна Ростовская.
«Водились Пушкины с царями» – в стихотворении «Моя родословная» поэт упоминает о четырех Пушкиных, участвовавших в избрании на царство Михаила Романова: «Мы к оной руку приложили…». Однако, как выяснил пушкинист-генеалог, в действительности к грамоте на царство «руку приложили» не четверо, а семеро Пушкиных! Действительно, история его рода неотделима от судеб Отечества – без Пушкиных, Ганнибалов, Головиных, Чичериных, Беклемишевых история России не была бы полной».
«Род Пушкиных многоколенный, разветвленный и уходит своими корнями в древность и продолжается сегодня в многочисленных потомках». В продолжение рода, Александр Сергеевич оставил четверых детей, которых он перечислял по старшинству: «Машка, Сашка, Гришка и Наташка». На самом деле, Мария Александровна Пушкина (1832-1919 гг), Александр Александрович Пушкин (1833-1914 гг), Григорий Александрович Пушкин (1835-1913 гг.), Наталья Александровна Пушкина (1836-1913 гг).
«Потомки поэта – сколько их теперь по всему миру! Они говорят на разных языках, живут в разных странах, у них непохожие судьбы, лица, характеры. Но даже далекие прапра…правнуки помнят о своем родстве с великим поэтом, гордятся им...» 2.
Под знаком всеобщего ликования, как было в самый день рождения будущего поэта, проходят ежегодно Пушкинские праздники, начало которым было положено возведением памятника Пушкину на Тверском бульваре ко дню его рождения 6 июня 1880 года.
Открытие памятника явилось праздником, на который прибыли гости и депутаты от различных, даже далёких от поэзии организаций, из многих городов России. Вначале была отслужена митрополитом Макарием обедня в соборе Страстного монастыря, за Литургией – панихида с провозглашением вечной памяти «болярину Александру». После панихиды Митрополит Макарий сказал своё слово «и сотвори ему вечную память», в котором раскрыл значение самого поэта для российской культуры, как «человека – избранника Самим Творцом».
По приходе процессии из монастыря, исполнен гимн «Коль славен» и состоялась церемония передачи памятника Комитетом «…на охранение этого народного достояния заботливости городского управления древне-престольной Москвы златоверхой».
Городской глава С.М. Третьяков в ответной речи сказал: «…Приняв памятник этот в своё владение, Москва будет хранить его как народное достояние, и да воодушевляет изображение великого поэта нас и грядущие поколения на всё доброе честное, славное».
В коллективном труде «Венок на памятник Пушкину» 1880 года издания указываются три автора памятника: ваятель, академик А.М. Опекушин, строитель, академик И.С. Богомолов и мастер каменного дела Баринов.
Памятник Пушкину был установлен на оконечности Тверского бульвара, с которого как бы поднялся поэт на площадь вместе с гуляющей публикой, и в почтительной позе остановился перед Страстным монастырём.
Первый всенародный праздник при открытии памятника дал череду Пушкинских праздников, отмечаемых вначале в юбилейные годы, а далее и доныне традиционно каждый год в день первого праздника 6 июня 1880 года.
Широко праздновались юбилейные годы, связанные с днём рождением поэта: 100-летия в 1899 году, 150-летие в 1949 году (последний год стояния памятника на своём историческом месте на Тверском бульваре), 200-летия в 1999 году.
А в 1950 году – скромно отмечался москвичами 70-летний юбилей памятника Пушкину не на Тверском бульваре, а в новообразованном сквере на месте разрушенного монастыря,
В 1937 году отмечался, как праздник, чёрный 100-летний юбилей гибели А.С. Пушкина с изображением в рост великого поэта на колокольне обречённого Страстного монастыря.
С перемещением в сквер в 1950 году, можно сказать, состоялось второе открытие памятника Пушкину, теперь лишённого своего историчекого ориентира, собора Страстного монастыря, и зелени Тверского бульвара. Выдающееся произведение монументально – декоративного искусства мирового значения, памятник Пушкину стал камнем преткновения воссозданию Страстной обители, на землю которой он был перемещён. Год за годом, община Страстного монастыря, отмечает 6 июня день рождения великого поэта, одновременно прослеживая годы стояния замечательного ему памятника на монастырской территории.
72-летний юбилей его стояния на святой земле монастыря.
А. Мелихова
29 мая 2022 года,
в воскресенье, в 14:00
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
переходящий праздник
ДЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ ПЕРВОГО ЧУДА
ОТ СТРАСТНОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ,
произошедшего
30 мая (6-е воскресение по Пасхе) 1641 года
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
Проявление первого чуда
от Страстной иконы Божией Матери в 1641 году
Таким образом, Сама Пресвятая Богородица раскрывает второе мирское значение слова «страсти», которое в дальнейшем также будет присутствовать в образе иконы «Одигитрии - Страстной», где изображены ангелы с орудиями Страстей Господа по сторонам Лика Божией Матери (Ил.1). Её отыщет болящая Екатерина по новому наказу Богородицы у иконописца Григория в Нижнем Новгороде и получит исцеление, явленное первое чудо от Страстной иконы Божией Матери 26 мая 1641 года, «…в среду шестой недели напредь Празднество Вознесения Христово…», по летописным сведениям 1.
Мы же будем ориентироваться на дату, позднее установленную Царём Михаилом Фёдоровичем Романовым – 6-е воскресение по Пасхе 2. От Страстной иконы и далее совершались многие другие чудеса, давшие основание в 1644 году для официального её признания чудотворной 3.
Для поклонения Страстной иконе стекались богомольцы из Нижегородской губернии и двух уездных городов губернии Казанской — из Чебоксар и Космодемьянска. Имеются исторические сведения о 7-ми чудесах в период 1668 – 1763 годы. В рукописи говорится, что паломники с иконами Богородицы Одигитриии, Богородицы Живоносный источник, Николая Чудотворца и Великомученика Георгия 11 июля в Палец, где их со стороны палецкого духовенства, по давнему обыкновению в честь Космодемьянской святыни,
встречали с иконой Божьей Матери животворящим крестом. На другой день 12 июля паломники возвращались домой 4.
Из другого летописного источника известно, что примерно в это же время в марийских землях вспыхнула эпидемия холеры. Население послало в Палец иконописца, который сделал список с чудотворной иконы. Как только его доставили в Козьмодемьянск и пронесли по городу крестным ходом, эпидемия прекратилась. С тех пор каждый год вплоть до Первой мировой войны жители города шли крестным ходом в Палец. Долго шли — с 4 по 18 июля 5.
Таким образом, чудодейственное свойство Страстной иконы распространялось не только на людей, обращающихся к ней с глубокой молитвой за исцелением душевных и телесных недугов. Страстная икона, как сказано в Акафисте, спасала от «… тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла».
Вместе с тем, духовное влияние чудотворной Страстной иконы Божией Матери не ограничилось местностью окрест нижегородского села Палец.
Когда в России в 1830-е годы свирепствовала холера, к игуменье Московского Страстного монастыря обратились с просьбой настоятель и прихожане храма Рождества Богородицы в Селе Верхнее Мячково МО, о написании списка со Страстной иконы Божией Матери.
Эпидемия холеры в 1830 и 1831 годах — первая в истории России вспышка холеры, самого смертоносного в XIX веке инфекционного заболевания. Вспомним Пушкина, который оказался в изоляции, и его плодотворную Болдинскую осень.
Написанную в Страстном монастыре Страстную икону Божией Матери перенесли в храм Рождества Богородицы в селе В. Мячково и установили в приделе Святого пророка Божия Илии. В истории храма сказано: «Эта икона была перенесена в храм из Страстного монастыря в XIX веке в связи с моровым поветрием, нашедшим на окружающие села. Особенно много верующих собирается на молебны пред святой иконой по воскресным дням. Самое торжественное богослужение совершается в день её празднования – 26 августа (13 по ст. ст).
Недалеко от церкви на довольно крутом спуске к реке Москве находится деревянная часовня и святой источник Страстного образа .
Имеются сведения о других случаях исцеления от холеры благодаря Страстной иконе в историческое время. Вместе с тем, сам образ Страстной иконы и в других его разновидностях, а не только из села Палец Новгородской области и глубже XVII века, являл собой спасение от людских недугов и «тлетворных ветр».
Так, проявилась Страстная икона: в городе Липецке во время холеры в округе в 1831 году (установлена в Христо – Рождественском соборе); в Зарядье в Москве во время пожара в 1547 году, после чего царь Иван Грозный принёс икону во дворец, где она прославилась многими чудотворениями, а потом поместил в церкви Зачатия св. Анны, что в Углу; в селе Енакаеве Тамбовской губернии, где исцелились слепой и несколько больных расслабленных (установлена в Благовещенской церкви в Енакаеве) 6.
Дальнейшая судьба Палецкой Страстной иконы имела государственное значение.
От иконописца Григория Страстную икону перенёс в своё имение в селе Палец и установил её в кладбищенской церкви святых Косьмы и Дамиана князь Борис Михайлович Лыков, приходившийся родственником царю Михаилу Фёдоровичу Романову. Прослышавший о чудотворной Страстной иконе царь Михаил Фёдорович повелел привезти её в Москву и встретил её у Тверских ворот Белого города с сыном Алексеем Михайловичем, Святым Патриархом и Священным собором при большом стечении народа 13 августа 1641 года 1,2,3,4.
Икона остановилась сама перед Тверскими воротами, и царь Михаил Фёдорович повелел сделать копию с иконы, возвратить в село Палец и возвести Страстной собор для иконы «на месте сем», у Тверских ворот Белого города. Им же было установлено 2 церковных ежегодных праздника: принесения в Москву Страстной иконы 13 августа и первого проявления ею чудотворных свойств в 6-е воскресение по Пасхе.2
В 1646 году его сыном царём Алексеем Михайловичем на месте остановки иконы достроен Страстной собор, в 1654 году основан у его стен девичий Страстной монастырь 2.
К сожалению, судьба подлинной иконы, возвращённой царём с подобающей честью и благочинием в село Палец, пока не выяснена.
Известно, что икона была увезена в построенный для неё храм в селе Палец, вначале деревянный, в 1680 году каменный с тремя престолами: помимо главного, в честь святой великомученицы Екатерины и святых мучеников Гурия, Самона и Авива 5.
Храм пятиглавый, с центральной световой главой и 4-х скатной кровлей, двустолпный, с пристроенной к ней с запада длинной трапезной. Отдельно стоящая, но на той же продольной оси храма восьмигранная колокольня с куполом и главой - более поздней постройкисм.4.
Известно и то, что в 1934 году церковь разорили, а икона исчезла 5.
Остаётся надеяться, что Страстная икона письма иконописца Григория рано или поздно будет обнаружена, в том числе в запасниках центральных и местных музеев.
Исторически прослеживается связь далёкого от столичного града Москвы села Палец, родовой обители Страстной иконы, с Московским Страстным монастырём, построенным за чертой Белого города, потом оказавшимся на самой оживлённой Страстной (ныне Пушкинской) площади.
Если от разрушенного в годы лихолетья начала XX века Страстного монастыря уцелело лишь одно строение (доходный дом), то храм и его колокольня в честь иконы Божией Матери «Одигитрии - Страстной» в селе Палец сохранились, хотя и значительно разрушенном состоянии (Ил.1).
Храма Одигитрии Страстной в селе Палец, 2011 год
Удивительный адрес имеет храм в честь иконы Божией Матери Одигитрии-Страстной: ул. Кельи, 6, село Палец Перевозского района Нижегородской области.
Что нужно, по мнению прихожан, чтобы возродился храм, - «Крепкая вера и горячая молитва, неравнодушное сердце и великий труд. А главное — помощь Божия. Вот поднимется храм, и, кто знает, может, тогда и явит себя людям «Страстная» чудотворная икона Богородицы, исцелившая много лет назад рабу Божию Екатерину»см.5.
1 «Повесть о явлении Пресвятаго и Чудотворнаго образа Пресвятые Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Честнаго Славнаго Ея Одигитрия, а нарицается образъ Одигитрия Матерь Божия Страстныя». XVIII век. 12 листов. РГБ, ф.310, л. 3об, №405
2 Токмаков И.Ф. «Статистическое и археологическое описание Московского Страстного девичьего монастыря». М.: Типография Л.Ф. Снегирёва, 1897.
3 Макарий, архиман. "Памятники церковных древностей. Нижегородская губерния", Спб, 1857 г. Описание Одигитриевской церкви села Палец Нижегородского уезда
4 Село Палец и «Сказание о Страстной иконе Богородицы Палецкой». И.Д. Сироткина, С.В. Сироткин. (Текст статьи взят из сборника “Мининские чтения” 2012 года). «Сказание о Палецкой иконе». РГБ.Ф.29.(Беляев). №67.3
5«Ведомости Нижегородской митрополии» , 4 (136) 22 февраля 2018 «Может, явит себя Богородица…»
6 Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г.
А. Мелихова
22 мая 2022 года
в Пушкинском сквере состоялись молитвенные мероприятия.
Престольный праздник Страстного монастыря,
посвящённый святителю Николаю Чудотворцу - состоялся!!!
Собралось более пятидесяти человек, взрослых, детей, именинников)))
Страстная/Пушкинская площадь была залита солнечным светом!
Вновь выстроился живой иконостас - хоругви и святые иконы в руках у молитвенников.
Сопровождал Крестный ход и колокольный звон,
пусть это были всего лишь колокольчики!
И радость, радость во всём!
КАЗАЛОСЬ, В КОТОРЫЙ УЖЕ РАЗ, С НАМИ БЫЛ САМ СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!
Выборочные фотографии
Протоиерей Алексий Гомонов, батюшка, и общинники Страстного монастыря
читают акафист свт. Николаю у памятного камня Страстному монастырю..
Ниже – фрагментарные фотографии молебна и Крестных ходов окрест
исторической территории монастыря и по улице Малая Дмитровка
Фотографии Н. Мирек и р.Б. Параскевы
22 мая 2022 года,
в воскресенье,
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
ДЕНЬ ПЕРЕНЕСЕНИЯ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ И
ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ ИЗ МИР ЛИКИЙСКИХ В БАР
В планах общины:
Крестный ход из храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках
в Пушкинский сквер на молебен Святителю Николаю.
Начало Крестного хода из храма Успения
15:15,
начало молебна
15:30,
возглавит молитвенное мероприятие
настоятель храма Успения протоиерей Алексий Гомонов.