К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, , 8(495)699-0956; strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
«До глубокой старости сподобил Господь дожить Своего великого Угодника. Но наступило время, когда и он должен был отдать общий долг человеческого естества. После непродолжительной болезни он мирно скончался 6 декабря 342 года, и был погребен в соборной церкви города Миры.
Ил.1 Проект арх. А.В. Щусева Русского Подворья в Бари
Ил.2 Фрагмент здания Свято – Никольского храма с памятником
В Подворье не прерывалась молитвенная деятельность и работы по внутреннему обустройству строений и территории. В 1971 году в саду Подворья возведена Никольская часовня в память о Императоре Российском Николае II (Ил.3).
Ил.3 Никольская часовня в Русском Подворье в Бари
В 2008 году Подворье свт. Николая в Бари было возвращено России, и 2011 году открыто для паломников после официальной его передачи Русской Православной церкви2.
Источники информации:
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, , 8(495)699-0956; strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
Отмечается ежегодно в 6-е воскресение по Пасхе
Явление людям чудотворной Страстной иконы Божией Матери произошло по воле Самой Пресвятой Богородицы, Которая откликнулась на просьбу болящей женщины Екатерины из села Палец Нижегородской области избавить её от душевного недуга, обещав уйти в монастырь. Получала исцеление, нарушала свой обет и снова заболевала. И вновь являлась ей всемилостивая Богородица. Наконец, велела идти к людям, возвести о Своём явлении и передать наказ, чтобы воздерживались от злобы, зависти и пьянства, всякой нечистоты и жили в нелицемерной любви друг к другу.
Ил.1 Крестный ход молитвенников за воссоздание
В 2012 году храм в селе Палец переведён Патриархией в разряд восстанавливаемых церковных объектов, благодаря подвижнической работе инициативной группы мирян села Палец, подобно московской общине за возрождение Страстного монастыря. В храме идут службы, совершаются крестные ходы с заходом на Страстной источник. Одновременно с этим, продолжаются восстановительные работы храма и его интерьеров. Церковь в честь Страстной иконы Божией Матери уже под крышей, достроена колокольня (Ил.2).
Ил.2 Вид воссоздаваемого храма Одигитрии - Страстной с востока, 2018 год
Прихожане сообщили о чуде цветения сирени на голых ветках в конце сентября 2015 года, когда развернулись активные работы по воссозданию храма и колокольни (ил.3).
Ил.3 Чудо цветения сирени в конце сентября 2015 года
Возрождён святой источник, где, по преданию, Царица Небесная явилась – обустроен деревянный сруб с навесом и иконкой Богородицы 5.
Ил.4 Крестный ход молитвенников в обход святых мест окрест храма Одигитрии-Страстной:
Ежегодно после Литургии и молебна с водосвятием совершаются Крестные ходы окрест храма Богородицы – Страстной сначала к месту,
где стояла ныне утраченная церковь свв. Косьмы и Дамиана,
принявшая в свои стены икону Одигитрии – Страстной до построения
для неё каменного храма; далее – к Святому источнику (Ил.4).
Источники сведений:
К сведению посетителей сайта
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, 8(495)699-0956; strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
22 февраля предстала пред Господом раба Божия Лидия
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
В планах общины:
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, 8(495)699-0956; strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
5 февраля
В этот день Святая Церковь совершает поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Поминовение это совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917-1918 годов.
Икона Собора новых мучеников и исповедников Российских,
Среди пострадавших за веру в ХХ веке святых явленных и неявленных, имевших отношение к Страстному монастырю, ? святые Царственные страстотерпцы, с ними их верные помощники и слуги (в их числе страстотерпец врач Евгений Боткин); священномученик священник монастыря Феодор (Алексинский); преподобномученицы послушницы монастыря Вера (Морозова), София (Селивёрстова), Евдокия (Павлова) и Мария (Носова), также с ними обитавшие в так наз. «Домашнем» монастыре на улице Палиха в Москве бывшие послушницы монастыря Пелагия (Павлова) и Параскева (Цапурина).
Святые страстотерпцы император Николай, императрица Александра и их чада Алексий, Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия
Последний российский император и его семья, расстреляны в 1918 году в Екатеринбурге, в подвале Ипатьевского дома, по постановлению Уральского совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
Святые новомученики и исповедники Российские
из Страстного монастыря:
Священномученик
Феодор (Алексинский) –
священник из Страстного монастыря,
память 15 декабря
Источники: - «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века», Тверь, 2006.
А. Мелихова
К сведению посетителей сайта
К сведению посетителей сайта
Чтение акафиста прп. Серафиму Саровскому у памятного камня Страстному монастырю
Сопутствующие элементы молитвенных мероприятий
Памятная фотография у камня Страстному монастырю
К сведению посетителей сайта
Всего присутствовало 6 человек.
лития у памятного камня некрополю монастыря
К сведению посетителей сайта
Выборочные фотографии
Участники молитвенного мероприятия позади памятника Пушкину и праздничной конструкции
К сведению уважаемых посетителей сайта
Выборочные фотографии
15 января
Прп. Серафим Саровский, чудотворец
Преподобный Серафим сам предсказал, что мощи его будут найдены, а затем во время
гонений за веру православных христиан снова утрачены, как и произошло впоследствии.
Предсказанное им гонение на христиан коснулось также почивших, во святых
прославленных исповедников. Мощи прп. Серафима, хранившиеся в Дивеевском
монастыре под Арзамасом, были вскрыты 17 декабря 1920 г., а 16 августа 1921 г. закрыты
и увезены в неизвестном направлении. В дальнейшем о мощах было известно, что они
выставлялись для обозрения в антирелигиозном музее московского Страстного
монастыря.1
Вновь обретённые мощи любимого в народе святого были торжественно перенесены в
Александро-Невскую Лавру, а через месяц – в Москву в Богоявленский собор. Тогда же
было принято и решение о постоянном месте пребывания останков - в Свято–Троицком
соборе Серафимо-Дивеевской женской обители в Дивееве. И уже 1 августа 1991 года
Патриарх Алексей II служил там молебен.
Проект приспособления Страстного собора 1928 года
Самой кощунственной и потому оказавшейся в результате провальной идеей явилось
обустройство в Страстном соборе атеистического музея.3
Несмотря на приобретённый статус памятника, Страстной собор претерпел
разрушительную перестройку для целей размещаемого в нём музея, таким и был взорван в
1937 году вместе с идеей размещения в нём святотатственного объекта.
Источники сведений:
А. Мелихова
Завершение Страстного собора
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
В планах общины:
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, 8(495)699-0956; strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
4 января
Св. вмц. Анастасия Узорешительница
В Страстном монастыре к моменту его закрытия
в 1929 году было 4 храма и 9 престолов:
Схема генплана Страстного монастыря 1911-1937 гг.
Собор был 2-х уровневый, с развитой алтарной частью и выдвинутыми алтарями
первого уровня по отношению ко второму. Престол во имя св. вмц. Анастасии
Узорешительницы размещался на 1-ом уровне, со стороны проезда Страстного бульвара.
Схема плана нижнего уровня и место размещения престола
Престол во имя св. вмц. Анастасии Узорешительницы был основан ввиду передачи
Страстному монастырю в 1841 году княгиней Еленой Цициановой честной главы св. вмц.
Анастасии Узорешительницы, помещённой в серебряную вызолоченную гробницу (дар
Грузинских царей). В свою очередь, мощи перешли к царям Грузии из греческой церкви
в честь св. Анастасии и стали их домовой святыней после падения Константинополя.
Ковчег с мощами честной главы
Как могла оказаться святыня Московского Страстного монастыря в Греции, не столь уж
важно. В ситуации не востребованности мощей святых в советской России можно считать
реальным возвращение святыни монахами мужского монастыря близ Салоник (Греция),
освященного ещё в IX веке в честь св. вмц. Анастасии Узорешительницы.
Источники сведений:
А. Мелихова
К сведению посетителей нашего сайта
Выборочные фотографии:
Памятная фотография у камня Страстному монастырю
Чтение акафиста у Камня Страстному монастырю (здесь и две ниже фотографии)
Община Страстного монастыря
К сведению посетителей сайта
Предлагаем выборочные фотографии
Памятная фотография у камня Страстному монастырю
Чтение акафиста прп. Нилу Столобенскому (здесь и ниже одно фото)
Иконы в руках и в снегу у памятного камня
И о протоиерее Н.М. Воронцове из Страстного монастыря замолвим слово
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ, БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
Андрей Руссков
Олег Савостюк,
Страстная площадь зимой
К сведению посетителей сайта
Выборочные фотографии с праздника.
Здесь и ниже памятные фотографии участников праздника
Фотографии отдельных лиц,
Крестные ходы в обход и
Община Страстного монастыря
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
В планах общины:
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, 8(495)699-0956; strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
Престол Страстного монастыря
В Страстном монастыре к моменту его закрытия
- 5 престолов в Страстном соборе: Страстной иконы Божией Матери, Михаила
Архангела и Св. Николая (равно временных строительству собора в 1646 г.),
вмц. Анастасии Узорешительницы (1841 г.) и прп. Нила Столобенского (1899 г.);
Схема генплана Страстного монастыря 1911-1937 гг.
Собор был 2-х уровневый, с развитой алтарной частью и выдвинутыми алтарями
первого уровня по отношению к алтарям 2-го уровня. Престол во имя Святителя
Николая размещён на первом уровне собора, со стороны Б. Путинковского пер. и
ул. Малая Дмитровка.
Схема плана нижнего уровня и
Вид Страстного собора за стенами Белого города
Престол во имя Святителя Николая является одновременным с престолами
Страстной иконы Божией Матери и Архангела Михаила.
Напомним, Страстной монастырь не был монастырём-сторожем, а святыней
Москвы во имя Страстной иконы Божией Матери. И появление в нём престола
Святителя Николая означает привлечение мощных духовных сил для защиты града
Москвы от неприятеля, да и самого Страстного монастыря, безобидной девичьей
обители за стенами Белого города.
1)
Р. Цеханский «Николин Крест в Китай-городе», Кадашевские чтения: сборник
докладов, вып.25, М., 2020, с.106-114).
А. Мелихова
Престол Страстного монастыря
В Страстном монастыре к моменту его закрытия
- 5 престолов в Страстном соборе: Страстной иконы Божией Матери, Михаила
Архангела иСв. Николая (равно временных строительству собора в 1646 г.),
вмц. Анастасии Узорешительницы (1841 г.) и прп. Нила Столобенского (1899 г.);
Схема плана верхнего уровня Страстного собора и место
Вид на иконостас престола прп. Нила Столобенского
А. Мелихова
К сведению посетителей сайта
Чтение акафиста Страстной иконе Божией Матери у памятного камня
и лития у памятного камня его историческому Некрополю
Община Страстного монастыря
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
В планах общины:
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, 8(495)699-0956; strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
Память о священнике из Страстного монастыря
сщмч. Феодор (Алексинский).
Страстной монастырь был упразднён 30 марта 1919 года. Но по просьбе верующих продолжались службы в Страстном соборе, как приходской церкви. И всё, что совершалось безнравственно в отношении монастыря (поселение в кельях служителей Военного комиссариата, позже и студентов Коммунистического университета трудящихся Востока), было мучительством не только для 204 монахинь, всё ещё живших в монастыре, но и действующему церковному приходу в Соборе.
Памятные доски с именами захороненных
Источники сведений:
1)
ГКУ МО ЦГАМО (Государственное казённое учреждение Московской области «Центральный Государственный архив Московской области»), Ф.66
сщмч. Феодор (Алексинский).
Священномученик Феодор родился 21 октября 1875 года в селе Каменки Мышкинского уезда Ярославской губернии в семье священника Николая Алексинского. В 1890 году Федор поступил в Ярославскую Духовную семинарию, а по ее окончании — в Московскую Духовную академию, которую он окончил в 1900 году со степенью кандидата богословия, и был назначен учителем русского и церковнославянского языка в Краснохолмское духовное училище.
Игумен Дамаскин (Орловский)
ИСТОЧНИК:
А. Мелихова
К сведению посетителей нашего сайта,
У памятного камня Страстному монастырю
Фрагменты молитвенного стояния здесь и ниже
Лития у памятного камня некрополю Страстного монастыря
Памятный камень некрополю
Памятный камень Страстному монастырю и нарядный фонтан в Пушкинском сквере
Община Страстного монастыря
Доводим до сведения посетителей сайта
Здесь и ниже – фрагменты молитвенного мероприятия.
У входа в строение Страстного монастыря в Малом Путинковском переулке
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
В планах общины:
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, 8(495)699-0956; strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
День памяти Святителя Филарета (Дроздова),
память 2 декабря
Святитель Филарет был возведён в сан Митрополита Московского и Коломенского в 1821 году и управлял Московской епархией 46 лет, до конца своей жизни. За эти годы в Страстном монастыре сменилось 5 игумений, при назначении которых Святитель Филарет делал выбор из достойных этой должности, часто из благородных сословий и своих духовных чад.
Страстной монастырь.
В 1855 году строительство новой колокольни Страстного монастыря было завершено. В надвратном храме, как и прежде, устроена и освящена митрополитом Филаретом церковь во имя преподобного Алексия человека Божия. По проекту М.Д. Быковского возведена и новая каменная ограда монастыря, благодаря
которой он органично вписался в площадь, а также художественно исполненный им второй вход в монастырь со стороны Малой Дмитровки.
Миниатюраиз «Жития св. ФиларетаМосковского».
Живо откликнулся на стихотворение А.С. Пушкина, созданного им в состоянии уныния:
На это Пушкин ответил смиренно тотчас стихами и далее по жизни новыми произведениями в своём творчестве.
Источники сведений:
А. Мелихова
К сведению посетителей сайта
Предлагаем выборочные фотографии
У памятного камня Страстному монастырю перед чтением акафиста
Лития у памятного камня некрополю Страстного монастыря (две фотографии)
У входа в строение монастыря в Малом Путинковском пер. (две фотографии)
В переходе под лестницей в кинотеатр (за стеной алтари Страстного собора)
К сведению посетителей сайта
Выборочные фотографии
Представители общины с её пастырем настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы в
Чтение акафиста перед памятным камнем Страстному монастырю
Доводим до сведения посетителей сайта
Погода не радовала.
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
В планах общины:
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, 8(495)699-0956; strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
Престол Страстного монастыря
- 5 престолов в Страстном соборе:
Схема генплана Страстного монастыря 1911-1937 гг.
План 1-го этажа Страстного собора с престолом
Вид дворика за Страстным собором. Справа – торцевая стена собора с тремя
Основание престола Архангела Михаила в Страстном соборе связано с волей
царя Михаила Фёдоровича Романова доставить в Москву чудотворную Страстную
икону Божией Матери, что и произошло в 1641 году.1) Однако по Преданию,2)
кони со Страстной иконой «встали» перед въездной Тверской башней Белого
города. Икона, предназначенная для поклонения ей всем народом вне всякого
звания, «не захотела» войти в город и оказаться в царской резиденции.
Архангел Михаил. Старинная икона
А в Московском Кремле первый храм во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех
появился ещё в середине XIV века в связи с исцелением святителем Алексием
ослепшей Тайдулы, супруги хана Джанибека, что произошло в день воспоминания
церковью Чуда Архангела Михаила в Хонех. В память об этом событии, Святитель
Алексий заложил и построил храм во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех, а
позже и Чудов монастырь.3)
Чудо Архангела Михаила.
Другого монастыря во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех, действительно, на
Руси не было. Но храмы и престолы в храмах с таким посвящением были и есть,
многие действующие. Среди них - храм во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех в
селе Былово, близ города Троицк, вотчине Симонова монастыря, главного сторожа
с юга Москвы и тесно связанного с Кремлём, и более отдалённо со Страстным
монастырём.
22 мая 2023 года,
в понедельник,
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
ДЕНЬ ПЕРЕНЕСЕНИЯ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ И
ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ ИЗ МИР ЛИКИЙСКИХ В БАР
В планах общины:
Крестный ход из храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках
в Пушкинский сквер на молебен Святителю Николаю.
Начало Крестного хода от храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках
13:45,
Начало молебна на Пушкинской/ Страстной площади
14:00
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
День перенесения мощей Святителя Николая Чудотворца
из Мир Ликийских в Бари,
(память 22 мая)
При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого; не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его начали - и продолжают по сей день - источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения.
Прошло семьсот с лишним лет после кончины Угодника Божьего. Город Миры и вся Ликийская страна были разрушены сарацинами. Развалины храма с гробницей святителя были в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами.
В 1087 году святитель Николай явился во сне одному апулийскому священнику города Бари (в южной Италии) и повелел перенести его мощи в этот город.
Пресвитеры и знатные горожане снарядили для этой цели три корабля и под видом торговцев отправились в путь. Эта предосторожность была нужна для того, чтобы усыпить бдительность венецианцев, которые, проведав о приготовлениях жителей Бари, имели намерение их опередить и привезти мощи Святителя в свой город.
Баряне, окружным путем, через Египет и Палестину, заходя в порты и ведя торговлю, как простые купцы, прибыли, наконец, в Ликийскую землю. Посланные разведчики сообщили, что никакой стражи у гробницы нет, и ее охраняют только четыре старика монаха. Баряне пришли в Миры, где, не зная точного местоположения гробницы, пытались подкупить монахов, предложив им триста золотых монет, но ввиду их отказа, применили силу: связали монахов и, под
угрозой пыток заставили одного малодушного указать им местонахождение гробницы.
Чудесно сохранившаяся гробница белого мрамора была вскрыта. Она оказалась наполненной до краев благоуханным миром, в котором и были погружены мощи святителя. Не имея возможности взять большую и тяжелую гробницу, баряне переложили мощи в заготовленный ковчег и отправились в обратный путь.
Путешествие длилось двадцать дней, и 22/ 9мая 1087 года они прибыли в Бари. Великой святыне была устроена торжественная встреча при участии многочисленного духовенства и всего населения. Вначале мощи святителя были помещены в церкви святого Евстафия.
Множество чудес происходило от них. Через два года была закончена и освящена нижняя часть (крипт) нового храма и во имя святого Николая, сооруженного нарочито для хранения его мощей, куда они и были торжественно перенесены папой Урбаном Вторым 1 октября 1089 года.
Верхняя часть храма (базилика) была построена значительно позже - 22 июня/5 августа 1197 года.
Служба святителю, совершаемая в день перенесения его мощей из Мир Ликийских в Барград – 22/9 мая - была составлена в 1097 году русским православным иноком Печерской обители Григорием и русским митрополитом Ефремом»1.
Русские паломники посещали Базилику с мощами свт. Николая с XV века. Отметим посещение мощей своего небесного покровителя Николаем Александровичем Романовым, тогда ещё наследником престола, 10 ноября 1892 года. Покровительствовал он, и будучи императором Николаем II, созданному в 2011 году так наз. Барградскому Комитету по возведению Подворья свят. Николая в Бари Русской Православной церкви. Он лично одобрил проект А.В. Щусева Свято - Никольского храма и других строений в Подворье РПЦ на приобретённой земле в г. Бари вблизи Базилики с мощами Святителя Ил.1)2.
Комплекс Подворья был построен в 1913 – 15 годы в Псково – Новгородском стиле, являл собой уголок культуры и быта православной России в месте нахождения мощей любимого на Руси святителя Николая Чудотворца. У входа в храм в 2001 году была установлена замечательный памятник свт. Николаю с поднятым мечом и православным храмом в руках (скульптор Вячеслав Клыков)3.
Подворье пережило нелёгкие времена: I Мировой войны и в предреволюционные и последующие годы революцию, гражданскую войну и установления советской власти в России, вплоть до продажи земли значительной части Подворья Муниципалитету города Бари в 1937 году.
свт.Николаю у входа в него (ск. Вяч. Клыков)
1 Сайт храма Святителя Николая Мирликийского в Бирюлёве (Москва).
2 Сайт Патриаршего подворья свт. Николая Чудотворца в Бари_о Подворье
3 Сайт NEWS. Ru.com, 12 сент. 2001, «Памятник свт. Николаю установлен в г. Бари»
А. Мелихова
21 мая 2023 года,
в воскресенье,
переходящий праздник
ДЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ ПЕРВОГО ЧУДА
ОТ СТРАСТНОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ,
произошедшего
30 мая (6-е воскресение по Пасхе) 1641 года
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
Проявление первого чуда
от Страстной иконы Божией Матери в 1641 году
Таким образом, Сама Пресвятая Богородица раскрывает второе мирское значение слова «страсти», которое в дальнейшем также будет присутствовать в образе иконы «Одигитрии - Страстной», где изображены ангелы с орудиями Страстей Господа по сторонам Лика Божией Матери (Ил.1). Её отыщет болящая Екатерина по новому наказу Богородицы у иконописца Григория в Нижнем Новгороде и получит исцеление, явленное первое чудо от Страстной иконы Божией Матери 26 мая 1641 года, «…в среду шестой недели напредь Празднество Вознесения Христово…», по летописным сведениям 1.
Мы же будем ориентироваться на дату, позднее установленную Царём Михаилом Фёдоровичем Романовым – 6-е воскресение по Пасхе 2. От Страстной иконы и далее совершались многие другие чудеса, давшие основание в 1644 году для официального её признания чудотворной 3.
Для поклонения Страстной иконе стекались богомольцы из Нижегородской губернии и двух уездных городов губернии Казанской — из Чебоксар и Космодемьянска. Имеются исторические сведения о 7-ми чудесах в период 1668 – 1763 годы. В рукописи говорится, что паломники с иконами Богородицы Одигитриии, Богородицы Живоносный источник, Николая Чудотворца и Великомученика Георгия 11 июля в Палец, где их со стороны палецкого духовенства, по давнему обыкновению в честь Космодемьянской святыни,
встречали с иконой Божьей Матери животворящим крестом. На другой день 12 июля паломники возвращались домой 4.
Из другого летописного источника известно, что примерно в это же время в марийских землях вспыхнула эпидемия холеры. Население послало в Палец иконописца, который сделал список с чудотворной иконы. Как только его доставили в Козьмодемьянск и пронесли по городу крестным ходом, эпидемия прекратилась. С тех пор каждый год вплоть до Первой мировой войны жители города шли крестным ходом в Палец. Долго шли — с 4 по 18 июля 5.
Таким образом, чудодейственное свойство Страстной иконы распространялось не только на людей, обращающихся к ней с глубокой молитвой за исцелением душевных и телесных недугов. Страстная икона, как сказано в Акафисте, спасала от «… тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла».
Вместе с тем, духовное влияние чудотворной Страстной иконы Божией Матери не ограничилось местностью окрест нижегородского села Палец.
Когда в России в 1830-е годы свирепствовала холера, к игуменье Московского Страстного монастыря обратились с просьбой настоятель и прихожане храма Рождества Богородицы в Селе Верхнее Мячково МО, о написании списка со Страстной иконы Божией Матери.
Эпидемия холеры в 1830 и 1831 годах — первая в истории России вспышка холеры, самого смертоносного в XIX веке инфекционного заболевания. Вспомним Пушкина, который оказался в изоляции, и его плодотворную Болдинскую осень.
Написанную в Страстном монастыре Страстную икону Божией Матери перенесли в храм Рождества Богородицы в селе В. Мячково и установили в приделе Святого пророка Божия Илии. В истории храма сказано: «Эта икона была перенесена в храм из Страстного монастыря в XIX веке в связи с моровым поветрием, нашедшим на окружающие села. Особенно много верующих собирается на молебны пред святой иконой по воскресным дням. Самое торжественное богослужение совершается в день её празднования – 26 августа (13 по ст. ст).
Недалеко от церкви на довольно крутом спуске к реке Москве находится деревянная часовня и святой источник Страстного образа .
Имеются сведения о других случаях исцеления от холеры благодаря Страстной иконе в историческое время. Вместе с тем, сам образ Страстной иконы и в других его разновидностях, а не только из села Палец Новгородской области и глубже XVII века, являл собой спасение от людских недугов и «тлетворных ветр».
Так, проявилась Страстная икона: в городе Липецке во время холеры в округе в 1831 году (установлена в Христо – Рождественском соборе); в Зарядье в Москве во время пожара в 1547 году, после чего царь Иван Грозный принёс икону во дворец, где она прославилась многими чудотворениями, а потом поместил в церкви Зачатия св. Анны, что в Углу; в селе Енакаеве Тамбовской губернии, где исцелились слепой и несколько больных расслабленных (установлена в Благовещенской церкви в Енакаеве) 6.
Дальнейшая судьба Палецкой Страстной иконы имела государственное значение.
От иконописца Григория Страстную икону перенёс в своё имение в селе Палец и установил её в кладбищенской церкви святых Косьмы и Дамиана князь Борис Михайлович Лыков, приходившийся родственником царю Михаилу Фёдоровичу Романову. Прослышавший о чудотворной Страстной иконе царь Михаил Фёдорович повелел привезти её в Москву и встретил её у Тверских ворот Белого города с сыном Алексеем Михайловичем, Святым Патриархом и Священным собором при большом стечении народа 13 августа 1641 года 1,2,3,4.
Икона остановилась сама перед Тверскими воротами, и царь Михаил Фёдорович повелел сделать копию с иконы, возвратить в село Палец и возвести Страстной собор для иконы «на месте сем», у Тверских ворот Белого города. Им же было установлено 2 церковных ежегодных праздника: принесения в Москву Страстной иконы 13 августа и первого проявления ею чудотворных свойств в 6-е воскресение по Пасхе.2
В 1646 году его сыном царём Алексеем Михайловичем на месте остановки иконы достроен Страстной собор, в 1654 году основан у его стен девичий Страстной монастырь 2.
К сожалению, судьба подлинной иконы, возвращённой царём с подобающей честью и благочинием в село Палец, пока не выяснена.
Известно, что икона была увезена в построенный для неё храм в селе Палец, вначале деревянный, в 1680 году каменный с тремя престолами: помимо главного, в честь святой великомученицы Екатерины и святых мучеников Гурия, Самона и Авива 5.
Храм пятиглавый, с центральной световой главой и 4-х скатной кровлей, двустолпный, с пристроенной к ней с запада длинной трапезной. Отдельно стоящая, но на той же продольной оси храма восьмигранная колокольня с куполом и главой - более поздней постройкисм.4.
Известно и то, что в 1934 году церковь разорили, а икона исчезла 5.
Остаётся надеяться, что Страстная икона письма иконописца Григория рано или поздно будет обнаружена, в том числе в запасниках центральных и местных музеев.
Исторически прослеживается связь далёкого от столичного града Москвы села Палец, родовой обители Страстной иконы, с Московским Страстным монастырём, построенным за чертой Белого города, потом оказавшимся на самой оживлённой Страстной (ныне Пушкинской) площади.
Если от разрушенного в годы лихолетья начала XX века Страстного монастыря уцелело лишь одно строение (доходный дом), то храм и его колокольня в честь иконы Божией Матери «Одигитрии - Страстной» в селе Палец сохранились, хотя и значительно разрушенном состоянии (Ил.1).
Храма Одигитрии Страстной в селе Палец, 2011 год
Удивительный адрес имеет храм в честь иконы Божией Матери Одигитрии-Страстной: ул. Кельи, 6, село Палец Перевозского района Нижегородской области.
Что нужно, по мнению прихожан, чтобы возродился храм, - «Крепкая вера и горячая молитва, неравнодушное сердце и великий труд. А главное — помощь Божия. Вот поднимется храм, и, кто знает, может, тогда и явит себя людям «Страстная» чудотворная икона Богородицы, исцелившая много лет назад рабу Божию Екатерину»см.5.
1 «Повесть о явлении Пресвятаго и Чудотворнаго образа Пресвятые Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Честнаго Славнаго Ея Одигитрия, а нарицается образъ Одигитрия Матерь Божия Страстныя». XVIII век. 12 листов. РГБ, ф.310, л. 3об, №405
2 Токмаков И.Ф. «Статистическое и археологическое описание Московского Страстного девичьего монастыря». М.: Типография Л.Ф. Снегирёва, 1897.
3 Макарий, архиман. "Памятники церковных древностей. Нижегородская губерния", Спб, 1857 г. Описание Одигитриевской церкви села Палец Нижегородского уезда
4 Село Палец и «Сказание о Страстной иконе Богородицы Палецкой». И.Д. Сироткина, С.В. Сироткин. (Текст статьи взят из сборника “Мининские чтения” 2012 года). «Сказание о Палецкой иконе». РГБ.Ф.29.(Беляев). №67.3
5«Ведомости Нижегородской митрополии» , 4 (136) 22 февраля 2018 «Может, явит себя Богородица…»
6 Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г.
А. Мелихова
6 мая 2023 года, в субботу,
состоялись молитвенные мероприятия, посвящённые празднику
ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНРСЦА
Святый великомучениче Георгие, моли Христа Бога о России,
о нас, грешных и о возрождении СТРАСТНОЙ ДЕВИЧЬЕЙ ОБИТЕЛИ!
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ, БРАТЬЯ И СЕСТРЫ, ПРИГЛАШАЕМ ВАС разделить с нами молитву
В СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ:
- в 16.00 - АКАФИСТ СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ!
Молиться будем на Пушкинской площади у Памятного камня за памятником А.С.Пушкину.
30 марта 2023 года,
в четверг, в 15:20
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
престольный праздник Страстного монастыря посвященный
памяти преподобного АЛЕКСИЯ, ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ (411)
В 15.00– начало Крестного хода от храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках (Успенский пер.,4, тел 84956990956, проезд ст.метро Пушкинская, Тверская, Чеховская)
в 15.20 - начало молебна у Памятного камня на Пушкинской / Страстной площади.
Мы прочитаем акафист и пройдем традиционным крестным ходом вокруг исторической территории Страстного монастыря.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
Господь даруй ей Царствие Небесное
5 февраля 2023 года,
в воскресенье, в 14:00
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
ДЕНЬ ПАМЯТИ О СОБОРЕ НОВОМУЧЕНИКОВ
И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ
и поминовении всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову
Чтение акафиста у памятного камня Страстному монастырю
и традиционный крестный ход
вокруг исторической территории монастыря.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
Собор новомучеников и исповедников Российских
Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских совершается память святых, дата смерти которых неизвестна.
Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было неисчислимое множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога.
Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий, подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Это прославление явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божьего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа.
В мировой истории еще не бывало такого, чтобы столько новых небесных заступников прославила Церковь (к лику святых причислены более тысячи новых мучеников).
за Христа пострадавших, явленных и неявленных,
прославленных на Юбилейном Архиерейском Соборе
Святые новомученики и исповедники Российские, молите Бога о нас!
Память 17 июля
Вместе с ними были расстреляны их приближенные –
лейб-медик Евгений Боткин, повар Иван Харитонов,
камердинер Алексей Трупп, горничная Анна Демидова.
В 2000 году царь Николай II и его семья канонизированы Русской Православной церковью, как страстотерпцы в сонме Новомучеников и исповедников Российских; в 2016 году на Архиерейском соборе был прославлен, как страстотерпец, врач Евгений Боткин и рассматривается вопрос о канонизации повара, камердинера и горничной царской семьи.
Преподобномученицы, послушницы Страстного монастыря,
Вера (Морозова),
память 26 февраля
и София (Селивёрстова),
память 28 февраля
Расстреляны и погребены в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой в 1937 г. (о. Феодор), в 1938 г. (обе послушницы).
Преподобномученицы, послушницы Страстного монастыря Евдокия (Павлова), скончалась
20 апреля 1939 г. в Исправительно-трудовом лагере НКВД Новосибирской обл. и Мария (Носова), скончалась 10 мая 1938 г. в Мариинском лагере Кемеровской обл.
Обе послушницы погребены в безвестных могилах.
Преподобномученицы, послушницы Московского Страстного монастыря Вера (Морозова), София (Селиверстова), Евдокия (Павлова), Мария (Носова) перед арестом обитали в «домашнем» монастыре, существовавшем в 1926–1938 гг. в подвале дома № 13/1 на улице Палиха (Москва). Вместе с ними в «домашнем» монастыре жили ещё 2 послушницы монастыря, судьба которых не известна - Пелагия (Павлова) и Параскева (Цапурина).
- Е. Денисов, «Домашний» монастырь на улице Палиха (1926-1938). Новомученици
Московского Страстного монастыря Вера (Морозова, Евдокия (Павлова), Мария (Носова), София (Селивёрстова), АНО НИЦ «Приходские истории», М., 2017.
21 января 2023 года, в субботу,
состоялись молитвенные мероприятия, посвящённые памятной дате
Страстного монастыря.
21. 01, суббота, мы прочитали акафист пред Страстной иконой Божией Матери, молитвы и литию.
Крестным ходом окропили Пушкинскую/ Страстную площадь и всю историческую территорию Страстного монастыря Крещенской водой,
В молебне приняли участие 10 человек))
15 января 2023 года
В Пушкинском сквере состоялись молитвенные мероприятия
Дорогие друзья, братья и сестры!
СЕГОДНЯ мы отпраздновали на историческом месте Страстного девичьего монастыря преставление (1833) и второе обре?тение мощей (1991) преподобного Серафима, Саровского чудотворца.
Батюшка Серафим всегда, вплоть до наших дней, был связан со Страстным образом и Страстным монастырём!!
В 15.10 начался молебен на Пушкинской/Страстной площади. Мы прочитали акафист батюшке Серафиму и обошли крестным ходом историческую территорию монастыря!
ВСЕГО ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ БОЛЕЕ 35 МОЛИТВЕННИКОВ!))
НА ПЛОЩАДИ ЦАРИЛА МОЛИТВА И ДОЛГО НИКОМУ НЕ ХОТЕЛОСЬ РАСХОДИТЬСЯ!
ДРУЗЬЯ, ПРАЗДНИК СОСТОЯЛСЯ!
ОБЩАЯ МОЛИТВА - ВЕЛИКОЕ ДЕЛО!
Предлагаем выборочные фотографии с молитвенного стояния.
Всего 10 фотографий
Обход территории Страстного монастыря и возвращение
в храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках
14 января 2023 года
в Пушкинском сквере состоялись традиционные субботние
молитвенные мероприятия за восстановление Страстного монастыря
на своём историческом месте.
Был прочитан акафист Пресвятой Богородице Страстной у памятного камня
Страстному монастырю,
Община Страстного монастыря
4 января 2023 года
в Пушкинском сквере состоялись молитвенные мероприятия,
посвящённые престольному празднику Страстного монастыря
во имя вмц.Анастасии Узорешительницы.
Престольный Праздник собрал более 46 молитвенников, старых и новых друзей!
Впервые были вынесены и прошли крестным ходом: вновь написанный образ
патриарха Тихона и образ Рождества Христова.
Брат Георгий принес чудотворный мироточивый образ
Казанской иконы Божией Матери.
Крестный ход обошел историческую территорию Страстного монастыря и вернувшись к храму Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, обошел и его!
Благодарим всех участников!
перед памятным камнем Страстного монастыря.
Здесь и ниже три памятные фотографии.
Последние две субботы выпали на конец года
31 декабря 2022 года
и на Рождество Христово !!!
7 января 2023 года.
А сейчас, в день Отдания праздника Рождества Христова
13 января 2023 года,
на Пушкинской площади царит особое настроение
тишины и благодати.
Людей немного, нарядный фонтан помнит о стоявшем на его месте
Страстном соборе, вход в который охраняет памятный камень Страстному монастырю
Преставление и второе обретение мощей
прп. Серафима, Саровского чудотворца
(память 15 января)
Если же вспомнить о часовне Серафимо-Дивеевского подворья на 1-ой Мещанской ул.
в Москве (1913 – 1929 гг.), мощи прп. Серафима после 1921 г. могли быть перевезены в
Москву и сохранены в часовне. После закрытия часовни, мощи были изъяты и перенесены
в созданный в 1928 г. при Центральном совете Союза воинствующих безбожников
Центральный антирелигиозный музей (ЦАМ) в Страстном монастыре, где он
располагался до 1937 года.
После закрытия монастыря его фонды и дирекция были перемещены в церковь Свт.
Николая в Новой Слободе на Каляевской (ныне Долгоруковской) ул, д. 23. Далее следы
мощей прп.Серафима, как и св.вмц. Анастасии Узорешительницы из Страстного
монастыря и других святых, ведут в тогдашний Ленинград, в Музей истории религии,
созданный в 1946 г. на базе двух ранее ликвидированных музеев: Антирелигиозного (в
бывшем Казанском соборе) и Центрального антирелигиозного в Москве (ЦАМ).2
Второе обретение мощей состоялось в январе 1991 г., в запасниках Музея истории
религии и атеизма, который располагался в здании Казанского собора в Ленинграде,
неожиданно для всех были найдены мощи преподобного Серафима Саровского - одного
из самых почитаемых русских православных святых.2
под Центральный антирелигиозный музей
Провальной, поскольку Страстная девичья обитель, где веками совершались
молитвенные действия, включая Литургии в 8-ми престолах её, должна была отторгнуть
столь святотатственный проект.
Экспозиции музея целенаправленно вели к тому, чтобы вызвать отторжение, буквально
отвращение к церкви.4
Безмерно обидным для верующих было представление в музее в
открытом виде мощей чтимых народом святых. Имеются свидетельства о множестве
посетителей музея. На самом деле большинство их шли поклониться мощам святых.
Стены собора тихой безобидной девичьей обители не выдержали наскока пролетарской
культуры, музей не состоялся, а на колокольне какое-то время существовали два
изображения, символизирующие противостояние культуры и церкви: икона Страстной
Божией Матери и вывеска под ней: «Центральный антирелигиозный музей».
Перед разрушением, Страстной собор удостоился признания его 25 ноября 1932 г.
памятником материальной культуры, паспорт которого хранится в архиве ЦАНТДМ.5
Представленные ниже фрагмент разреза, планы первого и второго этажей Страстного
собора в проекте его приспособления под антирелигиозный музей 1928 года хранятся в
архиве им. А.М. Щусева.6
А в памяти поколений останутся воспоминания очевидцев, рисунки, чертежи и проекты воссоздания Страстного монастыря и его замечательного Страстного собора.
1 Дмитрий Сафонов «Второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского»,
Православие. Ру, 30.07.2003, Архив.
2 Церковный вестник № 13-14 (266-267) июль 2003
3 АИ-46 ГНИМА им. А.В. Щусева, фототека, ист.V-43344
4 Козлов В.Ф. Черные годы московских обителей// Московский журнал, 1991, №11
5 ЦАНТДМ, Документальные и фактические данные о памятнике материальной культуры
№134. Центральные Государственные Реставрационные Мастерские Наркомпроса, 25
ноября 1932 года»
6 АИ-41-43 ГНИМА им. А.В. Щусева, фототека, Р-1-1720
(худ. Н.Я. Тамонькин, 1936)
4 января 2023 года,
в среду, в 14:00
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
престольный праздник Страстного монастыря во имя
св. вмц. АНАСТАСИИ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦЫ
в Пушкинском сквере, у памятного камня Страстному монастырю состоится
чтение акафиста и традиционный крестный ход
вокруг исторической территории монастыря.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
Престол Страстного монастыря
во имя св. вмц. Анастасии Узорешительницы
(празднование 4 января)
- 5 престолов в Страстном соборе: Страстной иконы Божией Матери, Михаила
Архангела и Св. Николая (равно временных строительству собора в 1646 г.),
вмц. Анастасии Узорешительницы (1841 г.) и прп. Нила Столобенского (1899 г.);
- 2 престола в колокольне: прп. Алексия человека Божьего (1697 года, повторен в
новой колокольне 1855 года) и престол Боголюбской иконы Божией Матери (кон.
XVIII века), вначале бывшего в отдельно стоящей часовне, а после возведения
новой колокольни встроенной в неё;
- престол прпп. Антония и Феодосия Печерских в храме (1898-99 годы) при новой
трапезной монастыря ;
- престол в храме Покрова Пресвятой Богородицы на хуторе в Коськово (1896 г.).
1.Страстной собор; 2.Колокольня; 3.Храм прпп. Антония
и Феодосия Печерских при трапезной; 4.Доходный дом
св. вмц. Анастасии Узорешительницы в Страстном соборе
В 1862 году Страстной монастырь посетил великий князь Михаил Николаевич и
принёс в дар изящную серебряно - вызолоченную лампаду с двуглавым орлом к иконе
святой великомученицы, Небесной заступнице его дочери Анастасии. Лампаду
с благоговением затеплил у святых мощей митрополит Московский и Коломенский
Филарет. Огонь в лампаде поддерживался вплоть до закрытия монастыря.1
Всё предреволюционное время мощи св. вмц. Анастасии почитались ценнейшей
реликвией Страстного монастыря.
Мощи святых после закрытия обители и её разрушения не представляли для безбожной
власти ценности, как иконы, книги и церковные принадлежности. И всё же судьбу ковчега
с мощами св. Анастасии оказалось возможным проследить крупными стежками
конкретных сведений и логически обоснованными связками.
После закрытия Страстного монастыря, в его зданиях располагался Центральный
антирелигиозный музей (ЦАМ), где выставлялись иконы, утварь и мощи, но не честной
главы св. вмч. Анастасии Узорешительницы. Есть обнадёживающее свидетельство
перемещения фондов и дирекции ЦАМ после разрушения монастыря в закрытую церковь
свт. Николая в Новой Слободе на Каляевской, ныне Долгоруковской, улице, д. 23.
О самой церкви в данном контексте известно, что она была закрыта в 1934 г., в 1936–37
годы перестроена под надобности Центрального антирелигиозного музея вместо ЦАМ
в Страстном монастыре, предназначенном под снос. Обоснованно предположение, что
ковчег с мощами святой великомученицы поступил в Фонд нового ЦАМ в храме
св. Николая. В 1945 г. чудовищно изуродованный храм уже принадлежал
Союзмультфильму и передан церкви только в 2018 году.
В послевоенные годы Совет по делам РПЦ в Совмине СССР провёл “инвентаризацию”
имеющихся в фондах музеев СССР реликвий, изъятых из церквей во время кампании по
“ликвидации мощей” 1920-1921 гг. В своём докладе В.Д. Бонч-Бруевич, директор Музея
истории религии (был создан в 1946 г. в Ленинграде на базе Антирелигиозного музея в
Казанском соборе и ЦАМ в Московском Страстном монастыре) перечисляет среди
отправленных в его музей ковчег с честной главой св. Анастасии Узорешительницы.
Однако в Москве, по его сведениям, еще оставался ковчег с кистью руки вмц.
Анастасии Узорешительницы.
Далее следы мощей св. Анастасии теряются в российских фондах, где не справлялись с
инвентаризацией массива конфискованных ценностей церквей и монастырей. Так,
известно письмо В.Д. Бонч-Бруевича председателю Совета по делам РПЦ при Совете
Министров СССР с просьбой передать их «каким-нибудь религиозным организациям, или
в музеи, или в какие-нибудь склады... Для нас, как видите, они не нужны совершенно».2
Весьма неожиданным явилось сообщение о принесении в Киев 8 мая 2011 г. честной
главы св. вмц. Анастасии Узорешительницы в сопровождении игумена монастыря св.
Анастасии Узорешительницы митрополита Милитийского Апостола. Всего в течение
месяца честная глава великомученицы побывала в 5 городах Украины.3
св. вмц. Анастасии Узорешительницы
Встаёт вопрос, когда и как оказалась святыня древнего греческого монастыря в Грузии?
Возможным ответом может быть свидетельство о разрушении монастыря, сожжении и
уничтожении его сокровищ турками в 1821 году.4
Монахи могли спасти свою реликвию,
отправив мощи св. Анастасии в Грузию через Крым (кстати напомнить о существовании
близ Бахчисарая скита св. вмц. Анастасии Узорешительницы, известного с VIII в.).
А в мае 2012 года Священный Синод Вселенского Патриархата официально уведомил
все Поместные Церкви, что из монастыря близ Салоник (Греция) во имя св. вмц.
Анастасии Узорешительницы похищены "ковчег с честной главой великомученицы,
ковчег со стопой святой, общий ковчег с мощами святой Анастасии».5
Поиск украденных мощей св. Анастасии Узорешительницы ведётся Интерполом. Ищут
грабителей и заказчика, которым мог быть богатый украинец. 6 и 7
В 2016 году митрополит афонского монастыря направил досье о похищении мощей св.
Анастасии Президенту РФ В.В. Путину и Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу,
пожелавших оказать помощь в расследовании.
По последним сведениям, грабители признали отправку мощей автобусом в Бухарест,
но не назвали заказчика.8
Как бы то ни было, есть надежда на сохранность ковчега с мощами св. Анастасии и
неминуемое обнаружение заказчика тяжкого преступления.
Однако со времени похищения ковчегов с мощами святой великомученицы, прошло 10 лет. И ныне храм в Салониках, и наш престольный праздник во имя Её будут отмечаться надеждой на восстановление справедливости, но без Её мощей.
Возможно, нужно смотреть в будущее. В Москве ныне завершается строительство единственного храма во имя святой Анастасии Узорешительницы на улице Тёплый стан 2.
1) А.Ф. Токмаков «Историко-статистич. и археологич. описание Моск. Страстного
девичьего монастыря», 1897.
2) Церковный вестник № 13-14 (266-267) июль 2003.
3) портал Православие.Ру, 10 мая 2011 года.
4) портал Грекомания.Ру. Путеводитель по
Греции и монастырям св. Афона.
5) портал Православие. Ру, 08.05.2012 г.
6 и 7) портал Православие.ру, 10.09.2014 г. и 18.05.2015 г.
8) портал greekorbis.gr, 08.06.2016.
31 декабря 2022 года
в Пушкинском сквере состоялись традиционные
субботние молитвенные мероприятия общины Страстного монастыря
за восстановление святыни на своём историческом месте.
В субботу на площади состоялся благодарственный молебен,
подводящий итог уходящему году. Был прочитан акафист
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Людмила и Владимир рассказали о паломничестве в Венецию,Рим, Париж и Вену,
где во многих храмах им встречался Страстной образ Богородицы.
На молитвенное стояние
было принесено видео и
фото (интерьер) изображение
Свято – Николаевского собора
в Вене, Просто для интереса
20 декабря 2022 года
состоялись молитвенные мероприятия, посвящённые престольиому празднику
во имя прп. Нила Столобенского
20 декабря состоялся ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК СТРАСТНОГО МОНАСТЫРЯ, посвященный памяти преподобного НИЛА СТОЛОБЕНСКОГО (1554)
Преподобный Нил явил миру образец монашеского служения и известен сегодня повсюду.
Престол во имя прп. Нила Столобенского был устроен в Страстном соборе в 1899 году чаянием супруги почившего священника Нила
Воронцова, прослужившего в Страстном монастыре 46 лет и снискавшего большое уважение у священноначалия и монашествующих.
Престол был размещён на втором уровне Страстного собора, со
стороны Страстного бульвара.
Служили в память о преподобном и в Горненском монастыре. Продолжает действовать молитвенный мост между Москвой и Иерусалимом!
ВМЕСТЕ МЫ МНОГОЕ МОЖЕМ!
ДО ВСТРЕЧИ, ДРУЗЬЯ!
19 декабря 2022 года
в Пушкинском сквере состоялись молитвенные мероприятия, посвящённые
престольному празднику Страстного монастыря
во имя Святого Николая Чудотворца
участников праздника. В их числе о. Алексий,
настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках.
по территории
Страстного монастыря
19 и 20 декабря 2022 года,
в понедельник и во вторник, в 14:00
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
престольные праздники Страстного монастыря во имя
СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ и прп. НИЛА СТОЛОБЕНСКОГО
в Пушкинском сквере, у памятного камня Страстному монастырю состоится
чтение акафистов соответственно Святителю Николою и прп. Нилу Столобенскому
и традиционный крестный ход
вокруг исторической территории монастыря.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
во имя Святителя Николая
(празднование 19 декабря)
в 1929 году было 4 храма и 9 престолов:
- 2 престола в колокольне: прп. Алексия человека Божьего (1692 года, повторен в
новой колокольне 1855 года) и престол Боголюбской иконы Божией Матери (кон.
XVIII века), вначале бывшего в отдельно стоящей часовне, а после возведения
новой колокольни встроенной в неё;
- престол прпп. Антония и Феодосия Печерских в храме (1898-99 годы) при новой
трапезной монастыря Ил.1);
- престол в храме Покрова Пресвятой Богородицы на хуторе в Коськово (1896 г.).
1.Страстной собор; 2.Колокольня; 3.Храм прпп. Антония
и Феодосия Печерских при трапезной; 4.Доходный дом
место размещения престола Святителя Николая в Страстном соборе
(разработка арх. Р. Цеханского)
Возникает вопрос, почему при назначении престолов в построенном
в 1641 – 46 гг. Страстном соборе Михаил Фёдорович, по воле которого была
принесена в Москву чудотворная Страстная икона Божией Матери и начато
строительство Страстного собора для иконы, и Алексей Михайлович, достроивший
собор после его кончины, посчитали необходимым отвести место и для престола
Святителя Николая.
Возможный ответ кроется в самом образе Святителя Николая, глубоко почитаемого на
Руси. Престолы ему обустраивались во многих храмах, при этом в каждом случае от
Святителя Николая ожидали помощи в разрешении конкретных «функциональных»
задач, среди которых исследователь этой темы Р. Цеханский на первое место ставит «градозащитно-символическую» функцию.
Традиционно Никольские ворота Кремля украшала икона свт. Николы, обращённого
ликом к Китай-городу. Изображение было исполнено в образе Николы Можайского,
впервые заменившего Евангелие и благословляющий жест на меч в одной руке и город в
другой. Градозащитный аспект поклонения образу свт. Николы Можайского дополняется
его духовным содержанием. Имя св. Николая произведено от греческого слова «ника» —
победа. Но победа не обязательно может быть военной. Святитель способствовал победе
христианства над язычеством, истинного мировоззрения над ложным, духа над животом,
Бога над дьяволом. В этом смысл изображения меча. Город в его руке трактуется и как
образ Небесного Града Иерусалима, и как изображение Вселенской церкви, которой
Спаситель является Вселенским учителем.
В подтверждение сказанному, в 2010 году после расчистки штукатурки, на Никольской
башне Кремля открылся древний Николин образ с мечом и градом в руках. 1)
во имя прп. Нила Столобенского
(празднование 20 декабря)
в 1929 году было 4 храма и 9 престолов:
- 2 престола в колокольне: прп. Алексия человека Божьего (1692 года, повторен в
новой колокольне 1855 года) и престол Боголюбской иконы Божией Матери (кон.
XVIII века), вначале бывшего в отдельно стоящей часовне, а после возведения
новой колокольни встроенной в неё;
- престол прпп. Антония и Феодосия Печерских в храме (1898-99 годы) при новой
трапезной монастыря Ил.1);
- престол в храме Покрова Пресвятой Богородицы на хуторе в Коськово (1896 г.).
Собор был 2-х уровневый, с развитой алтарной частью и выдвинутыми алтарями
первого уровня по отношению к алтарям 2-го уровня.
Престол во имя прп. Нила Столобенского был размещён на втором уровне
собора, со стороны пр. Страстного бульвара.
размещения в верхней галерее престола прп. Нила Столобенского
Престол во имя прп. Нила Столобенского был устроен в Страстном соборе в
1899 году чаянием супруги почившего священника Нила Воронцова,
прослужившего в Страстном монастыре 46 лет и снискавшего большое уважение у
руководства и монашествующих.
10 декабря 2022 года
в Пушкинском сквере состоялись традиционные субботние мероприятия
за восстановление Страстного монастыря
на своём историческом месте.
Страстному монастырю
15 декабря 2022 года,
в четверг, в 14:00
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯЩЕННИКА ИЗ СТРАСТНОГО МОНАСТЫРЯ
сщмч. ФЕОДОРА (АЛЕКСИНСКОГО)
Чтение акафиста у памятного камня Страстному монастырю
и традиционный крестный ход
вокруг исторической территории монастыря.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
сщмч. Феодоре (Алексинском)
память 15 декабря.
Икона
12 сентября 1927 года в Московский Совет рабочих, крестьянских и Красноармейских депутатов поступает заявление от Приходской общины при церкви бывшего Страстного монастыря, обеспокоенной сообщением Вечерней Москвы об ином музейном её назначении, «…оставить церковь бывш. Страстного монастыря в пользовании нашей Приходской Общины, которой она передана по договору от 27 марта 1919 года» 1) .
Дальнейшая судьба Страстного собора известна: в 1929 году он был превращён
в Центральный антирелигиозный музей Союза безбожников СССР, в 1937 году снесён с лица земли,
а подписавший обращение священник Феодор Алексинский расстрелян и захоронен на Бутовском полигоне,
вслед за ним в 1938 году монахини монастыря Вера Морозова и София Селивёрстова, ныне причисленные,
как и священник Феодор, к Новомученикам Государства Российского.
Известны другие имена: преподобномучениц Евдокии (Павловой) и Марией (Носовой),
а также послушниц Пелагии (Павловой) и Параскевы (Цапуриной) из Московского Страстного монастыря,
которые обитали вместе с Верой Морозовой и Софией Селивёстовой,
в так наз. «Домашнем монастыре» на улице Палиха в Москве (1926 – 1938 гг.) 2) .
на Бутовском полигоне новомучеников
2)
Е. Денисов, «Домашний» монастырь на улице Палиха (1926-1938). Новомученици Московского Страстного монастыря Вера Морозова, Евдокия (Павлова), Мария (Носова), София (Селивёрстова), АНО НИЦ «Приходские истории», М., 2017.
Справка о житии и кончине сщмч. Феодора (Алексинского),
священника из Страстного монастыря
(память 15 декабря)
В 1909 году он был рукоположен в сан священника к Страстному монастырю в Москве, в котором прослужил до его закрытия безбожными властями в двадцатых годах. После закрытия монастыря отец Феодор был назначен служить в храм Знамения Божией Матери на Каретной улице в Москве.
14 апреля 1931 года власти арестовали отца Феодора, и он был заключен
в Бутырскую тюрьму в Москве. Отца Феодора и всех арестованных, более трех десятков священнослужителей и мирян, обвиняли в том, что они, «монахи и монашки ликвидированных монастырей, члены церковных советов, попы и бывшие торговцы, будучи активными церковниками-антисоветчиками, считающими советскую власть “властью антихриста”, группируясь вокруг реакционных московских церквей, проживая группами и в одиночку, занимались активной антисоветской деятельностью, выражавшейся в организации нелегальных антисоветских “сестричеств” и “братств”, оказании помощи ссыльному за контрреволюционную деятельность духовенству, произнесении проповедей контрреволюционного характера, антисоветской агитации о религиозных гонениях, якобы чинимых советской властью...» Будучи допрошен, отец Феодор сказал, что ни сам не вел антисоветских разговоров, ни при нем его знакомые таких разговоров не вели, а что было без него и какие разговоры вели его знакомые в его отсутствие, он не знает.
30 апреля 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Феодора к трем годам ссылки в Северный край. Из ссылки он вернулся в 1934 в Москву, где оставалась его семья, но власти не разрешили ему жить в городе и заявили, что он может поселиться не ближе ста километров от Москвы. Отец Феодор выехал в Тулу, как ближайшую от Москвы область, но здесь не смог получить места священника и поехал в Патриархию, которая направила его священником в храм в селе Ивакино Уваровского района Московской области.
Отец Феодор был арестован 1 декабря 1937 года и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. 2 декабря сотрудники НКВД допросили его и лжесвидетелей.
Первым был допрошен сын расстрелянного в 1918 году священника; в тридцатых годах он стал учителем начальной школы в поселке. Он показал, что старушка, хозяйка дома, в котором жил отец Феодор, говорила ему, что священник после службы сказал верующим: «Православные, настало тяжелое время. Жить становится все хуже и хуже. Все идет по Священному Писанию. Скоро настанет время кровопролития». В августе 1937 года он, возвратившись из школы, зашел к священнику домой, и тот будто бы сказал ему: «Вот смотрите, если вы следите, а я знаю, что вы человек ученый, какое есть сходство со Священным Писанием. Писано, что церкви будут разоряться, на нас будут гонения».
Затем был допрошен председатель колхоза в деревне Потапково,
где отец Феодор жил с августа 1937 года. Он показал, что со времени перехода священника на жительство
в деревню Потапково стало заметно падение дисциплины в колхозе, колхозники стали посещать церковь,
а контрреволюционная деятельность священника проявилась в факте посещения домов колхозников. Священник даже пытался заходить в правление колхоза и вести разговоры о религиозных обрядах, но им, председателем, был дан отпор. В августе священник вел среди колхозников разговоры на религиозные темы, говоря: «Православные, грешно в праздничные дни работать, Бог вам за это не даст хорошей жизни. У Бога всё, от Него зависит ваша судьба — и в вашей семейной жизни, и в крестьянстве, без Бога ни до порога». «В сентябре 1937 года священник пришел в канцелярию колхоза, — свидетельствовал председатель, — и просил, чтобы я не притеснял колхозников и разрешил им ходить в церковь, и говорил: “Трудное время настало. Бога забыли, а Бог вас стал забывать. Всюду настало уныние, войны, и придет время, что люди опомнятся, но будет поздно”. Я с ним не стал разговаривать и попросил выйти».
Затем был допрошен отец Феодор.
— Следствием установлено, что вы в августе 1937 года в беседе о существующем государственном строе высказывали недовольство советской властью и распространяли провокационные слухи о войне. Вы признаете это? — спросил священника следователь.
— Нет, не признаю. Это клевета на меня. Я против советской власти никогда ничего не высказывал.
— Следствием установлено, что вы среди колхозников деревни Потапково проводили агитацию за то, чтобы колхозники в религиозные праздники не работали. Этим самым вы разлагали трудовую дисциплину в колхозе. Вы признаете в этом себя виновным?
— Нет, я не признаю себя виновным. Я такой агитации не проводил. Никому я не говорил, что в религиозные праздники нельзя работать, — ответил священник.
На этом допросы были закончены и следствие завершено. 5 декабря тройка НКВД приговорила отца Феодора к расстрелу. Священник Феодор Алексинский был расстрелян 15 декабря 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 2», Тверь, 2005 год, стр. 231-235.
3 декабря 2022 года
в Пушкинском сквере состоялись традиционные субботние
молитвенные мероприятия за восстановление
Страстного монастыря на своём историческом месте.
(здесь и ниже другие фрагменты)
Страстного монастыря
на месте Страстного собора монастыря (1646 – 1937 гг.)
2 декабря 2022 года
в Пушкинском сквере община Страстного монастыря отмечала
день памяти свят. Филарета (Дроздова).
Было морозно, солнечно и празднично!
Особенное небо над нами и особенные молебен и крестный ход.
Молитвами святителя Филарета храни Господь Русь Святую,
град Москву и нас грешных!
Молимся и о возрождении Страстной девичьей обители!
Александр Сергеевич вместе с нами более 17 лет
(после образования общины в 2006 году)
2 декабря 2022 года,
в пятницу, в 14:00
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА (ДРОЗДОВА),
МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И КОЛОМЕНСКОГО.
в Пушкинском сквере, у памятного камня Страстному монастырю состоится
чтение акафиста и традиционный крестный ход
вокруг исторической территории монастыря.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
митрополита Московского и Коломенского
(1782 – 1867),
Святитель Филарет оказывал помощь игуменьям в управлении обителью, посещал в дни престольных праздников и памятных событий, читал свои замечательные проповеди.
Известной игуменьей - подвижницей была Антония (Троилина), управлявшая обителью в 1862 - 1871 годы. С детства, оставшись рано сиротой, она воспитывалась игуменьей Спасо - Бородинского монастыря Марией (Тучковой), вдовой героя войны 1812 года генерала Тучкова.
Другим воспитателем Марии был великий подвижник московский святитель Филарет (Дроздов). Со временем Мария приняла по его благословению монашество под именем Антонии, а в 1861 году была возведена в сан игуменьи и назначена настоятельницей Московского Страстного монастыря, который в то время находился в запущенном состоянии. Митрополит Филарет поставил перед новой игуменьей задачу привести монастырь в надлежащий вид.
Под руководством игуменьи Антонии монастырь был капитально отремонтирован, построены жилые корпуса и богадельня, благоустроена территория монастыря.1) 2)
Глубокий след оставила в памяти о себе игуменья Страстного монастыря Евгения (Озерова) за 15 лет своего управления монастырём (1875 – 1890 гг.). Это была удивительная настоятельница, человек высокой культуры, одна из немногих и первая из монашествующих женщин - мемуаристов XIX века.
Игуменья Евгения была духовным чадом Святителя Филарета значительно ранее, в период её управления Аносиной пустынью, созданной её бабушкой княгиней М.Е. Мещерской также по благословению Святителя Филарета. В 1875 году игуменья Евгения была переведена в Московский Страстной монастырь и стала настоятельницей «обители, стоящей среди шума столичной жизни»,
по словам благословившего её на служение Преосвященного Леонида.1) 3)
В эти годы монастырь процветал. Его деятельное участие в общественной жизни распространялось и за границы Российской империи.
Знаменательно, что во время управления монастырём Евгенией (Озеровой), первой из монашествующих женщин – писателей, был установлен 6 июня 1880 года памятник великому поэту А.С. Пушкину на Тверском бульваре, напротив Страстного монастыря.
Дневниковые записи игуменьи Евгении представляют большой интерес. Она обладала образным литературным языком и оставила воспоминания о людях и событиях того времени. После кончины Святителя Филарета, игуменья Евгения оставила воспоминания о нём в своих Записках в виде 15 изречений. В 1876 году ею составлено первое и единственное историческое описание Страстной обители на основании монастырской летописи, которое переиздавалось несколько раз.
Святитель Филарет внимательно следил за духовным состоянием монахинь. Так, по присущей ему прозорливости, он перевёл монахиню Неофиту из Страстного в Киевский Покровский монастырь для обучения монахинь пению. Она организовала превосходный хор, стала игуменьей, а в 1891 году переведена настоятельницею в Страстной монастырь.
Святитель Филарет находил время откликаться на рядовые события в жизнедеятельности монастырей. Так, известно, что в 1862 году Страстной монастырь посещает великий князь Михаил Николаевич и приносит в дар изящную серебряно - вызолоченную лампаду с двуглавым орлом к иконе святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. Лампаду с благоговением затеплил у святых мощей митрополит Московский и Коломенский Филарет. 1)
С течением времени, назрел вопрос о необходимости замены обветшавшей колокольни Страстного монастыря. В 1849 году святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский, ходатайствует об этом перед Синодом.
После положительного заключения архитектора Н.И. Козловского на запрос о сносе старого строения, архитектор М.Д. Быковский разработал проект новой колокольни, который был утверждён в 1850 году.4)
Неизвестный литограф по рисунку А.Феррари, 1860 год
Mитрополит Филарет Московский и Коломенский провёл «Беседу по освящении храма преподобного Алексия человека Божия в Страстном монастыре», в конце которой сказал знаменательные для насельниц монастыря слова:
«…Обитающие в сей обители да помыслят со вниманием о том, что говорит им призванный ныне обитать во храме сем преподобный Алексий, человек Божий; и да тщатся устроить себя так, чтобы несомненно могли иметь его благодатным стражем и охранителем обители своей, покровителем душ своих и споспешником спасения их. Аминь.».5)
За глубокие боговдохновенные проповеди святителя Филарета называли Московским Златоустом. К общению с ним стремились люди разного интеллектуального уровня, сословий, политических взглядов. Он был доступен всем. Общался со многими поэтами и писателями своего времени. И сам был поэт.
Архимандрит Зинон(Теодоров), конец XX века
«Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?…», стихами:
«Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана…».
В Страстном монастыре продолжали чтить память митрополита Московского святителя Филарета до конца своего существования - закрытия в 1918 году и разрушения в год 100-тия гибели А.С. Пушкина в 1937 году.
1)
Токмаков И.Ф. «Статистическое и археологическое описание Московского Страстного
девичьего монастыря». М.: Типография Л.Ф. Снегирёва, 1897.
2) Григорий Орлов. Игуменья Антония, настоятельница Московских монастырей Страстного (1861 – 1871) и Алексеевского (1871 – 1897). М., 1896
3) Исакова Е.В. Игуменья «обители, стоящей среди шума столичной жизни»//
ж. «Мера», 1995, №3
4) Кириченко Е.И. Михаил Быковский, М., Стройиздат, 1988
5) «Беседа» святителя Филарета состоялась 24-го окт.1855 года; напечатана в Твор. Св. От. 1855 г. и в собр. 1861 г.)
26 ноября 2022 года
в Пушкинском сквере состоялись традиционные субботние
молитвенные мероприятия за восстановление Страстного монастыря
на историческом месте.
Община Страстного монастыря
21 ноября 2022 года
состоялся престольный праздник Страстного монастыря
во имя
Архангела Михаила, Архистратига Сил безплотных
Путинках протоиереем Алексием Гомоновым
у памятного камня Страстному монастырю
Фрагменты молитвенного мероприятия:
чтение акафиста,
пастырское слово о. Алексия,
Крестный ход по территории монастыря,
возвращение в храм Успения с Крестным ходом вокруг него.
Община Страстного монастыря
19 ноября 2022 года
состоялось традиционное субботнее молитвенное мероприятие общины
в Пушкинском сквере.
Прочитали акафист Страстной иконе Божией Матери
у памятного камня Страстному монастырю
и обошли Крестным ходом его историческую территорию.
Община Страстного монастыря
21ноября 2022 года,
в понедельник, в 14:00
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
престольный праздник Страстного монастыря во имя
АРХАНГЕЛА МИХАИЛА, АРХИСТРАТИГА
НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕЗПЛОТНЫХ
в Пушкинском сквере, у памятного камня Страстному монастырю состоится
чтение акафиста и традиционный крестный ход
вокруг исторической территории монастыря.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
во имя Архангела Михаила,
Архистратига Небесных Сил безплотных
(празднование 21 ноября)
В Страстном монастыре к моменту его закрытия
в 1929 году было четыре храма и 9 престолов:
- 2 престола в колокольне: прп. Алексия человека Божьего (1692 года, повторен в новой
колокольне 1855 года) и Боголюбской иконы Божией Матери в отдельно стоящей часовне
(кон. XVIII века), а после возведения новой колокольни размещённого в ней;
- престол прпп. Антония и Феодосия Печерских в храме (1898-99 годы) при новой
трапезной монастыря;
- престол в храме Покрова Пресвятой Богородицы на хуторе в Коськово (1896 г.).
1.Страстной собор; 2.Колокольня; 3.Храм прпп. Антония
и Феодосия Печерских при трапезной; 4.Доходный дом
Собор был 2-х уровневый, с развитой алтарной частью и выдвинутыми алтарями первого
уровня по отношению ко второму. Престол во имя Михаила Архангела размещался на 1-
ом уровне, в центральной части собора.
во имя Архангела Михаила (арх. Р. Цеханский)
престолами (фото И. Ильф, 1930 г.)
На это чудесное явление незамедлительно последовало решение царя установить
«на месте сем» собор для иконы, что и было исполнено в 1646 году уже царём
Алексеем Михайловичем, позже основавшим при соборе Страстной девичий
монастырь. Единовременно с престолом во имя Страстной иконы, в соборе был
открыт престол Архангела Михаила, Небесного покровителя царя, почившего за
год до построения собора в 1646 году.
Если бы осуществилось намерение царя, икона вошла бы в город и далее в
Кремль. И не стало бы Страстного монастыря с его высокой миссией быть
святыней Москвы и России. Быть символом и местом покаяния народа
безотносительно звания и социальной принадлежности в дни Страстной седмицы
перед праздником Воскресения Христова, Пасхи, главным праздником на Руси.
Наблюдается много общего в истории и судьбах Московского Страстного и
Кремлёвского Чудово монастырей. И прежде всего, оба монастыря были
единственными в России, каждый со своим посвящением: Страстной иконе
Божией Матери и Чуду Архангела Михаила в Хонех.
В самой истории возникновения обоих монастырей переплетаются фактические
и из области чудесного явления, имеющие в основе молитвенное отношение к
святым на иконах.
В создании Страстного монастыря имело место чудо остановки коней перед
Тверскими воротами Белого города с повозкой со Страстной иконой, очевидно, по
воле Самой Пресвятой Богородицы и с привлечением Архангела Михаила,
Небесного покровителя царя Михаила Фёдоровича.
Старинная икона