К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, , 8(495)699-0956; strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
К сведению посетителей нашего сайта
Фотография Нины Матвеевой
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, , 8(495)699-0956; strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
6 июня (26 мая) 1799 года,
Пушкин придавал большое значение своему рождению в Великий праздник Вознесения Христово. По замечанию историографа П. В. Анненкова: «Обстоятельство это он не приписывал одной случайности. Важнейшие события его жизни, по собственному его признанию, все совпадали с днём Вознесения. Незадолго до своей смерти он задумчиво рассказывал об этом одному из своих друзей и передал ему твердое свое намерение выстроить, со временем, в селе Михайловском церковь во имя Вознесения Господня. Упоминая о таинственной связи всей своей жизни с одним великим днем духовного торжества, он прибавил: «Ты понимаешь, всё это произошло недаром и не может быть делом одного случая». Предполагал Александр Сергеевич Пушкин, что на праздник Вознесения и умрёт (а умер в день блаженной памяти святого Ефрема Сирина).
2 Исследовательская работа на тему: «Нити родословной: Александр Сергеевич Пушкин и Александр Невский», автор: Березина Зинаида Сергеевна, п.Вереяул, Центральная 17-б-33, руководитель: Шашкова Л.Г., учитель истории и обществознания.
Ссылки на источники: 1 «Тысячелетнее древо » –М.:Либерия-Бибинформ, 2005; 2 Пушкины. Родословная роспись. Л., 1932; 3 «Тысячелетнее древо » –М.:Либерия-Бибинформ,2005;
4 Потомки "мужа честна" Ратши: генеалогия дворян Каменских, Курицыных и Волковых - Курицыных. М., 1994. С.21. 5 История родов русского дворянства. Т.1.М., 1991. С.22.
В тот же день, как родился будущий поэт, у императора Павла родилась внучка, в честь которой во всех церквах шли молебны и гудели колокола. Так, по случайному совпадению день рождения русского гения был ознаменован всеобщим народным ликованием.
На Пушкинских праздниках, и в качестве самостоятельных мероприятий, на Тверском бульваре устраивались внушительные книжные базары.
В этом, 2022 году, мы будем отмечать трагический для Страстного монастыря, Тверского бульвара и для самого памятника Пушкину
Многие исследователи считают, что Пушкин в образе своего памятника не стоит, а идёт. Он (памятник) как бы шёл по Тверскому бульвару и остановился
перед Страстной площадью и Страстным монастырём. Объяснима и поза поэт в памятнике со снятым цилиндром и правой рукой на груди.
В Пушкинский сквер с Тверского бульвара памятник перемещали насильно. Но он сохранил свою позу, поскольку неизбежно возвращение памятника на Тверской бульвар и связанное этим воссоздание Страстной обители.
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, , 8(495)699-0956; strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
Отмечается ежегодно в 6-е воскресение по Пасхе
Явление людям чудотворной Страстной иконы Божией Матери произошло по воле Самой Пресвятой Богородицы, Которая откликнулась на просьбу болящей женщины Екатерины из села Палец Нижегородской области избавить её от душевного недуга, обещав уйти в монастырь. Получала исцеление, нарушала свой обет и снова заболевала. И вновь являлась ей всемилостивая Богородица. Наконец, велела идти к людям, возвести о Своём явлении и передать наказ, чтобы воздерживались от злобы, зависти и пьянства, всякой нечистоты и жили в нелицемерной любви друг к другу.
Ил.1 Крестный ход молитвенников за воссоздание
В 2012 году храм в селе Палец переведён Патриархией в разряд восстанавливаемых церковных объектов, благодаря подвижнической работе инициативной группы мирян села Палец, подобно московской общине за возрождение Страстного монастыря. В храме идут службы, совершаются крестные ходы с заходом на Страстной источник. Одновременно с этим, продолжаются восстановительные работы храма и его интерьеров. Церковь в честь Страстной иконы Божией Матери уже под крышей, достроена колокольня (Ил.2).
Ил.2 Вид воссоздаваемого храма Одигитрии - Страстной с востока, 2018 год
Прихожане сообщили о чуде цветения сирени на голых ветках в конце сентября 2015 года, когда развернулись активные работы по воссозданию храма и колокольни (ил.3).
Ил.3 Чудо цветения сирени в конце сентября 2015 года
Возрождён святой источник, где, по преданию, Царица Небесная явилась – обустроен деревянный сруб с навесом и иконкой Богородицы 5.
Ил.4 Крестный ход молитвенников в обход святых мест окрест храма Одигитрии-Страстной:
Ежегодно после Литургии и молебна с водосвятием совершаются Крестные ходы окрест храма Богородицы – Страстной сначала к месту,
где стояла ныне утраченная церковь свв. Косьмы и Дамиана,
принявшая в свои стены икону Одигитрии – Страстной до построения
для неё каменного храма; далее – к Святому источнику (Ил.4).
Источники сведений:
К сведению посетителей сайта,
Текст А. Русскова,
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, , 8(495)699-0956; strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
«До глубокой старости сподобил Господь дожить Своего великого Угодника. Но наступило время, когда и он должен был отдать общий долг человеческого естества. После непродолжительной болезни он мирно скончался 6 декабря 342 года, и был погребен в соборной церкви города Миры.
Ил.1 Проект арх. А.В. Щусева Русского Подворья в Бари
Ил.2 Фрагмент здания Свято – Никольского храма с памятником
В Подворье не прерывалась молитвенная деятельность и работы по внутреннему обустройству строений и территории. В 1971 году в саду Подворья возведена Никольская часовня в память о Императоре Российском Николае II (Ил.3).
Ил.3 Никольская часовня в Русском Подворье в Бари
В 2008 году Подворье свт. Николая в Бари было возвращено России, и 2011 году открыто для паломников после официальной его передачи Русской Православной церкви2.
Источники информации:
К сведению посетителей сайта
Здесь и ниже: чтение акафиста Страстной Богородице
Лития у памятного камня Некрополю Страстного монастыря
Возвращение общины в гостеприимный храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках
Община Страстного монастыря
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, , 8(495)699-0956; strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
10 мая 2021 года
прмц. Мария (Носова), икона,
Страстной монастырь был упразднён 30 марта 1919 года. Но по просьбе верующих продолжались службы в Страстном соборе, как приходской церкви. И всё, что совершалось безнравственно в отношении монастыря (поселение в кельях служителей Военного комиссариата, позже и студентов Коммунистического университета трудящихся Востока), было мучительством не только для 204 монахинь, всё ещё живших в монастыре, но и действующему церковному приходу в Соборе.
Источники сведений:
1) ГКУ МО ЦГАМО (Государственное казённое учреждение Московской области «Центральный Государственный архив Московской области»), Ф.66
Справка о житии и кончине прмц. Марии (Носовой),
Преподобномученица Мария родилась в 1872 году в селе Дубенька Козельского уезда Калужской губернии в семье крестьянина Павла Носова. В 1893 году она поступила послушницей в Страстной монастырь в Москве, в котором подвизалась до его закрытия, а затем вместе с другими насельницами монастыря, Евдокией и Пелагией Павловыми, Софией Селиверстовой и Верой Морозовой, поселилась в подвальной квартире дома на Тихвинской улице. Некоторые послушницы шили одеяла, другие, как Мария, работали санитарками. Мария была арестована 25 октября 1937 года, заключена в Бутырскую тюрьму и в тот же день допрошена. – Ведете ли вы с сестрами разговоры на политические темы? – спросил ее следователь. – Нет, не ведем, – ответила послушница. – Следствие располагает данными о том, что вы среди окружающих ведете разговоры, направленные против советской власти. Подтверждаете ли вы это? – Нет, – ответила Мария Павловна. На этом следствие было закончено, и 19 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила послушницу Марию к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 27 декабря 1937 года она прибыла с этапом в Мариинский распределитель Сиблага. Послушница Мария Носова скончалась 10 мая 1938 года в Мариинском лагере в Кемеровской области и была погребена в безвестной могиле.
А. Мелихова
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, , 8(495)699-0956; strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
9 мая 2022 года.
Праздничным фейерверком отмечался день Победы 9 мая 1945 года
Если внимательно вглядеться в фотографию, можно увидеть ярко освещённую площадку в начале Тверского бульвара и памятник Пушкину на ней, где он стоял здесь изначально.
На фото - Бессмертный полк 9 мая 2017 года
Так было и, со всей очевидностью, будет. Однако в 2020 году, из-за чрезвычайной эпидемиологической ситуации в Москве, России и в мире, массовое живое шествие Бессмертного полка проходило в форме онлайн – информации об участниках и героях ВОВ от их родных и друзей. Собранные сведения транслировались по ТВ, при этом, каждый участник акции был оповещён заранее о времени трансляции своего героя ВОВ.
А живым воплощением Бессмертного полка в 2020 году явился построенный к 75-летнему юбилею ДНЯ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ Главный храм Вооружённых Сил России – Собор Воскресения Христова в Одинцовском округе Московской области.
А. Мелихова
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, 8(495)699-0956; strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
8 мая 2022 года
Жёны – мироносицы первыми узнали от Ангела, что Христос воскрес, когда пришли помазать Его
тело миром, как того требовала ритуальная традиция.
К сведению посетителей сайта
в Страстную и Светлую седмицу Пасхи!
Община Страстного монастыря молилась на Пушкинской/Страстной площади,
На молитвенные стояния люди привыкли
Ниже – выборочно фотографии
Читаем Евангелия дня, на Великую субботу.
24 апреля 2022 года
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ,
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
В планах общины:
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, 8(495)699-0956; strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
20 апреля
прмц. Евдокия (Павлова), рисунок,
Страстной монастырь был упразднён 30 марта 1919 года. Но по просьбе верующих
продолжались службы в Страстном соборе, как приходской церкви. И всё, что
совершалось безнравственно в отношении монастыря (поселение в кельях служителей
Военного комиссариата, позже и студентов Коммунистического университета трудящихся
Востока), было мучительством для 204 монахинь, всё ещё живших в монастыре и
действующему церковному приходу в Соборе.
Источники сведений:
1) ГКУ МО ЦГАМО (Государственное казённое учреждение Московской области
«Центральный Государственный архив Московской области»), Ф.66
Преподобномученица Евдокия – Евдокия Павловна Павлова – родилась 1 августа 1876 года в городе Москве. Когда ей исполнилось одиннадцать лет, ее вместе с сестрой Пелагией, которая была на два года младше, родители отдали на воспитание в Московский Страстной монастырь; впоследствии сестры были приняты в монастырь послушницами и подвизались в нем до его закрытия. После разорения обители некоторые монахини и послушницы сняли полуподвальное помещение на Тихвинской улице, привели его в порядок и поселились в нем, зарабатывая себе на жизнь рукоделием – шитьем одеял. Вместе с Евдокией жила ее сестра Пелагия, послушницы Вера Морозова, Мария Носова и София Селиверстова; все они, как и в монастыре, исполняли молитвенные правила, иногда приглашали для служения молебнов священников.
Преподобномученица Евдокия – Евдокия Павловна Павлова – родилась 1 августа 1876
года в городе Москве. Когда ей исполнилось одиннадцать лет, ее вместе с сестрой
Пелагией, которая была на два года младше, родители отдали на воспитание в
Московский Страстной монастырь; впоследствии сестры были приняты в монастырь
послушницами и подвизались в нем до его закрытия. После разорения обители некоторые
монахини и послушницы сняли полуподвальное помещение на Тихвинской улице,
привели его в порядок и поселились в нем, зарабатывая себе на жизнь рукоделием –
шитьем одеял. Вместе с Евдокией жила ее сестра Пелагия, послушницы Вера Морозова,
Мария Носова и София Селиверстова; все они, как и в монастыре, исполняли
молитвенные правила, иногда приглашали для служения молебнов священников.
А. Мелихова
Память о Страстном соборе
Дорогие братья и сестры!
18 – 23 апреля 2022 года
Чудотворная Страстная икона Божией Матери, принесённая в Москву в 1641 году по воле царя Михаила Фёдоровича Романова, символизирует Страсти Господа Иисуса Христа и пагубные страсти человеческие.
Традиционно, с 2006 года, община Страстного монастыря в Страстную седмицу совершает чтение акафиста Страстной иконе Божией Матери в 14:00.
На вопрос, можно ли читать акафист в Страстную седмицу, о.Алексий, окормляющий все годы общину Страстного монастыря, сказал ДА, ведь от Страстного монастыря осталось одно строение и Акафист.
От времени основания, Страстной монастырь почти 150 лет стоял за стенами Белого города. Можно представить волнение людей в центре Москвы и в окрестностях, ожидающих звук колокола из далёкого Страстного монастыря, возвещавшего вослед главному кремлёвскому о наступившем Воскресении Христовом.
Панорама северной линии монастырей по долине р. Неглинки. Реконструкция М.П. Кудрявцева
К сведению посетителей сайта.
01 июля 2022 года,
в пятницу, в 14:00
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
престольный праздник Страстного монастыря во имя
БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В планах общины:
в Пушкинском сквере, у памятного камня Страстному монастырю состоится
чтение акафиста Боголюбской иконе Божией Матери и традиционный крестный ход
вокруг исторической территории монастыря.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
Молитвенные стояния общины
в Пушкинском сквере, территории Страстного монастыря,
продолжаются.
На фотографии – традиционное субботнее стояние
у памятного камня Страстному монастырю
18 июня 2022 года
6 июня 2022 года,
в понедельник, в 14:00
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ВЕЛИКОГО ПОЭТА РОССИИ
АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА
и связанные с его именем значимые для общины Страстного монастыря даты,
которыми в 2022 году являются:
142 года
установлению в 1880 году памятника Пушкину на Тверском бульваре;
72 года
перемещению в 1950 году памятника Пушкину с Тверского бульвара
в Пушкинский сквер и размещению
на святой земле Страстного монастыря.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
в Великий праздник Вознесения Господня.
родился великий поэт России Александр Сергеевич Пушкин
Пушкин впервые увидел Наталью Гончарову в 1829 году, сделал ей предложение, два года проходил женихом и, наконец, добившись согласия на брак, стал выбирать храм для венчания. Но по воле ли Господней или по желанию самого митрополита Московского и Коломенского, духовно окормлявшего поэта, их венчание состоялось в еще недостроенном
храме «Большое Вознесение» у Никитских 18 февраля 1831 года.
В память о Пушкине, ежегодно 8 июня и 10 февраля в храме «Большое Вознесение» совершается панихида по великому русскому поэту А.С. Пушкину 1.
1 Размещено на сайте храма Большого Вознесения Господне
Ко дню рождения Александра Сергеевича Пушкина уместно вспомнить о его увлечении своей родословной, на которое он много потратил времени в поиске достойных имён своих предков. «…Я не мог отыскать в хрониках моего родоначальника - знаю только, что предки мои уже сражались близ Александра Невского…». Дальше этой догадки Пушкин не двинулся. За него это сделали наши современники с тщанием и любовью к поэту.
Имеется успешно выполненное исследование, целью которого являлось доказательство родства Александра Пушкина с Александром Невским. Надежда автора на успех подкреплялась пушкинскими словами: «Имя предков моих встречается поминутно в нашей истории» 2.
Автор исследования исходил из того, что «Пушкин – эта наша российская история, и в ней кроются истоки пушкинского рода». Как бы по сторонам Пушкинского рода (цепочка предков в нём завершается явлением самого Александра Сергеевича Пушкина) стоят род Ганнибала и род Григория Пушки, а далее уходят в глубокую древность род Ратши и Святого Александра Невского (см. комплексную схему родословной Пушкина).
Основные сведения о результатах данного исследования родословной Пушкина, по большей части в цитатах, приводятся ниже.
«Александр Сергеевич Пушкин, изучая свое генеалогическое древо, считал, что родоначальником Пушкиных был Рача (или Ратша), который служил Александру Невскому. Но поэт допускал историческую ошибку. Рача (или Ратша) не мог служить Александру Невскому по той простой причине, что князя еще не было и в колыбели. Рача — это представитель XII века, а святой князь Александр (Невский) — XIII века. Поэт этого не знал. Ошибка заключалась в том, что он пользовался семейными преданиями, в которых его далекий предок значился дружинником князя. Но Пушкин обладал замечательной способностью ошибаться не ошибаясь.
Что это было: инстинкт ли гения, или способность связывать разные события, которые фиксировала хорошо тренированная память, и верно истолковать их — кто знает? У князя Александра Невского был все-таки человек из рода Рачи — Гаврила Алексич, прославившийся в Невской битве со шведами в 1240 году.
В «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» сохранились яркие портреты дружинников. Первым, на кого указал сам князь, был Гаврила Алексич, предок Пушкина!».
Исследование рода Ратши привело к тому, что «правнук Ратши Гаврила Алексич действительно был дружинником Александра Невского, связан родословными нитями с Александром Невским и является потомком Великого князя в 20-м колене».
«В последний год своего правления Петр Великий задумал учредить особый орден в честь святого князя. Но первое награждение орденом с начертанным на нем девизом "За труды и Отечество" состоялось уже после смерти Петра I, в царствование Екатерины 1. Одним из первых, кто получил награду из рук самой императрицы, был прапрадед Пушкина адмирал Иван Михайлович Головин. В числе двух тысяч кавалеров ордена — царедворцев, дипломатов, полководцев, составлявших славу и гордость России, были прадед поэта генерал-аншеф Абрам Петрович Ганнибал, двоюродный дед — генералпоручик Иван Абрамович Ганнибал, сын — генерал от кавалерии Александр Александрович Пушкин».
«Цепочка родословной соединила славные имена великих предков поэта, первых русских князей: Игоря, Святослава, Владимира Красное Солнышко, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Мстислава Великого. Но вообще пушкинский род уходит корнями в еще более седую и глубокую древность – к Гостомыслу, отцу Умилы – матери Рюрика, и, соответственно, к Рюрику. Родней Пушкину оказались и Дмитрий Пожарский, спасший Русь от врага в смутном 1612 году, и Михаил Кутузов, отстоявший Державу от наполеоновского нашествия спустя два столетия.
652 года отделяли основателя Москвы Юрия Долгорукого (седьмого сына Владимира Мономаха, прадеда Александра Невского) от далекого потомка, родившегося в российской столице в день Вознесения Господня (6 июня по новому стилю). Было угодно судьбе, что памятники Юрию Долгорукому и Пушкину на Тверской оказались совсем недалеко друг от друга – по-родственному...
В роду у Пушкиных и семеро святых: княгиня Ольга и ее внук князь Владимир Красное Солнышко; жена князя Всеволода Большое Гнездо Мария и их сына Михаил Черниговский, казненный ханом Батыем; Александр Невский, еще при жизни осененный ореолом святого за ратные подвиги; Михаил Ярославич Тверской – великий князь Владимирский, предательски убитый в Орде, его жена Анна Ростовская.
«Водились Пушкины с царями» – в стихотворении «Моя родословная» поэт упоминает о четырех Пушкиных, участвовавших в избрании на царство Михаила Романова: «Мы к оной руку приложили…». Однако, как выяснил пушкинист-генеалог, в действительности к грамоте на царство «руку приложили» не четверо, а семеро Пушкиных! Действительно, история его рода неотделима от судеб Отечества – без Пушкиных, Ганнибалов, Головиных, Чичериных, Беклемишевых история России не была бы полной».
«Род Пушкиных многоколенный, разветвленный и уходит своими корнями в древность и продолжается сегодня в многочисленных потомках». В продолжение рода, Александр Сергеевич оставил четверых детей, которых он перечислял по старшинству: «Машка, Сашка, Гришка и Наташка». На самом деле, Мария Александровна Пушкина (1832-1919 гг), Александр Александрович Пушкин (1833-1914 гг), Григорий Александрович Пушкин (1835-1913 гг.), Наталья Александровна Пушкина (1836-1913 гг).
«Потомки поэта – сколько их теперь по всему миру! Они говорят на разных языках, живут в разных странах, у них непохожие судьбы, лица, характеры. Но даже далекие прапра…правнуки помнят о своем родстве с великим поэтом, гордятся им...» 2.
Под знаком всеобщего ликования, как было в самый день рождения будущего поэта, проходят ежегодно Пушкинские праздники, начало которым было положено возведением памятника Пушкину на Тверском бульваре ко дню его рождения 6 июня 1880 года.
Открытие памятника явилось праздником, на который прибыли гости и депутаты от различных, даже далёких от поэзии организаций, из многих городов России. Вначале была отслужена митрополитом Макарием обедня в соборе Страстного монастыря, за Литургией – панихида с провозглашением вечной памяти «болярину Александру». После панихиды Митрополит Макарий сказал своё слово «и сотвори ему вечную память», в котором раскрыл значение самого поэта для российской культуры, как «человека – избранника Самим Творцом».
По приходе процессии из монастыря, исполнен гимн «Коль славен» и состоялась церемония передачи памятника Комитетом «…на охранение этого народного достояния заботливости городского управления древне-престольной Москвы златоверхой».
Городской глава С.М. Третьяков в ответной речи сказал: «…Приняв памятник этот в своё владение, Москва будет хранить его как народное достояние, и да воодушевляет изображение великого поэта нас и грядущие поколения на всё доброе честное, славное».
В коллективном труде «Венок на памятник Пушкину» 1880 года издания указываются три автора памятника: ваятель, академик А.М. Опекушин, строитель, академик И.С. Богомолов и мастер каменного дела Баринов.
Памятник Пушкину был установлен на оконечности Тверского бульвара, с которого как бы поднялся поэт на площадь вместе с гуляющей публикой, и в почтительной позе остановился перед Страстным монастырём.
Первый всенародный праздник при открытии памятника дал череду Пушкинских праздников, отмечаемых вначале в юбилейные годы, а далее и доныне традиционно каждый год в день первого праздника 6 июня 1880 года.
Широко праздновались юбилейные годы, связанные с днём рождением поэта: 100-летия в 1899 году, 150-летие в 1949 году (последний год стояния памятника на своём историческом месте на Тверском бульваре), 200-летия в 1999 году.
А в 1950 году – скромно отмечался москвичами 70-летний юбилей памятника Пушкину не на Тверском бульваре, а в новообразованном сквере на месте разрушенного монастыря,
В 1937 году отмечался, как праздник, чёрный 100-летний юбилей гибели А.С. Пушкина с изображением в рост великого поэта на колокольне обречённого Страстного монастыря.
С перемещением в сквер в 1950 году, можно сказать, состоялось второе открытие памятника Пушкину, теперь лишённого своего историчекого ориентира, собора Страстного монастыря, и зелени Тверского бульвара. Выдающееся произведение монументально – декоративного искусства мирового значения, памятник Пушкину стал камнем преткновения воссозданию Страстной обители, на землю которой он был перемещён. Год за годом, община Страстного монастыря, отмечает 6 июня день рождения великого поэта, одновременно прослеживая годы стояния замечательного ему памятника на монастырской территории.
72-летний юбилей его стояния на святой земле монастыря.
А. Мелихова
29 мая 2022 года,
в воскресенье, в 14:00
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
переходящий праздник
ДЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ ПЕРВОГО ЧУДА
ОТ СТРАСТНОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ,
произошедшего
30 мая (6-е воскресение по Пасхе) 1641 года
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
Проявление первого чуда
от Страстной иконы Божией Матери в 1641 году
Таким образом, Сама Пресвятая Богородица раскрывает второе мирское значение слова «страсти», которое в дальнейшем также будет присутствовать в образе иконы «Одигитрии - Страстной», где изображены ангелы с орудиями Страстей Господа по сторонам Лика Божией Матери (Ил.1). Её отыщет болящая Екатерина по новому наказу Богородицы у иконописца Григория в Нижнем Новгороде и получит исцеление, явленное первое чудо от Страстной иконы Божией Матери 26 мая 1641 года, «…в среду шестой недели напредь Празднество Вознесения Христово…», по летописным сведениям 1.
Мы же будем ориентироваться на дату, позднее установленную Царём Михаилом Фёдоровичем Романовым – 6-е воскресение по Пасхе 2. От Страстной иконы и далее совершались многие другие чудеса, давшие основание в 1644 году для официального её признания чудотворной 3.
Для поклонения Страстной иконе стекались богомольцы из Нижегородской губернии и двух уездных городов губернии Казанской — из Чебоксар и Космодемьянска. Имеются исторические сведения о 7-ми чудесах в период 1668 – 1763 годы. В рукописи говорится, что паломники с иконами Богородицы Одигитриии, Богородицы Живоносный источник, Николая Чудотворца и Великомученика Георгия 11 июля в Палец, где их со стороны палецкого духовенства, по давнему обыкновению в честь Космодемьянской святыни,
встречали с иконой Божьей Матери животворящим крестом. На другой день 12 июля паломники возвращались домой 4.
Из другого летописного источника известно, что примерно в это же время в марийских землях вспыхнула эпидемия холеры. Население послало в Палец иконописца, который сделал список с чудотворной иконы. Как только его доставили в Козьмодемьянск и пронесли по городу крестным ходом, эпидемия прекратилась. С тех пор каждый год вплоть до Первой мировой войны жители города шли крестным ходом в Палец. Долго шли — с 4 по 18 июля 5.
Таким образом, чудодейственное свойство Страстной иконы распространялось не только на людей, обращающихся к ней с глубокой молитвой за исцелением душевных и телесных недугов. Страстная икона, как сказано в Акафисте, спасала от «… тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла».
Вместе с тем, духовное влияние чудотворной Страстной иконы Божией Матери не ограничилось местностью окрест нижегородского села Палец.
Когда в России в 1830-е годы свирепствовала холера, к игуменье Московского Страстного монастыря обратились с просьбой настоятель и прихожане храма Рождества Богородицы в Селе Верхнее Мячково МО, о написании списка со Страстной иконы Божией Матери.
Эпидемия холеры в 1830 и 1831 годах — первая в истории России вспышка холеры, самого смертоносного в XIX веке инфекционного заболевания. Вспомним Пушкина, который оказался в изоляции, и его плодотворную Болдинскую осень.
Написанную в Страстном монастыре Страстную икону Божией Матери перенесли в храм Рождества Богородицы в селе В. Мячково и установили в приделе Святого пророка Божия Илии. В истории храма сказано: «Эта икона была перенесена в храм из Страстного монастыря в XIX веке в связи с моровым поветрием, нашедшим на окружающие села. Особенно много верующих собирается на молебны пред святой иконой по воскресным дням. Самое торжественное богослужение совершается в день её празднования – 26 августа (13 по ст. ст).
Недалеко от церкви на довольно крутом спуске к реке Москве находится деревянная часовня и святой источник Страстного образа .
Имеются сведения о других случаях исцеления от холеры благодаря Страстной иконе в историческое время. Вместе с тем, сам образ Страстной иконы и в других его разновидностях, а не только из села Палец Новгородской области и глубже XVII века, являл собой спасение от людских недугов и «тлетворных ветр».
Так, проявилась Страстная икона: в городе Липецке во время холеры в округе в 1831 году (установлена в Христо – Рождественском соборе); в Зарядье в Москве во время пожара в 1547 году, после чего царь Иван Грозный принёс икону во дворец, где она прославилась многими чудотворениями, а потом поместил в церкви Зачатия св. Анны, что в Углу; в селе Енакаеве Тамбовской губернии, где исцелились слепой и несколько больных расслабленных (установлена в Благовещенской церкви в Енакаеве) 6.
Дальнейшая судьба Палецкой Страстной иконы имела государственное значение.
От иконописца Григория Страстную икону перенёс в своё имение в селе Палец и установил её в кладбищенской церкви святых Косьмы и Дамиана князь Борис Михайлович Лыков, приходившийся родственником царю Михаилу Фёдоровичу Романову. Прослышавший о чудотворной Страстной иконе царь Михаил Фёдорович повелел привезти её в Москву и встретил её у Тверских ворот Белого города с сыном Алексеем Михайловичем, Святым Патриархом и Священным собором при большом стечении народа 13 августа 1641 года 1,2,3,4.
Икона остановилась сама перед Тверскими воротами, и царь Михаил Фёдорович повелел сделать копию с иконы, возвратить в село Палец и возвести Страстной собор для иконы «на месте сем», у Тверских ворот Белого города. Им же было установлено 2 церковных ежегодных праздника: принесения в Москву Страстной иконы 13 августа и первого проявления ею чудотворных свойств в 6-е воскресение по Пасхе.2
В 1646 году его сыном царём Алексеем Михайловичем на месте остановки иконы достроен Страстной собор, в 1654 году основан у его стен девичий Страстной монастырь 2.
К сожалению, судьба подлинной иконы, возвращённой царём с подобающей честью и благочинием в село Палец, пока не выяснена.
Известно, что икона была увезена в построенный для неё храм в селе Палец, вначале деревянный, в 1680 году каменный с тремя престолами: помимо главного, в честь святой великомученицы Екатерины и святых мучеников Гурия, Самона и Авива 5.
Храм пятиглавый, с центральной световой главой и 4-х скатной кровлей, двустолпный, с пристроенной к ней с запада длинной трапезной. Отдельно стоящая, но на той же продольной оси храма восьмигранная колокольня с куполом и главой - более поздней постройкисм.4.
Известно и то, что в 1934 году церковь разорили, а икона исчезла 5.
Остаётся надеяться, что Страстная икона письма иконописца Григория рано или поздно будет обнаружена, в том числе в запасниках центральных и местных музеев.
Исторически прослеживается связь далёкого от столичного града Москвы села Палец, родовой обители Страстной иконы, с Московским Страстным монастырём, построенным за чертой Белого города, потом оказавшимся на самой оживлённой Страстной (ныне Пушкинской) площади.
Если от разрушенного в годы лихолетья начала XX века Страстного монастыря уцелело лишь одно строение (доходный дом), то храм и его колокольня в честь иконы Божией Матери «Одигитрии - Страстной» в селе Палец сохранились, хотя и значительно разрушенном состоянии (Ил.1).
Храма Одигитрии Страстной в селе Палец, 2011 год
Удивительный адрес имеет храм в честь иконы Божией Матери Одигитрии-Страстной: ул. Кельи, 6, село Палец Перевозского района Нижегородской области.
Что нужно, по мнению прихожан, чтобы возродился храм, - «Крепкая вера и горячая молитва, неравнодушное сердце и великий труд. А главное — помощь Божия. Вот поднимется храм, и, кто знает, может, тогда и явит себя людям «Страстная» чудотворная икона Богородицы, исцелившая много лет назад рабу Божию Екатерину»см.5.
1 «Повесть о явлении Пресвятаго и Чудотворнаго образа Пресвятые Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Честнаго Славнаго Ея Одигитрия, а нарицается образъ Одигитрия Матерь Божия Страстныя». XVIII век. 12 листов. РГБ, ф.310, л. 3об, №405
2 Токмаков И.Ф. «Статистическое и археологическое описание Московского Страстного девичьего монастыря». М.: Типография Л.Ф. Снегирёва, 1897.
3 Макарий, архиман. "Памятники церковных древностей. Нижегородская губерния", Спб, 1857 г. Описание Одигитриевской церкви села Палец Нижегородского уезда
4 Село Палец и «Сказание о Страстной иконе Богородицы Палецкой». И.Д. Сироткина, С.В. Сироткин. (Текст статьи взят из сборника “Мининские чтения” 2012 года). «Сказание о Палецкой иконе». РГБ.Ф.29.(Беляев). №67.3
5«Ведомости Нижегородской митрополии» , 4 (136) 22 февраля 2018 «Может, явит себя Богородица…»
6 Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г.
А. Мелихова
22 мая 2022 года
в Пушкинском сквере состоялись молитвенные мероприятия.
Престольный праздник Страстного монастыря,
посвящённый святителю Николаю Чудотворцу - состоялся!!!
Собралось более пятидесяти человек, взрослых, детей, именинников)))
Страстная/Пушкинская площадь была залита солнечным светом!
Вновь выстроился живой иконостас - хоругви и святые иконы в руках у молитвенников.
Сопровождал Крестный ход и колокольный звон,
пусть это были всего лишь колокольчики!
И радость, радость во всём!
КАЗАЛОСЬ, В КОТОРЫЙ УЖЕ РАЗ, С НАМИ БЫЛ САМ СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!
Выборочные фотографии
Протоиерей Алексий Гомонов, батюшка, и общинники Страстного монастыря
читают акафист свт. Николаю у памятного камня Страстному монастырю..
Ниже – фрагментарные фотографии молебна и Крестных ходов окрест
исторической территории монастыря и по улице Малая Дмитровка
Фотографии Н. Мирек и р.Б. Параскевы
22 мая 2022 года,
в воскресенье,
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
ДЕНЬ ПЕРЕНЕСЕНИЯ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ И
ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ ИЗ МИР ЛИКИЙСКИХ В БАР
В планах общины:
Крестный ход из храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках
в Пушкинский сквер на молебен Святителю Николаю.
Начало Крестного хода из храма Успения
15:15,
начало молебна
15:30,
возглавит молитвенное мероприятие
настоятель храма Успения протоиерей Алексий Гомонов.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
День перенесения мощей Святителя Николая Чудотворца
из Мир Ликийских в Бари,
(память 22 мая)
При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого; не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его начали - и продолжают по сей день - источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения.
Прошло семьсот с лишним лет после кончины Угодника Божьего. Город Миры и вся Ликийская страна были разрушены сарацинами. Развалины храма с гробницей святителя были в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами.
В 1087 году святитель Николай явился во сне одному апулийскому священнику города Бари (в южной Италии) и повелел перенести его мощи в этот город.
Пресвитеры и знатные горожане снарядили для этой цели три корабля и под видом торговцев отправились в путь. Эта предосторожность была нужна для того, чтобы усыпить бдительность венецианцев, которые, проведав о приготовлениях жителей Бари, имели намерение их опередить и привезти мощи Святителя в свой город.
Баряне, окружным путем, через Египет и Палестину, заходя в порты и ведя торговлю, как простые купцы, прибыли, наконец, в Ликийскую землю. Посланные разведчики сообщили, что никакой стражи у гробницы нет, и ее охраняют только четыре старика монаха. Баряне пришли в Миры, где, не зная точного местоположения гробницы, пытались подкупить монахов, предложив им триста золотых монет, но ввиду их отказа, применили силу: связали монахов и, под
угрозой пыток заставили одного малодушного указать им местонахождение гробницы.
Чудесно сохранившаяся гробница белого мрамора была вскрыта. Она оказалась наполненной до краев благоуханным миром, в котором и были погружены мощи святителя. Не имея возможности взять большую и тяжелую гробницу, баряне переложили мощи в заготовленный ковчег и отправились в обратный путь.
Путешествие длилось двадцать дней, и 22/ 9мая 1087 года они прибыли в Бари. Великой святыне была устроена торжественная встреча при участии многочисленного духовенства и всего населения. Вначале мощи святителя были помещены в церкви святого Евстафия.
Множество чудес происходило от них. Через два года была закончена и освящена нижняя часть (крипт) нового храма и во имя святого Николая, сооруженного нарочито для хранения его мощей, куда они и были торжественно перенесены папой Урбаном Вторым 1 октября 1089 года.
Верхняя часть храма (базилика) была построена значительно позже - 22 июня/5 августа 1197 года.
Служба святителю, совершаемая в день перенесения его мощей из Мир Ликийских в Барград – 22/9 мая - была составлена в 1097 году русским православным иноком Печерской обители Григорием и русским митрополитом Ефремом»1.
Русские паломники посещали Базилику с мощами свт. Николая с XV века. Отметим посещение мощей своего небесного покровителя Николаем Александровичем Романовым, тогда ещё наследником престола, 10 ноября 1892 года. Покровительствовал он, и будучи императором Николаем II, созданному в 2011 году так наз. Барградскому Комитету по возведению Подворья свят. Николая в Бари Русской Православной церкви. Он лично одобрил проект А.В. Щусева Свято - Никольского храма и других строений в Подворье РПЦ на приобретённой земле в г. Бари вблизи Базилики с мощами Святителя Ил.1)2.
Комплекс Подворья был построен в 1913 – 15 годы в Псково – Новгородском стиле, являл собой уголок культуры и быта православной России в месте нахождения мощей любимого на Руси святителя Николая Чудотворца. У входа в храм в 2001 году была установлена замечательный памятник свт. Николаю с поднятым мечом и православным храмом в руках (скульптор Вячеслав Клыков)3.
Подворье пережило нелёгкие времена: I Мировой войны и в предреволюционные и последующие годы революцию, гражданскую войну и установления советской власти в России, вплоть до продажи земли значительной части Подворья Муниципалитету города Бари в 1937 году.
свт.Николаю у входа в него (ск. Вяч. Клыков)
1 Сайт храма Святителя Николая Мирликийского в Бирюлёве (Москва).
2 Сайт Патриаршего подворья свт. Николая Чудотворца в Бари_о Подворье
3 Сайт NEWS. Ru.com, 12 сент. 2001, «Памятник свт. Николаю установлен в г. Бари»
А. Мелихова
выборочные фотографии молитвенного мероприятия
общины Страстного монастыря
8 мая 2022 года,
памятный день святых жён – мироносиц
у памятного камня Страстному монастырю
Община у входа в строение Страстного монастыря в Малом Путинковском пер.,
по завершении молитвенного мероприятия
10 мая 2022 года,
во вторник, в 14:00
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
ДЕНЬ ПАМЯТИ О ПРМЦ. МАРИИ (НОСОВОЙ),
послушницы Страстного монастыря
В планах общины:
Чтение акафиста у памятного камня Страстному монастырю
и традиционный крестный ход
вокруг исторической территории монастыря.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
Память о послушнице Страстного монастыря
прмц. Марии (Носовой).
(память 10 мая)
12 сентября 1927 года в Московский Совет рабочих, крестьянских
и Красноармейских депутатов поступает заявление от Приходской общины при церкви бывшего Страстного монастыря, обеспокоенной сообщением Вечерней Москвы об ином музейном её назначении, «…оставить церковь бывш. Страстного монастыря в пользовании нашей Приходской Общины, которой она передана по договору от 27 марта 1919 года»1).
Дальнейшая судьба Страстного собора известна: в 1929 году он был превращён в Центральный антирелигиозный музей Союза безбожников СССР, в 1937 году снесён с лица земли, а подписавший обращение священник Феодор Алексинский расстрелян и захоронен на Бутовском полигоне, вслед за ним в 1938 году монахини монастыря Вера Морозова и София Селивёрстова, ныне причисленные, как и священник Феодор, к Новомученикам Государства Российского. Известны другие имена: преподобномучениц Евдокии (Павловой) и Марией (Носовой), а также послушниц Пелагии (Павловой) и Параскевы (Цапуриной) из Московского Страстного монастыря, которые обитали вместе с Верой Морозовой и Софией Селивёстовой, в так наз. «Домашнем монастыре» на улице Палиха в Москве (1926 – 1938 гг.) 2).
2) Е. Денисов, «Домашний» монастырь на улице Палиха (1926-1938). Новомученици Московского Страстного монастыря Вера Морозова, Евдокия (Павлова), Мария (Носова), София (Селивёрстова), АНО НИЦ «Приходские истории», М., 2017.
послушнице Страстного монастыря (память 10 мая)
Составитель жития игумен Дамаскин (Орловский)
Источники:
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Апрель». Тверь. 2006. С. 288-289 Библиография Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том IV. Тверь, 2006. /. С. 97-98. ГАРФ. Ф. 10035, д. П-18155. ИЦ ГУВД Новосибирской обл. Ф. 34, д. 17943.
9 мая 2022 года,
в понедельник, в 14:00
в Пушкинском сквере
члены общины Страстного монастыря по желанию отмечают
ДЕНЬ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
чтением акафиста Страстной иконе Божией Матери
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
77 лет
со Дня Великой победы!
Прошло 77 лет, но люди, пожилые и молодые, продолжают отмечать
в основе трагический праздник Великой победы, которая досталась
ценой многочисленных жизней и неимоверных страданий.
И этот праздник со слезами на глазах со временем становится всё более светлым.
В Москве и многих городах есть памятные места и горит Вечный огонь, куда приходят люди отдать дань памяти и сказать спасибо тем, кто сохранил нам мир и жизнь.
Без этой Победы многих из нас могло не быть на белом свете.
на Пушкинской площади.
О месте размещения памятника практически знали все. И после войны к памятнику Пушкину на Тверском бульваре приходили и приезжали люди в надежде встретить потерявшихся родных и близких. Таких знаковых мест в Москве было два: Большой театр на Театральной площади и памятник Пушкину на Тверском бульваре.
И зачем только перетащили в 1950 году памятник Пушкину по другую сторону Тверской улицы, развернули против солнца и света и установили в сквере, где стоял Страстной монастырь?
Но это уже другая тема, над которой с 2006 года работает община Страстного монастыря, ставящая цель возвратить памятник Пушкину на Тверской бульвар и возродить в будущем Страстной монастырь.
В настоящее время укрепилась новая традиция отмечать 9 мая - День Победы
в виде шествий с портретами участников Великой Отечественной войны из семейных архивов. Сама суть идеи – личная память о семье в тяжёлые годы войны на фронтах и станках в тылу. В результате складывается историческую память страны.
Люди начинают открывать семейные архивы, отыскивать сведения о своих родных и близких в государственных учреждениях.
Становятся крепче семьи, возрастает чувство патриотизма к своей стране.
«У нас нет никакой, и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма... Никакой другой идеи мы не придумаем, и придумывать не надо... – сказал президент страны Владимир Путин. – Наш священный долг – быть верными великим ценностям патриотизма, хранить память о подвиге отцов и дедов, чтить наших ветеранов».
Начало идеи шествия жителей под названием Бессмертный полк было положено в Тюмени в 2007 году, со временем распространившейся по городам и поселениям.
С 2018 года шествие Бессмертного полка объявлено официально всероссийской акцией и всё более приобретает международное значение.
В 2018 году представители общины Страстного монастыря участвовали в шествии Бессмертного полка с иконами Страстной Божией Матери в руках.
Здесь прослеживается идея слияния Крестного хода мирян с иконами святых, как духовное сопровождение и защита Бессмертного полка – шествия граждан с портретами участников ВОВ, многие из которых были верующими православными воинами.
Руководство и народ страны, принимая вынужденно, онлайн формат праздника,
не теряют надежды в ближайшее время вернуться к очному проведению акции Бессмертный полк в России.
И это произошло 9 мая 2022 года:
по всей стране прошла акция Бессмертного полка в виде шествия людей с портретами родных и близких, участников Великой Отечественной войны.
В Москве возглавляемые президентом России колонны людей прошли
через Красную площадь.
«Многие в России не знают, что взятие Берлина и подписание акта капитуляции фашистской Германии в 1945 году совпало с празднованием Православной Пасхи. Пасха в этот год праздновалась 6 мая. Именно 6 мая началась процедура подписания безоговорочной капитуляции. Сначала немцы пытались тянуть время, но когда часы уже перешли полночь в 00:40 7 мая были достигнуты последние договоренности и в 2:41 акт о капитуляции был подписан в Реймсе.
Да, потом Сталин потребовал, чтобы акт был подписан повторно в Берлине 8 мая в 23:00 по Европейскому времени и 01.00 уже 9 мая по Московскому времени.
Поэтому можно смело сказать, что подписание акта о безоговорочной капитуляции нацистской Германии началось 6 мая на Пасху и закончилось в 01.01 9 мая по Московскому времени на Светлой Пасхальной неделе.
Христос был рядом со Святой Русью и великомученник Георгий Победоносец тоже, так как 6 мая - день памяти Святого Георгия и он в 1945 году совпал с Пасхой.
Именно это мы и пытались донести своим флешмобом на фото, который мы устроили с помощью дорогого батюшки, отца Василия Биксей, настоятеля храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле.
Русь Святая храни Веру Православную, в ней же тебе утверждение»
Андрей Кормухин 9 мая 2019 г.
Знаменательно - Парад Победы 24 июня 1945 года пришёлся на Троицу.
Ещё интересно знать, что до революции военные отмечали свой профессиональный праздник не 23 февраля, а в день Георгия Победоносца. В этот день проводились и парады. А самой почетной воинской наградой был Георгиевский крест.
8 мая 2022 года,
в воскресенье, в 14:00
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
ДЕНЬ СВЯТЫХ ЖЁН - МИРОНОСИЦ
В планах общины:
в Пушкинском сквере, у памятного камня Страстному монастырю состоится
чтение акафиста и традиционный крестный ход
вокруг исторической территории монастыря.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
община Страстного монастыря поздравляет всех православных женщин
с Днём памяти святых жён – мироносиц:
Марии Магдалины, Марии Клеоповы, Саломии, Иоанны, Марфы, Марии, Сусанны.
Они принимали Иисуса Христа в своих домах, были свидетельницами
Его крестных страданий.
Жёны – мироносицы олицетворяли мир, доброту и заботливость, исполнения с любовью
своего предназначения, в том числе молитвенное служение в обителях, как это
веками происходило в стенах девичьего Страстного монастыря.
С течением времени День памяти святых жён – мироносиц стал отмечаться,
как Православный женский день
Итоги молитвенных мероприятий общины Страстного монастыря
на исторической территории Страстного монастыря,
во все дни Страстной Седмицы, на Пасху и
в Светлый Понедельник! Вот как это было:
приносить свои дорогие сердцу
иконы и предметы,
которые устанавливали у основания
памятного камня Страстному монастырю
молитвенников в пред пасхальные и Пасхальные дни
Совпадение
Одновременно: сделано это фото и Елене пришло сообщение
о том, что сошел Благодатный Огонь.
Христос Воскресе!
Дорогие братья и сестры!
Поздравляем с праздником Пасхи,
Светлым праздником Воскресения Христова!
и сущим во гробех живот даровав».
Тропарь праздника
Светлое Христово Воскресение, ПАСХА
(переходящий праздник; в нынешний 2022 год приходится
на 24 апреля; дни Светлой Седмицы 25 – 30 апреля.
Праздник Пасхи община традиционно отмечает ежедневным чтением в эти дни
Акафиста Страстной иконе Божией Матери
20 апреля 2022 года,
в среду, в 14:00
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
ДЕНЬ ПАМЯТИ О ПРМЦ. ЕВДОКИИ (ПАВЛОВОЙ),
послушницы Страстного монастыря
Чтение акафиста у памятного камня Страстному монастырю
и традиционный крестный ход
вокруг исторической территории монастыря.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
Память о послушнице Страстного монастыря
прмц. Евдокии (Павловой)
память 20 апреля
12 сентября 1927 года в Московский Совет рабочих, крестьянских и Красноармейских
депутатов поступает заявление от Приходской общины при церкви бывшего Страстного
монастыря, обеспокоенной сообщением Вечерней Москвы об ином музейном её
назначении, «…оставить церковь бывш. Страстного монастыря в пользовании нашей
Приходской Общины, которой она передана по договору от 27 марта 1919 года» 1).
Дальнейшая судьба Страстного собора известна: в 1929 году он был превращён в
Центральный антирелигиозный музей Союза безбожников СССР, в 1937 году снесён с
лица земли, а подписавший обращение священник Феодор Алексинский расстрелян и
захоронен на Бутовском полигоне, вслед за ним в 1938 году монахини монастыря Вера
Морозова и София Селивёрстова, ныне причисленные, как и священник Феодор, к
Новомученикам Государства Российского. Известны другие имена: преподобномучениц
Евдокии (Павловой) и Марией (Носовой), а также послушниц Пелагии (Павловой) и
Параскевы (Цапуриной) из Московского Страстного монастыря, которые обитали вместе с
Верой Морозовой и Софией Селивёстовой, в так наз. «Домашнем монастыре» на улице
Палиха в Москве (1926 – 1938 гг.) 2)
2) Е. Денисов, «Домашний» монастырь на улице Палиха (1926-1938). Новомученици
Московского Страстного монастыря Вера Морозова, Евдокия (Павлова), Мария (Носова),
София (Селивёрстова), АНО НИЦ «Приходские истории», М., 2017.
3) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Апрель».
Тверь. 2006. С. 123-125 и ГАРФ. Ф. 10035, д. П-18155, л. 40-41, 53 об.
Справка о житии и кончине прмц. Евдокии (Павловой),
послушнице Страстного монастыря (память 20 апреля)3)
Составитель игумен Дамаскин (Орловский)
Послушницу Евдокию арестовали 25 октября 1937 года и, заключив в Бутырскую тюрьму,
в тот же день допросили. Следователь спросил послушницу, был ли кто из ее
родственников арестован советской властью и кому она оказывала помощь из
находящихся в заключении. Послушница ответила, что посылала посылку в лагерь
племяннику, а также находящемуся в узах священнику.
– Следствие располагает данными, – заявил ей следователь, – что вы среди окружающих
вели антисоветские разговоры, дайте по этому вопросу правдивые показания.
– Я никогда антисоветских разговоров не вела, – ответила послушница.
На этом допросы были закончены, и стали вызываться свидетели. Был вызван сосед
послушниц по дому; он показал, что никаких антисоветских разговоров от монашек не
слышал, – лишь однажды, проходя мимо, услышал, что они промеж себя говорили, что
им, старухам, негде теперь помолиться; видел также, что приходил к ним несколько раз
священник.
Во время его рассказа следователь что-то писал в протоколе допроса – как предположил
свидетель, записывал то, что он говорил, а затем попросил расписаться. Свидетель
поставил подпись, не читая протокола допроса, в котором следователь написал будто бы
послушницы вели антисоветскую и контрреволюционную деятельность.
Затем в качестве свидетельницы была вызвана соседка послушниц, работавшая
надзирательницей в Бутырской тюрьме; она показала, что проживающие в их доме
послушницы ведут контрреволюционную агитацию, часто их квартиру посещают
социально чуждые люди: попы, дьячки и другие служители культа, с соответствующими
разговорами на политические темы.
16 ноября 1937 года один из следователей, начальник Свердловского районного отдела
УГБ НКВД по Московской области Белышев, ведший дело монахинь и послушниц,
составляя обвинительное заключение, написал: «После ликвидации Страстного
монастыря, группа монашек поселилась в одной квартире, в которой организовывали
нелегальные моления. Будучи враждебно настроены к советской власти, среди
окружающих вели систематическую контрреволюционную агитацию, в процессе которой
распространяли клеветнические измышления о жизни трудящихся, всячески
дискредитировали отдельные мероприятия партии и правительства».
19 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила послушницу Евдокию к десяти
годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 27 декабря 1937 года она
вместе с этапом прибыла в Мариинский распределитель Сиблага. Послушница
Евдокия Павлова скончалась 20 апреля 1939 года в исправительно-трудовом лагере НКВД
в Новосибирской области и была погребена в безвестной могиле.
В 1940 году одна из арестованных послушниц потребовала пересмотра дела, и
тогда снова были допрошены свидетели. Вместо надзирательницы Бутырской тюрьмы
пришла ее сестра, жившая в том же доме, которая показала, что ее сестра на допрос «сама 3
явиться не может, так как она осуждена за клевету… к двум годам лишения свободы…»
«Я… знала жильцов нашего дома, бывших монашек… – сказала она. – Плохого я о них
ничего не знаю, антисоветских разговоров никогда от них не слышала. Они были очень
трудолюбивые…». Несмотря на оправдывающие свидетельские показания, приговор не
был отменен, на том основании, что арестованные долгое время находились в монастыре
и поэтому принадлежат к социально опасным элементам.
Община Страстного монастыря
поздравляет вас с наступающим праздником ПАСХИ,
включая праздники и памятные даты,
предваряющие праздник и завершающие его.
Поздравляем с наступающим праздником
ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ,
Вербным Воскресением!
17 апреля 2022 года
Это праздник с дыханием весны в природе
живыми веточками вербы, сопровождающими
Вход Господень в Иерусалим.
община отмечает
СТРАСТНУЮ СЕДМИЦУ ПЕРЕД ВОСКРЕСЕНИЕМ ХРИСТОВЫМ,
как престольный праздник Страстного монастыря
во имя Страстной иконы Божией Матери.
Изначально Страстной монастырь возводился как место глубокого покаяния, совершаемого царями и народом в Страстную седмицу перед Пасхой, главным праздником на Руси.
Девичий Страстной монастырь имел сакральное значение не только для Москвы, но и всей России. Это был единственный в стране монастырь с посвящением Страстной иконе Божией Матери.
Роль предвестника Воскресения Христова исстари была отведена Страстному монастырю, с колокольни которого по сигналу Главного Успенского колокола Кремля веками традиционно начинался всеобщий праздничный звон колоколов всех церквей и монастырей Москвы.
Восстановится Страстной монастырь – оживёт колокольный звон в центре Москвы, где были утрачены в богоборческое время многие храмы. И люди будут с волнением, как встарь, ожидать после благовеста Большого Успенского колокола Кремля того самого звона с колокольни Страстного монастыря, означающего начало праздника Пасхи.
Со временем будет открываться для большего числа людей глубокий духовный смысл в самой Страстной иконе Божией Матери – всеобщее покаяние в Страстную седмицу и последующее Воскресение Христово, означающее и очищение душ человеческих.
(Кудрявцев М.П. Москва – Третий Рим, изд. Сол Систем, 1994).
Страстной монастырь – справа, второй, напротив башни Белого города.
Страстную седмицу и предстоящее Воскресение Христово - праздник Пасхи
символизирует собой Страстной монастырь, единственный в России с посвящением
Страстной иконе Божией Матери.
7 апреля 2022 года ,
в день Благовещения Пресвятой Богородицы,