К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Престол Страстного монастыря
В Страстном монастыре к моменту его закрытия в 1929 году было четыре храма
и 9 престолов:
Схема генплана Страстного монастыря 1911-1937 гг..
Надвратная церковь прп. Алексия человека Божьего была устроена в 1692 году
Н. Нарышкиной, супругой почившего царя Алексея Михайловича во имя его небесного
покровителя. В этих целях старая колокольня была надстроена 3-им этажом. И в новой
колокольне по проекту М.Д. Быковского храм размещён на 3-м этаже.
Схема плана 3-го этажа новой колокольни сер. XIX века М.Д. Быковского
И старая, и новая колокольня по проекту М.Д. Быковского имели в основании с двух
сторон протяжённые ярусы, ступенчато переходящие в столпообразный четверик,
завершающийся восьмигранником уровня звона.
Вид колокольни XVII века
Вид колокольни сер.XIX века М.Д. Быковского
Боковой и дворовый фасад
Храм прп. Алексия человека Божьего и в новой колокольне был небольшого размера,
богато и искусно оформлен. Иконы работы известного художника В.В. Пукирёва.
Созданная им икона прп. Алексия человека Божьего не сохранилась, однако в
литературном источнике приводится её рисунок и отмечается, что святой представлен на
иконе, «как живой».1
Вместе с тем, существуют копии с иконы святого в Страстном монастыре. Одна из них
1905 года, литография из Киево-Печерской Лавры, представлена вверху текста.
Колокольня Страстного монастыря в Пушкинском сквере,
Уместно напомнить об известном факте посещения Страстного монастыря в 1871 году
Его Королевским Высочеством Принцем Фридрих-Карл Прусским, который поднимался
на колокольню (возможно только на уровень церкви на 3-ем этаже), чтобы любоваться
панорамой Москвы. По его словам, действительно, «вид изумительный». Можно
предположить, что и в действующей по воссоздании колокольне могут быть
позволительны посещения горожанами площадок звона и беседки, открытых для
любования Москвой на все 4 стороны.
Фрагмент воссозданной Страстной (Пушкинской) площади
А воссозданная надвратная церковь прп. Алексия человека Божьего в колокольне
Страстного монастыря будет исполнять предназначенную ей функцию - служить
молитвенным местом:
Воссозданный храм прп. Алексия человека Божьего
Расцвет Алексеевского монастыря связан с именем игуменьи Антонии (Троилиной)
(1871-1897), духовной дочери митрополита Московского Филарета (Дроздова). В
частности, монастырь приобрёл землю, где был построен храм Всех Святых, основано
училище по подготовке православных учительниц. Под её руководством монастырь был
капитально отремонтирован, построены новые корпуса и богадельня, благоустроена
территория. Напомним, игуменья Антония (Троилина) до её перевода в Алексеевский
монастырь управляла Московским Страстным монастырём (1862-1871). 1,2
А. Мелихова
Литография по рисунку А.Феррари, 1860 год
Mитрополит Филарет Московский и Коломенский.
Не знаю, была ли особенная мысль, которая бы управляла намерением посвятить имени
преподобного Алексия, человека Божия, храм, созданный над вратами обители. Но мне в сих
вратах встречаются мысли, мимо которых пройти без внимания было бы не безвинно.
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
Памятная дата Страстного монастыря –
2 (15) марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви села Коломенское была найдена
большая почерневшая от времени икона Божией Матери. Пречистая сидит на троне с
короной на голове; в руках царские регалии – скипетр и держава. На Её коленях
восседает Младенец Христос, указующий перстом на державу. Вверху на Небесах -
благословляющий их Господь.
Государь ещё ранее, в феврале, должен был знать о поисках иконы Божией Матери,
привидевшейся, по преданию, жительнице слободы Перерва Бронницкого уезда в двух
снах с требованием найти в белой церкви в селе Коломенском «чёрную» икону и сделать
её «красной».
Икона вернулась в бывшую царскую резиденцию великих князей и царей. Деревянный
храм Казанской Божией Матери был построен первым царём Дома Романовых в 1630-е
годы в память об избавлении от польско-литовских интервентов в 1612 году. Стал
каменным при Алексее Михайловиче и служил домовой церковью, а в к.XVIII века стал
приходским, за ненадобностью знаменитого дворца Алексея Михайловича, с которым
соединялся переходом.
Торжественный въезд в Москву на коронацию Николая II
Известны посещения Страстного монастыря Государём с супругой, в т. ч. в Страстную
седмицу, зафиксированные на фотографиях предреволюционного времени.
Посещение Страстного монастыря Государём Николаем II и Государыней
Община Страстного монастыря с 2006 года совершает молитвенные мероприятия за
воссоздание обители на своём историческом месте, окормляемая настоятелем храма
Успения Пресвятой Богородицы в Путинках протоиереем Алексием Гомоновым.
Для общины, чтущей память о последнем
Государе Российском, чрезвычайно важно
единомыслие с духовным наставником,
который является также исполняющим
церковное служение в построенным им
храме Святых Царственных
Страстотерпцев в Аляухово МО.
А. Мелихова
10 ФЕВРАЛЯ ДЕНЬ ПАМЯТИ Александра Сергеевича ПУШКИНА.
10 февраля 1837 года
100-летие гибели А.С. Пушкина отмечалось на Пушкинской площади торжественно, почти празднично, с изображением поэта в рост на обречённой к сносу колокольне. Страстной монастырь был снесён осенью того же года.
В советское время трактовка образа поэта была односторонне направлена на навязываемое ему атеистическое мировоззрение.
Рисунок А.С. Пушкина Страстного монастыря
(предположительно)
Знаменательно совпадение памятных дат, приходящихся
«Господи и Владыка живота моего, дух праздности,
Отцы - пустынники и жены непорочны,
Отцы-пустынники и жены непорочны...
Некоторые исследователи предполагают, что вполне могла произойти встреча Александра Сергеевича с преподобным Серафимом Саровским, судя по переменам в творчестве поэта. И, возможно, это батюшка Серафим изображен поэтом на полях стихотворного переложения молитвы прп. Ефрема Сирина.
Чудный сон мне Бог послал:
Здесь исследователи видят некое явление самому поэту с предсказанием близкого завершения его жизни.4
Похоронили Пушкина по его желанию в Святогорском монастыре, у алтарной стены Свято-Успенского собора, где были захоронены его предки по линии Ганнибалов.
Источники:
А. Мелихова
Преставление и второе обретение мощей
Преподобный Серафим сам предсказал, что мощи его будут найдены, а затем во время
гонений за веру православных христиан снова утрачены, как и произошло впоследствии.
Предсказанное им гонение на христиан коснулось также почивших, во святых
прославленных исповедников. Мощи прп. Серафима, хранившиеся в Дивеевском
монастыре под Арзамасом, были вскрыты 17 декабря 1920 г., а 16 августа 1921 г. закрыты
и увезены в неизвестном направлении. В дальнейшем о мощах было известно, что они
выставлялись для обозрения в антирелигиозном музее московского Страстного
монастыря.1
Вновь обретённые мощи любимого в народе святого были торжественно перенесены в
Александро-Невскую Лавру, а через месяц – в Москву в Богоявленский собор. Тогда же
было принято и решение о постоянном месте пребывания останков - в Свято–Троицком
соборе Серафимо-Дивеевской женской обители в Дивееве. И уже 1 августа 1991 года
Патриарх Алексей II служил там молебен.
Проект приспособления Страстного собора 1928 года
Самой кощунственной и потому оказавшейся в результате провальной идеей явилось
обустройство в Страстном соборе атеистического музея.3
Несмотря на приобретённый статус памятника, Страстной собор претерпел
разрушительную перестройку для целей размещаемого в нём музея, таким и был взорван в
1937 году вместе с идеей размещения в нём святотатственного объекта.
Источники сведений:
А. Мелихова
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
В планах общины:
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
4 января
Св. вмц. Анастасия Узорешительница
В Страстном монастыре к моменту его закрытия
в 1929 году было 4 храма и 9 престолов:
Схема генплана Страстного монастыря 1911-1937 гг.
Собор был 2-х уровневый, с развитой алтарной частью и выдвинутыми алтарями
первого уровня по отношению ко второму. Престол во имя св. вмц. Анастасии
Узорешительницы размещался на 1-ом уровне, со стороны проезда Страстного бульвара.
Схема плана нижнего уровня и место размещения престола
Престол во имя св. вмц. Анастасии Узорешительницы был основан ввиду передачи
Страстному монастырю в 1841 году княгиней Еленой Цициановой честной главы св. вмц.
Анастасии Узорешительницы, помещённой в серебряную вызолоченную гробницу (дар
Грузинских царей). В свою очередь, мощи перешли к царям Грузии из греческой церкви
в честь св. Анастасии и стали их домовой святыней после падения Константинополя.
Ковчег с мощами честной главы
Как могла оказаться святыня Московского Страстного монастыря в Греции, не столь уж
важно. В ситуации не востребованности мощей святых в советской России можно считать
реальным возвращение святыни монахами мужского монастыря близ Салоник (Греция),
освященного ещё в IX веке в честь св. вмц. Анастасии Узорешительницы.
Источники сведений:
А. Мелихова
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
В планах общины:
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
Престол Страстного монастыря
В Страстном монастыре к моменту его закрытия
- 5 престолов в Страстном соборе: Страстной иконы Божией Матери, Михаила
Архангела и Св. Николая (равно временных строительству собора в 1646 г.),
вмц. Анастасии Узорешительницы (1841 г.) и прп. Нила Столобенского (1899 г.);
Схема генплана Страстного монастыря 1911-1937 гг.
Собор был 2-х уровневый, с развитой алтарной частью и выдвинутыми алтарями
первого уровня по отношению к алтарям 2-го уровня. Престол во имя Святителя
Николая размещён на первом уровне собора, со стороны Б. Путинковского пер. и
ул. Малая Дмитровка.
Схема плана нижнего уровня и
Вид Страстного собора за стенами Белого города
Престол во имя Святителя Николая является одновременным с престолами
Страстной иконы Божией Матери и Архангела Михаила.
Напомним, Страстной монастырь не был монастырём-сторожем, а святыней
Москвы во имя Страстной иконы Божией Матери. И появление в нём престола
Святителя Николая означает привлечение мощных духовных сил для защиты града
Москвы от неприятеля, да и самого Страстного монастыря, безобидной девичьей
обители за стенами Белого города.
1)
Р. Цеханский «Николин Крест в Китай-городе», Кадашевские чтения: сборник
докладов, вып.25, М., 2020, с.106-114).
А. Мелихова
Престол Страстного монастыря
В Страстном монастыре к моменту его закрытия
- 5 престолов в Страстном соборе: Страстной иконы Божией Матери, Михаила
Архангела иСв. Николая (равно временных строительству собора в 1646 г.),
вмц. Анастасии Узорешительницы (1841 г.) и прп. Нила Столобенского (1899 г.);
Схема плана верхнего уровня Страстного собора и место
Вид на иконостас престола прп. Нила Столобенского
А. Мелихова
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
В планах общины:
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
Престол Страстного монастыря
- 5 престолов в Страстном соборе:
Схема генплана Страстного монастыря 1911-1937 гг.
План 1-го этажа Страстного собора с престолом
Вид дворика за Страстным собором. Справа – торцевая стена собора с тремя
Основание престола Архангела Михаила в Страстном соборе связано с волей
царя Михаила Фёдоровича Романова доставить в Москву чудотворную Страстную
икону Божией Матери, что и произошло в 1641 году.1) Однако по Преданию,2)
кони со Страстной иконой «встали» перед въездной Тверской башней Белого
города. Икона, предназначенная для поклонения ей всем народом вне всякого
звания, «не захотела» войти в город и оказаться в царской резиденции.
Архангел Михаил. Старинная икона
А в Московском Кремле первый храм во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех
появился ещё в середине XIV века в связи с исцелением святителем Алексием
ослепшей Тайдулы, супруги хана Джанибека, что произошло в день воспоминания
церковью Чуда Архангела Михаила в Хонех. В память об этом событии, Святитель
Алексий заложил и построил храм во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех, а
позже и Чудов монастырь.3)
Чудо Архангела Михаила.
Другого монастыря во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех, действительно, на
Руси не было. Но храмы и престолы в храмах с таким посвящением были и есть,
многие действующие. Среди них - храм во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех в
селе Былово, близ города Троицк, вотчине Симонова монастыря, главного сторожа
с юга Москвы и тесно связанного с Кремлём, и более отдалённо со Страстным
монастырём.
Храм во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех
В современной Памятке о храме Архангела Михаила и чуда его в Хонех в селе
Былово сказано: «… Наш храм, словно малая капелька слёзная, отразившая в себе
судьбы трёх великих Московских обителей – Страстной, Симоновой и Чудовой».
Это было сказано в 2012 году, когда можно было только мечтать о воссоздании
кремлёвского Чудова монастыря.
После разрушения монастыря в годы лихолетья и вплоть до настоящего времени,
Страстной монастырь всё более приобретает значение памятника Покаяния
народов России о соделанном властью и людьми злом в годы лихолетья XX века и
последующего Воскресения, победы над ним. Святыни не подлежат утратам.
А. Мелихова
К сведению посетителей сайта
В планах общины:
В честь праздника и в память исторических Крестных ходов вдоль стен Белого города, многие члены общины Страстного монастыря (на личное усмотрение каждого)
с 2007 года совершают шествие 4 ноября по Бульварному кольцу, начиная свой путь протяжённостью более 10 км с Тверского бульвара и завершая на Страстном бульваре.
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
О празднике Казанской иконы Божией Матери
Для общины Страстного монастыря праздник Казанской иконы
Божией Матери имеет особенное значение.
В стеснённых условиях площади 1-го этажа колокольни, в часовне всё же имеется довольно много образов святых. Главная икона Казанской Божией Матери и небольшая Тайной вечери под ней размешены над Царскими вратами, по сторонам от него - иконы стоящих образов Пресвятой Богородицы и Господа Вседержителя. От центра иконостас переходит на боковые участки стен колокольни.
Главный образ монастыря – икона Казанской Божией Матери работы А.В. Васильева (1860-62 гг.) сохранён в церкви Знамения в селе Аксиньино МО 4).
Источники:
1)
1 Токмаков И.Ф. Историко – статистическое и археологическое описание Московского Страстного девичьего монастыря, М., печ. А.И. Снегирёвой, 1897.
Примечания:
1.Действующая часовня в колокольне приписана к храму Знамение в селе Аксиньино.
А. Мелихова
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
ПАМЯТЬ О ПЕРВОЙ БЛАГОДАРСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В Москве сохранились десятки мест и домов, немых свидетелей пребывания в
Москве наполеоновских войск в 1812 году.
1) Однако много претерпевшие в это
время Страстная площадь и Страстной монастырь, сохранились только в нашей
памяти - в 1931 году Страстная площадь стала Пушкинской, а в 1937 году был
снесён Страстной монастырь.
Ил.1 В.В. Верещагин. Расстрел «поджигателей» в Кремле
Ил.2 В.В. Верещагин. Маршал Даву в Чудовом монастыре.
Ил.3 В.В. Верещагин. В Успенском соборе.
Ил.4 Вид Страстного монастыря и колокольни в конце XVII века
Колокол, призывавший москвичей на Божественную Литургию 26 октября 1812
года, был подарен Страстному монастырю в 1730 году императрицей Анной
Иоанновной и установлен на старой колокольне (Ил.4).
В память о Страстном монастыре и событиях 1812 года, к которым он был
причастен, община установила в 2012 году к 200-летию ВОВ 1812 года в сквере с
памятником Пушкину, исторической территории монастыря, Памятный камень
(Ил.5).
Ил. 5 Памятный камень Страстному монастырю и первой Божественной Литургии
В дополнение к теме:
Литургия в Страстном монастыре по уходу французских войск из Москвы являлась важнейшим фрагментом полного их изгнания из России, начало которому было положено
Бородинским сражением. Кровопролитное для обеих сторон, оно завершилось полной деморализацией для французских войск и воскресшей верой в победу среди русских воинов. Ещё бы, перед началом сражения, был отслужен молебен и совершён Крестный ход по всей войсковой линии со Смоленской чудотворной иконой Божией Матери (ил.6).
Ил. 6 А. Трофимов_Коленопреклонённый М.И. Кутузов
Источники:
1)
Журнал "Искра" (№29 от 29 июля 1912 года), фотоподборка зданий, бывших
немыми свидетелями пребывания французов в Москве в 1812 году. Электронная
версия номера опубликована на http://trojza.blogspot.com/2012/02/100-200-
1.html Автор: trojza
А. Мелихова
К сведению посетителей сайта общины Страстного монастыря
Молитвенные мероприятия за воссоздание Страстного монастыря совершаются
Община Страстного монастыря, strastnoi.ru, strastnoymonastir.ru
Престол Страстного монастыря
Хутор Московского Страстного монастыря размещался в урочище Коськово
близ села Муромцево по Ярославской железной дороге. Здесь ещё в 30-е годы XIX
века была основана Вознесенская бумагопрядильная мануфактура, продукция
которой славилась и получала призы на выставках, и стояла церковь Вознесения
Господня конца XIX века.1)
Ил.1 Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на хуторе
В памятной книжке Московской губернии 1899 года приведены сведения о том,
что в Коськовском хуторе, филиале Московского Страстного монастыря, в этом
году проживало 28 сестёр - монашек, упоминается заведующая - монахиня Наталья
Кононова.3) Перед революцией население хутора превышало 50 инокинь, которые
вели большое хозяйство. Известны имена последних священнослужителей церкви
Я.И. Цветкова (свящ.) и Ф.Г. Мелихова. Имеются сведения о двух иконах в
Покровской церкви: Илии Пророка и Успения Божией Матери.4)
Ил.2 Насельники хутора
Жилые здания на хуторе были деревянными на каменном основании.
30 марта 2025 года,
в воскресенье
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
престольный праздник Страстного монастыря посвященный
памяти преподобного АЛЕКСИЯ, ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ (411)
В 15.00– выход из храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках (Успенский пер.,4, проезд ст.метро Пушкинская, Тверская, Чеховская)
Мы прочитаем акафист и пройдем традиционным крестным ходом вокруг исторической территории Страстного монастыря.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
во имя прп. Алексия человека Божьего
(празднование 30 марта)
- 5 престолов в Страстном соборе - Страстной иконы Божией Матери, Михаила Архангела
и свт. Николая (равно временных строительству собора в 1646 г.);св. вмц.Анастасии Узорешительницы (1841года) и прп.Нила Столобенского (1899 г.);
- 2 престола в колокольне- прп. Алексия человека Божьего (1697 года, повторен в
- 2 престола в колокольне - прп. Алексия человека Божьего (1697 г.) (повторен в новой
колокольне 1855 года) и Боголюбской иконы Божией Матери в часовне (кон. XVIII века);
- престол прпп. Антония и Феодосия Печерских в храме при новой трапезной монастыря
(1898-99 годы);
- престол Покрова Пресвятой Богородицы в храме на хуторе в Коськово (1896 г.).
1.Страстной собор; 2.Колокольня; 3.Храм прпп. Антония
и Феодосия Печерских при трапезной; 4.Доходный дом
с церковью прп. Алексия человека Божьего (чёрным выделен квадрат столпа колокольни).
Проектные предложения по воссозданию арх. Р. Цеханского.
с ц. прп. Алексия человека Божьего на 3-м этаже
с ц. прп. Алексия человека Божьего на 3-м этаже
храма прп. Алексия человека Божьего
в колокольне М.Д. Быковского
Оформление интерьера работы художника Чернова. Иконостас, хоры и капители –
резные вызолоченные. Окно на горном месте с изображением Спасителя и Святого Духа.
По периметру стен панели под мрамор розового цвета, подходяще тому, что Страстной
монастырь – девичий.
В новой колокольне две фасадные арки были свободными для сквозного прохода. В
третьей арке, справа от центральной, размещалась часовня Боголюбской иконы Божией
Матери. Вход и лестница в церковь прп. Алексия человека Божьего на 3-м этаже
колокольни размещались с заднего её фасада.
В 2-х этажных крыльях по сторонам столпа колокольни в историческое время
находились кельи матушек и трапезная, что делает колокольню как бы самодостаточной и
предоставляет возможность её воссоздания и определённое время функционирования
обособленно от Страстного собора и монастыря в целом.
на историческом месте, где ныне стоит памятник Пушкину
Историческая колокольня М.Д. Быковского отвечает укрупнённому масштабу
современной застройки площади, что важно для ожидаемого её воссоздания.
с колокольней Страстного монастыря и храмом прп. Алексия человека Божьего в ней
(разработка арх. Р. Цеханского)
- о насельниках и благодетелях Страстного монастыря, захороненных в историческом
некрополе;
- многих казнённых на Страстной площади в 1812 году патриотах – москвичах и
монахинях Страстного монастыря, много претерпевших от наполеоновских захватчиков;
- насельниках этой обители, расстрелянных на Бутовском полигоне в годы лихолетья
послереволюционного времени;
- неизвестных лицах разного времени, чьи останки были обнаружены волонтёрами во
время реконструкции Пушкинского сквера в 2013 году и перезахоронены по
православному обряду под памятным камнем историческому некрополю монастыря,
установленному общиной в Пушкинском сквере;
- о погибших от террористического акта в подземном переходе под площадью
в 2000 году.
Представляет интерес судьба Алексеевского монастыря - побратима Страстного по ряду
общих причастных к их жизни высоких представителей церковной и царской власти,
игумений и градостроителей, схожести образов храмовой иконы. При этом оба монастыря
в историческое время именовались Московскими девичьими монастырями 1,2
.
Алексеевский монастырь, основанный в сер. XIV века, переживший разграбления,
многочисленные пожары и «большой московский пожар» 1547 года, пришедший в полное
запустение, был возрождён в 1625 году Михаилом Фёдоровичем Романовым. Царь любил
молиться в построенном им храме прп. Алексия человека Божьего и нарек в честь святого
его именем Алексия своего сына. Отметим, что Михаил Фёдорович и Алексей
Михайлович, также проявлявший особенное внимание к Алексеевскому монастырю,
являлись основателями Страстного монастыря.
В 1853 году в Алексеевском монастыре построен новый тёплый храм прп. Алексия
человека Божьего по проекту выдающегося архитектора того времени М.Д. Быковского и
практически одновременно в Страстном монастыре им была возведена новая колокольня с
храмом имени того же святого. Стены с башнями были сооружены в обоих монастырях по
проекту М.Д. Быковского. Монастырский Алексеевский храм, по замыслу автора, имел
чрезвычайно широкий барабан и купол, особенно эффектно проявлявшийся в интерьере; в
декоре стен преобладали элементы древнерусского стиля.
бывшего Ново-Алексеевского монастыря (арх. М.Д. Быковский)
После революции храм прп. Алексия человека Божьего, до того 6 веков бывший
главным монастырским собором, был закрыт, разорён и вместе с Крестовоздвиженским
храмом монастыря отрезан от основной его территории магистральной эстакадой. А на
месте известного и почитаемого в Москве кладбища устроен парк. 3
В настоящее время храм прп. Алексия человека Божьего воссоздан в историческом виде
со статусом Патриаршего подворья с приписным к нему Крестооздвиженским храмом,
который не был полностью разрушен, однако послужил основой для размещения в нём
ВНИИ рыбного хозяйства и в значительной мере пострадал. Отрадно известие о переезде
института в новое современное здание и передаче в 2020 году Патриархии занимаемого
им дома. 4 Имеются сведения о готовности проекта воссоздания и реставрации
Крестовоздвиженского храма в бывшем ВНИИ и масштабном Крестном ходе в него из
храма Всех Святых Алексеевского монастыря.
Икона прп. Алексия человека Божьего была написана художником Т.И. Тюриным,
сохранившим в целом схожесть образа святого на иконе работы В.В. Пукирёва для
Алексеевского храма в колокольне Страстного монастыря. Икона спасена в храме
Воскресения Христова в Сокольниках и возвращена в 2016 году в Храм Всех Святых
Алексеевского монастыря (напомним, здесь также нашла приют после разрушения
Страстного монастыря его чудотворная Страстная икона Божией Матери).
Вместе с тем, в воссозданный Алексеевский храм, лишённый в силу обстоятельств
своей храмовой иконы, были возвращены все сохранившиеся в Воскресенском храме в
Сокольниках церковные раритеты и предметы, подаренные в своё время Патриархом
Филаретом и царями Михаилом Фёдоровичем и Алексеем Михайловичем Романовыми,
основателями Страстного монастыря. 2,3
Источники:
1 Токмаков И.Ф. Историко - статистическое и археологическое описание
Московского Страстного девичьего монастыря. М., печ.А.И.Снегиревой, 1897, с.45-47.
2 Токмаков И.Ф. Историкое и археологическое описание Московского Алексеевского девичьего
монастыря М., 1896, репринтное изд. «Артос»
3 Алексеевский ставропигиальный женский монастырь. Сайт, «История Московского
Алексеевского женского монастыря».
4 «ВНИРО переезжает в новое здание», Сайт ВНИРО, Новости рыбной отрасли, 1 июня 2020
Беседа по освящении храма преподобного Алексия человека Божия
в Страстном монастыре
(Говорена окт. 24-го 1855 года; напечатана в Твор. Св. от 1855 г. и в собр. 1861 г.)
Праведный Алексий семнадцать лет жил при вратах дома родительского, в хижине, в убожестве, в
добровольном отчуждении от присных, хотя по временам видал своего родителя, и слышал голос
бывшей невесты своей, – в посте и сухоядении, хотя получал добрую пищу от стола отца своего, –
среди уничижения и оскорблений от рабов, над которыми мог быть господином, если бы не
уклонился от наследия земного ради наследия небесного. И такое жительство его было
благословением не только дому отца его, но и всему граду Риму.
Здесь предлагается праведному Алексию не убогая хижина при вратах великолепного дома, но
благолепный храм над вратами благочестивой обители, не на несколько лет, но на веки: никто не
дерзает уничижать его, но все признают его святыню, приносят ему благоговейное чествование,
ищут его покровительства.
Придет ли он? Согласится ли обитать здесь? Веруем, что, по вере, по молитвам Церкви, по воле
дивного во Святых Бога, человек Божий невидимо посещает ныне, и будет посещать храм сей,
потолику благоволительно и благотворно, поколику не будет здесь ничего противного его святому
жительству при благочестивом доме Евфимиана.
Если бы мы могли теперь слышать преподобнаго Алексия: то услышали бы, думаю, нечто
подобное следующему.
«Вы желаете иметь меня стражем над вратами вашей обители. По любви к Господу моему,
небесному Пастырю душ, желаю быть стражем истинных овец Его. Будьте же непорочными
овцами благословенного стада Его. Слушайте гласа небесного Пастыря, и от Него поставленных
приставников. Держитесь овчаго двора – безопасной ограды православной Церкви. От
свойственной вам духовной паствы не убегайте на чуждые пажити мирских чувственных
услаждений.
Приятно было мне быть на духовной страже при вратах дома родительского: потому что в нем, в
душах Евфимиана, Аглаиды и невестки их были собираемы и хранились сокровища тайной
молитвы, веры и добродетелей. Собирайте и вы такие сокровища, которые были бы достойны
охранения стражею небесною. Если же, по нерадению вашему, в хранилищах душ ваших не
положено ничего доброго, или положенное расточено вами, или расхищено духами лукавствия: то
на что страж для пустых хранилищ? Не должен ли он удалиться от стражи бесполезной?
При богатом доме обитал я в нищете, мне любезной. Судите же, было ли бы приятно мне обитать
там, где давшие обет нищеты, или готовящиеся к нему домогались бы обилия, избытка, мнимых
благ многих, лежащих на лета многа?
Возлюбившему сладость поста было ли бы приятно мне приближаться к тем, от которых исходит
тяжкий воздух из обремененного чревоугодием тела?
Обыкши скрываться от присных, не смотря на близость их, дабы внимать своей душе и Богу, могу
ли не удаляться от тех, которые не внимают своей душе и Богу, которые любят выходить из
ограды безмолвия, чтобы искать присных и знаемых, и с ними по большей части рассеяния и
суеты?
С терпением и любовию принимавший оскорбления от своих рабов, как могу иметь общение с
теми, которые не соблюдают терпения в обращении с братиею, и на справедливые прещения
начальствующих ответствуют ропотом»?
Обитающие в сей обители да помыслят со вниманием о том, что говорит им призванный ныне
обитать во храме сем преподобный Алексий, человек Божий; и да тщатся устроить себя так, чтобы
несомненно могли иметь его благодатным стражем и охранителем обители своей, покровителем
душ своих и споспешником спасения их. Аминь
15 марта 2025 года
ДЕНЬ ПАМЯТИ ОБ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ДЕРЖАВНАЯ»
явление «Державной» иконы Божией Матери
(отмечается 15 марта)
В тот же день пришло известие о подписании Государём Николаем Александровичем,
императором Российской империи, отречения от Престола за себя и своего сына
цесаревича Алексея в пользу брата, Великого князя Михаила Александровича
(впоследствии был расстрелян большевиками).
Обретение новой иконы в столь трагический день быстро распространилось среди
верующих, которые восприняли это событие, как знак благоволения Царицы Небесной,
взявшей в свои руки управление державной Россией.
Последовало донесение об этом Митрополиту Московскому, будущему Патриарху
Тихону (Белавину), от него – в Синод, о чём не мог не знать Государь в то время. И его
молитвами была обретена икона Божией Матери «Державная», утверждающая
могущественное и светлое будущее государства Российского, о чём узнали верующие
задолго до известия об отречении Государя от Престола в этот день.
Ещё при Митрополите Московском Тихоне был датирован возраст иконы не старше
к.XVIII века. Им же исполнен акафист иконе «Державной» Божией Матери. В советское
время подлинник иконы хранился в Государственном историческом музее: после
запрещения богослужений в храме Вознесения Христова – в храме вмч. Георгия
Победоносца, где собирались в это время музейные ценности, а после 1929 года - в храме
Казанской иконы Божией Матери на Красной площади. И, наконец, в 1990 году икона
была передана в храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском.
Что важно отметить, храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском
практически никогда не закрывался, кроме нескольких лет в ВОВ. И с этой точки зрения
оказался достойным местом для размещения в нём «Державной» иконы Божией Матери.
Община Страстного монастыря чтит память о явлении «Державной» иконы Божией
Матери в день объявления об отречении от Престола Государя Российского, связывая с
этим трагическим событием для страны, Дома Романовых и семьи Николая
Александровича судьбу Московского девичьего Страстного монастыря, единственного в
стране с посвящением Страстной иконе Божией Матери.
Страстной монастырь был основан первыми царями Дома Романовых Михаилом
Фёдоровичем и Алексеем Михайловичем, опекаем царями и Великими Князьями Дома в
течение всего времени духовной жизнедеятельности во благо Государства Российского и
разрушен до основания в тяжело памятном 1937 году.
Знание о существовании чудотворной «Державной» иконы Божией Матери, иконы
государственного значения, пророческой, с изображением Пречистой со всеми регалиями
царской власти и Господним благословением, взявшей под Свой Покров державное
будущее России, подаёт надежду молитвенной общине Страстного монастыря на его
воссоздание в будущем.
9 мая 1896 года с остановкой на Страстной площади
Александрой Фёдоровной на Страстную седмицу в 1903 (фото вверху) и 1911 годах
На фото: слева храм, справа – фрагмент памятника
Святым Царственным Страстотерпцам (ск. Вл. Лепешов)
Использованные материалы:
Чудотворные иконы Божией Матери. – М., 1997.
Под Покровом Божией Матери (интервью с настоятелем Казанского храма в Коломенском прот.
Владимиром Гонтарем).
“Русь Державная”, 2003, №10.
Фомин С. Россия перед вторым пришествием. Пророчества русских святых.
Святыни Руси. / “Жизнь православная”, 2004, №7
Орехов Д. Святые иконы России. – СПб., 1999.
http://www.stsl.ru/news/all/prazdnik-yavleniya-ikony-bozhiey-materi-derzhavnaya-1917
http://orthodoxy.stnikolas.ru/ikons/htm/mp_3_ds.html
http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/derjavnaya/index.htm
https://www.sedmitza.ru/text/404922.html
в 14 часов 45 минут, перестало биться сердце поэта.
ГИБЕЛЬ А.С. ПУШКИНА
В 100 - летнюю годовщину гибели А.С. Пушкина, в 1937 году,
был разрушен Страстной монастырь.
В день возведения памятника Пушкину на Тверском бульваре в 1880 году
в Страстном соборе совершился заупокойный молебен «болярину Александру».
А в 1950 году памятник Пушкину перемещён с Тверского бульвара в новообразованный
Пушкинский сквер на месте Страстного монастыря.
В то же время, 10 февраля 1937 года, на Псковщине, близ села Михайловское, состоялось народное шествие в Святогорский монастырь, где был захоронен А.С. Пушкин. Здесь проявлено действительное отношение к любимому поэту.
Как считал крупный учёный – пушкинист В.С. Непомнящий,
в советском Пушкиноведении в 1930-е годы А.С. Пушкин был подключён к новой идеологической системе. Возникло выражение «наш Пушкин», наш советский поэт, за которым сразу шёл В. Маяковский.
В искажённом образе А.С. Пушкин предстаёт атеистом, врагом царизма, интернационалистом, и пр.1
Даже рисунок Пушкина совершенно очевидно Страстного монастыря до сих пор в пушкиноведении бытует под ошибочным названием «Кремль-?». 2
Слева от собора – старая колокольня монастыря; ниже холма –
храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках
на 10 февраля:
памяти прп. Ефрема Сирина IV в.,
покаянная молитва которого читается на богослужениях Великого поста,
и Александра Сергеевича Пушкина
Молитва прп. Ефрема Сирина:
уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве
даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения
и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Также знаменательно, что за год до своей смерти
10 февраля 1937 года
А.С. Пушкин написал стихотворение, посвящённое молитве прп. Ефрема Сирина.
Молитва прп. Ефрема Сирина в переложении
А.С. Пушкина
Чтоб сердцем возлететь во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольных бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв.
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне сердце оживи.
1836 г.
Рисунок А.С. Пушкина. 1836 г.
Можно представить состояние Александра Сергеевича в 1830 году, запертого в имении отца из-за карантина от холеры, оторванного от невесты и дел. Узнав, что холера уже в Москве, Пушкин рвётся домой, нарушая все границы карантина, которые охватывали Саров и Дивеево. Но его возвращают обратно. И в эту знаменитую «Болдинскую осень», поэт создаёт шедевры. Этот феномен объясним, если встреча поэта с прп. Серафимом
действительно была. Но что важно, изменился тон его произведений, в которых обязательно появлялись евангельские и ветхозаветные строчки.3
О возможно состоявшейся встрече Пушкина с прп. Серафимом, а ещё более о предчувствии смерти свидетельствуют его стихотворения в последние годы жизни, в том числе не столь известное «Родрик» с буквальным повторение слов Спасителя в Гефсиманском саду (Лк. 22, 42) в последних строчках:
С длинной белой бородою,
В белой ризе предо мною
Старец некий предстоял
И меня благословлял.
Он сказал мне: “Будь покоен,
Скоро, скоро удостоен
Будешь Царствия Небес.
Путник, ляжешь на ночлеге,
В пристань, плаватель, войдешь…”
Сон отрадный, благовещий –
Сердце жадное не смеет
И поверить и не верить.
Близок я к моей кончине?
И страшуся и надеюсь,
Казни вечныя страшуся,
Милосердия надеюсь:
Успокой меня Творец.
Но Твоя да будет воля,
Не моя. – Кто там идет?..
1835
Остаётся напомнить об обстоятельствах дуэли Пушкина и его достойное принятие смерти. Вспомнить поведение Пушкина на дуэли, его «браво!», когда точно попал в сердце Дантеса, но ещё не знал о своей смертельной ране и спасённом враге от пули, ударившейся в подставленную им руку, а затем в пуговицу. Когда осознал, с Пушкиным случился душевный переворот.
Пушкин был убит не пулей Дантеса, а своим выстрелом в него. Не Дантес был спасён рукой и пуговицей этой, а Пушкин, который не остался бы жить убийцей, а ушёл смиренным христианином, простившим своему убийце.5
Об этом Пушкин твердил своим друзьям, что простил Геккерна и хочет умереть христианином. И сам вызвал священника для покаяния и причастия, ещё до того, как советовал ему Государь, сообщая, что простил и берёт на попечение его семью.
О его достойном поведении, с любовью к супруге и друзьям свидетельствуют бывшие при нём до его кончины друзья – В.А. Жуковский, И.А. Вяземский, К.К. Данзас, В.И. Даль, А.И. Тургенев, И.Т. Спасский.6
Со временем великий поэт превратился в памятник, высокохудожественное произведение монументального искусства. Стали любить бронзового поэта больше, чем человека высокой культуры и положительной жизненной позиции.
1 Непомнящий В.С. «Да ведают потомки православных. Пушкин. Россия. Мы». Сб. статей автора второй половины 80-х годов по сие время.
2
Пушкин изобразил Страстной монастырь в черновой тетради 7-ой главы Евгения Онегина рядом со словами «…Москва! Как много в этом звуке…). Эксперты в пушкиноведении решили привязать картинку к тексту о Москве и назвали «Кремль-?». На самом деле. Пушкин любил Москву как бы в целом, но более всего в ней Тверской бульвар, по которому он прогуливался, поднимаясь на Тверской холм, где в пушкинское время стоял Страстной монастырь. И он одним росчерком изобразил его, воспевая златоглавую Москву
(из доклада А. Мелиховой на XXVIII Кадашевских чтениях).
3
Менделеев.Дмитрий. «А.С. Пушкин и преподобный Серафим: была ли встреча?», 22 октября 2015г., Православие.ru.
4 Родриг «Сон в июльскую ночь», 1835.
5М.М. Дунаев, “Православие и русская литература”, – ч. I, Гл.4.1
и 4.7, М., изд. Правда, 1996.
6 «Последний год жизни Пушкина», составитель В.В. Кунин, М., изд. Правда, 1988.
прп. Серафима, Саровского чудотворца
(празднуется 15 января)
Если же вспомнить о часовне Серафимо-Дивеевского подворья на 1-ой Мещанской ул.
в Москве (1913 – 1929 гг.), мощи прп. Серафима после 1921 г. могли быть перевезены в
Москву и сохранены в часовне. После закрытия часовни, мощи были изъяты и перенесены
в созданный в 1928 г. при Центральном совете Союза воинствующих безбожников
Центральный антирелигиозный музей (ЦАМ) в Страстном монастыре, где он
располагался до 1937 года.
После закрытия монастыря его фонды и дирекция были перемещены в церковь Свт.
Николая в Новой Слободе на Каляевской (ныне Долгоруковской) ул, д. 23. Далее следы
мощей прп.Серафима, как и св.вмц. Анастасии Узорешительницы из Страстного
монастыря и других святых, ведут в тогдашний Ленинград, в Музей истории религии,
созданный в 1946 г. на базе двух ранее ликвидированных музеев: Антирелигиозного (в
бывшем Казанском соборе) и Центрального антирелигиозного в Москве (ЦАМ).2
Второе обретение мощей состоялось в январе 1991 г., в запасниках Музея истории
религии и атеизма, который располагался в здании Казанского собора в Ленинграде,
неожиданно для всех были найдены мощи преподобного Серафима Саровского - одного
из самых почитаемых русских православных святых.2
под Центральный антирелигиозный музей
Провальной, поскольку Страстная девичья обитель, где веками совершались
молитвенные действия, включая Литургии в 8-ми престолах её, должна была отторгнуть
столь святотатственный проект.
Экспозиции музея целенаправленно вели к тому, чтобы вызвать отторжение, буквально
отвращение к церкви.4
Безмерно обидным для верующих было представление в музее в
открытом виде мощей чтимых народом святых. Имеются свидетельства о множестве
посетителей музея. На самом деле большинство их шли поклониться мощам святых.
Стены собора тихой безобидной девичьей обители не выдержали наскока пролетарской
культуры, музей не состоялся, а на колокольне какое-то время существовали два
изображения, символизирующие противостояние культуры и церкви: икона Страстной
Божией Матери и вывеска под ней: «Центральный антирелигиозный музей».
Перед разрушением, Страстной собор удостоился признания его 25 ноября 1932 г.
памятником материальной культуры, паспорт которого хранится в архиве ЦАНТДМ.5
Представленные ниже фрагмент разреза, планы первого и второго этажей Страстного
собора в проекте его приспособления под антирелигиозный музей 1928 года хранятся в
архиве им. А.М. Щусева.6
1 Дмитрий Сафонов «Второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского»,
Православие. Ру, 30.07.2003, Архив.
2 Церковный вестник № 13-14 (266-267) июль 2003
3 АИ-46 ГНИМА им. А.В. Щусева, фототека, ист.V-43344
4 Козлов В.Ф. Черные годы московских обителей// Московский журнал, 1991, №11
5 ЦАНТДМ, Документальные и фактические данные о памятнике материальной культуры
№134. Центральные Государственные Реставрационные Мастерские Наркомпроса, 25
ноября 1932 года»
6 АИ-41-43 ГНИМА им. А.В. Щусева, фототека, Р-1-1720
4 января 2025 года,
в субботу, в 14:15
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
престольный праздник Страстного монастыря во имя
св. вмц. АНАСТАСИИ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦЫ
в Пушкинском сквере, у памятного камня Страстному монастырю состоится
чтение акафиста и традиционный крестный ход
вокруг исторической территории монастыря.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
Престол Страстного монастыря
во имя св. вмц. Анастасии Узорешительницы
(празднование 4 января)
- 5 престолов в Страстном соборе: Страстной иконы Божией Матери, Михаила
Архангела и Св. Николая (равно временных строительству собора в 1646 г.),
вмц. Анастасии Узорешительницы (1841 г.) и прп. Нила Столобенского (1899 г.);
- 2 престола в колокольне: прп. Алексия человека Божьего (1697 года, повторен в
новой колокольне 1855 года) и престол Боголюбской иконы Божией Матери (кон.
XVIII века), вначале бывшего в отдельно стоящей часовне, а после возведения
новой колокольни встроенной в неё;
- престол прпп. Антония и Феодосия Печерских в храме (1898-99 годы) при новой
трапезной монастыря ;
- престол в храме Покрова Пресвятой Богородицы на хуторе в Коськово (1896 г.).
1.Страстной собор; 2.Колокольня; 3.Храм прпп. Антония
и Феодосия Печерских при трапезной; 4.Доходный дом
св. вмц. Анастасии Узорешительницы в Страстном соборе
В 1862 году Страстной монастырь посетил великий князь Михаил Николаевич и
принёс в дар изящную серебряно - вызолоченную лампаду с двуглавым орлом к иконе
святой великомученицы, Небесной заступнице его дочери Анастасии. Лампаду
с благоговением затеплил у святых мощей митрополит Московский и Коломенский
Филарет. Огонь в лампаде поддерживался вплоть до закрытия монастыря.1
Всё предреволюционное время мощи св. вмц. Анастасии почитались ценнейшей
реликвией Страстного монастыря.
Мощи святых после закрытия обители и её разрушения не представляли для безбожной
власти ценности, как иконы, книги и церковные принадлежности. И всё же судьбу ковчега
с мощами св. Анастасии оказалось возможным проследить крупными стежками
конкретных сведений и логически обоснованными связками.
После закрытия Страстного монастыря, в его зданиях располагался Центральный
антирелигиозный музей (ЦАМ), где выставлялись иконы, утварь и мощи, но не честной
главы св. вмч. Анастасии Узорешительницы. Есть обнадёживающее свидетельство
перемещения фондов и дирекции ЦАМ после разрушения монастыря в закрытую церковь
свт. Николая в Новой Слободе на Каляевской, ныне Долгоруковской, улице, д. 23.
О самой церкви в данном контексте известно, что она была закрыта в 1934 г., в 1936–37
годы перестроена под надобности Центрального антирелигиозного музея вместо ЦАМ
в Страстном монастыре, предназначенном под снос. Обоснованно предположение, что
ковчег с мощами святой великомученицы поступил в Фонд нового ЦАМ в храме
св. Николая. В 1945 г. чудовищно изуродованный храм уже принадлежал
Союзмультфильму и передан церкви только в 2018 году.
В послевоенные годы Совет по делам РПЦ в Совмине СССР провёл “инвентаризацию”
имеющихся в фондах музеев СССР реликвий, изъятых из церквей во время кампании по
“ликвидации мощей” 1920-1921 гг. В своём докладе В.Д. Бонч-Бруевич, директор Музея
истории религии (был создан в 1946 г. в Ленинграде на базе Антирелигиозного музея в
Казанском соборе и ЦАМ в Московском Страстном монастыре) перечисляет среди
отправленных в его музей ковчег с честной главой св. Анастасии Узорешительницы.
Однако в Москве, по его сведениям, еще оставался ковчег с кистью руки вмц.
Анастасии Узорешительницы.
Далее следы мощей св. Анастасии теряются в российских фондах, где не справлялись с
инвентаризацией массива конфискованных ценностей церквей и монастырей. Так,
известно письмо В.Д. Бонч-Бруевича председателю Совета по делам РПЦ при Совете
Министров СССР с просьбой передать их «каким-нибудь религиозным организациям, или
в музеи, или в какие-нибудь склады... Для нас, как видите, они не нужны совершенно».2
Весьма неожиданным явилось сообщение о принесении в Киев 8 мая 2011 г. честной
главы св. вмц. Анастасии Узорешительницы в сопровождении игумена монастыря св.
Анастасии Узорешительницы митрополита Милитийского Апостола. Всего в течение
месяца честная глава великомученицы побывала в 5 городах Украины.3
св. вмц. Анастасии Узорешительницы
Встаёт вопрос, когда и как оказалась святыня древнего греческого монастыря в Грузии?
Возможным ответом может быть свидетельство о разрушении монастыря, сожжении и
уничтожении его сокровищ турками в 1821 году.4
Монахи могли спасти свою реликвию,
отправив мощи св. Анастасии в Грузию через Крым (кстати напомнить о существовании
близ Бахчисарая скита св. вмц. Анастасии Узорешительницы, известного с VIII в.).
А в мае 2012 года Священный Синод Вселенского Патриархата официально уведомил
все Поместные Церкви, что из монастыря близ Салоник (Греция) во имя св. вмц.
Анастасии Узорешительницы похищены "ковчег с честной главой великомученицы,
ковчег со стопой святой, общий ковчег с мощами святой Анастасии».5
Поиск украденных мощей св. Анастасии Узорешительницы ведётся Интерполом. Ищут
грабителей и заказчика, которым мог быть богатый украинец. 6 и 7
В 2016 году митрополит афонского монастыря направил досье о похищении мощей св.
Анастасии Президенту РФ В.В. Путину и Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу,
пожелавших оказать помощь в расследовании.
По последним сведениям, грабители признали отправку мощей автобусом в Бухарест,
но не назвали заказчика.8
Как бы то ни было, есть надежда на сохранность ковчега с мощами св. Анастасии и
неминуемое обнаружение заказчика тяжкого преступления.
Однако со времени похищения ковчегов с мощами святой великомученицы, прошло 10 лет. И ныне храм в Салониках, и наш престольный праздник во имя Её будут отмечаться надеждой на восстановление справедливости, но без Её мощей.
Возможно, нужно смотреть в будущее. В Москве ныне завершается строительство единственного храма во имя святой Анастасии Узорешительницы на улице Тёплый стан 2.
1) А.Ф. Токмаков «Историко-статистич. и археологич. описание Моск. Страстного
девичьего монастыря», 1897.
2) Церковный вестник № 13-14 (266-267) июль 2003.
3) портал Православие.Ру, 10 мая 2011 года.
4) портал Грекомания.Ру. Путеводитель по
Греции и монастырям св. Афона.
5) портал Православие. Ру, 08.05.2012 г.
6 и 7) портал Православие.ру, 10.09.2014 г. и 18.05.2015 г.
8) портал greekorbis.gr, 08.06.2016.
19 и 20 декабря 2024 года,
в четверг и пятницу
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
престольные праздники Страстного монастыря во имя
СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ и прп. НИЛА СТОЛОБЕНСКОГО
в Пушкинском сквере, у памятного камня Страстному монастырю состоится
чтение акафистов соответственно Святителю Николою и прп. Нилу Столобенскому
и традиционный крестный ход
вокруг исторической территории монастыря.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
во имя Святителя Николая
(празднование 19 декабря)
в 1929 году было 4 храма и 9 престолов:
- 2 престола в колокольне: прп. Алексия человека Божьего (1692 года, повторен в
новой колокольне 1855 года) и престол Боголюбской иконы Божией Матери (кон.
XVIII века), вначале бывшего в отдельно стоящей часовне, а после возведения
новой колокольни встроенной в неё;
- престол прпп. Антония и Феодосия Печерских в храме (1898-99 годы) при новой
трапезной монастыря Ил.1);
- престол в храме Покрова Пресвятой Богородицы на хуторе в Коськово (1896 г.).
1.Страстной собор; 2.Колокольня; 3.Храм прпп. Антония
и Феодосия Печерских при трапезной; 4.Доходный дом
место размещения престола Святителя Николая в Страстном соборе
(разработка арх. Р. Цеханского)
Возникает вопрос, почему при назначении престолов в построенном
в 1641 – 46 гг. Страстном соборе Михаил Фёдорович, по воле которого была
принесена в Москву чудотворная Страстная икона Божией Матери и начато
строительство Страстного собора для иконы, и Алексей Михайлович, достроивший
собор после его кончины, посчитали необходимым отвести место и для престола
Святителя Николая.
Возможный ответ кроется в самом образе Святителя Николая, глубоко почитаемого на
Руси. Престолы ему обустраивались во многих храмах, при этом в каждом случае от
Святителя Николая ожидали помощи в разрешении конкретных «функциональных»
задач, среди которых исследователь этой темы Р. Цеханский на первое место ставит «градозащитно-символическую» функцию.
Традиционно Никольские ворота Кремля украшала икона свт. Николы, обращённого
ликом к Китай-городу. Изображение было исполнено в образе Николы Можайского,
впервые заменившего Евангелие и благословляющий жест на меч в одной руке и город в
другой. Градозащитный аспект поклонения образу свт. Николы Можайского дополняется
его духовным содержанием. Имя св. Николая произведено от греческого слова «ника» —
победа. Но победа не обязательно может быть военной. Святитель способствовал победе
христианства над язычеством, истинного мировоззрения над ложным, духа над животом,
Бога над дьяволом. В этом смысл изображения меча. Город в его руке трактуется и как
образ Небесного Града Иерусалима, и как изображение Вселенской церкви, которой
Спаситель является Вселенским учителем.
В подтверждение сказанному, в 2010 году после расчистки штукатурки, на Никольской
башне Кремля открылся древний Николин образ с мечом и градом в руках. 1)
во имя прп. Нила Столобенского
(празднование 20 декабря)
в 1929 году было 4 храма и 9 престолов:
- 2 престола в колокольне: прп. Алексия человека Божьего (1692 года, повторен в
новой колокольне 1855 года) и престол Боголюбской иконы Божией Матери (кон.
XVIII века), вначале бывшего в отдельно стоящей часовне, а после возведения
новой колокольни встроенной в неё;
- престол прпп. Антония и Феодосия Печерских в храме (1898-99 годы) при новой
трапезной монастыря Ил.1);
- престол в храме Покрова Пресвятой Богородицы на хуторе в Коськово (1896 г.).
Собор был 2-х уровневый, с развитой алтарной частью и выдвинутыми алтарями
первого уровня по отношению к алтарям 2-го уровня.
Престол во имя прп. Нила Столобенского был размещён на втором уровне
собора, со стороны пр. Страстного бульвара.
размещения в верхней галерее престола прп. Нила Столобенского
Престол во имя прп. Нила Столобенского был устроен в Страстном соборе в
1899 году чаянием супруги почившего священника Нила Воронцова,
прослужившего в Страстном монастыре 46 лет и снискавшего большое уважение у
руководства и монашествующих.
21 ноября 2024 года,
в четверг
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
престольный праздник Страстного монастыря во имя
АРХАНГЕЛА МИХАИЛА, АРХИСТРАТИГА
НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕЗПЛОТНЫХ
в Пушкинском сквере, у памятного камня Страстному монастырю состоится
чтение акафиста и традиционный крестный ход
вокруг исторической территории монастыря.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
во имя Архангела Михаила,
Архистратига Небесных Сил безплотных
(празднование 21 ноября)
В Страстном монастыре к моменту его закрытия
в 1929 году было четыре храма и 9 престолов:
- 2 престола в колокольне: прп. Алексия человека Божьего (1692 года, повторен в новой
колокольне 1855 года) и Боголюбской иконы Божией Матери в отдельно стоящей часовне
(кон. XVIII века), а после возведения новой колокольни размещённого в ней;
- престол прпп. Антония и Феодосия Печерских в храме (1898-99 годы) при новой
трапезной монастыря;
- престол в храме Покрова Пресвятой Богородицы на хуторе в Коськово (1896 г.).
1.Страстной собор; 2.Колокольня; 3.Храм прпп. Антония
и Феодосия Печерских при трапезной; 4.Доходный дом
Собор был 2-х уровневый, с развитой алтарной частью и выдвинутыми алтарями первого
уровня по отношению ко второму. Престол во имя Михаила Архангела размещался на 1-
ом уровне, в центральной части собора.
во имя Архангела Михаила (арх. Р. Цеханский)
престолами (фото И. Ильф, 1930 г.)
На это чудесное явление незамедлительно последовало решение царя установить
«на месте сем» собор для иконы, что и было исполнено в 1646 году уже царём
Алексеем Михайловичем, позже основавшим при соборе Страстной девичий
монастырь. Единовременно с престолом во имя Страстной иконы, в соборе был
открыт престол Архангела Михаила, Небесного покровителя царя, почившего за
год до построения собора в 1646 году.
Если бы осуществилось намерение царя, икона вошла бы в город и далее в
Кремль. И не стало бы Страстного монастыря с его высокой миссией быть
святыней Москвы и России. Быть символом и местом покаяния народа
безотносительно звания и социальной принадлежности в дни Страстной седмицы
перед праздником Воскресения Христова, Пасхи, главным праздником на Руси.
Наблюдается много общего в истории и судьбах Московского Страстного и
Кремлёвского Чудово монастырей. И прежде всего, оба монастыря были
единственными в России, каждый со своим посвящением: Страстной иконе
Божией Матери и Чуду Архангела Михаила в Хонех.
В самой истории возникновения обоих монастырей переплетаются фактические
и из области чудесного явления, имеющие в основе молитвенное отношение к
святым на иконах.
В создании Страстного монастыря имело место чудо остановки коней перед
Тверскими воротами Белого города с повозкой со Страстной иконой, очевидно, по
воле Самой Пресвятой Богородицы и с привлечением Архангела Михаила,
Небесного покровителя царя Михаила Фёдоровича.
Старинная икона
Храм в селе Былово не закрывался и не был разграблен. В древности,
с середины XV века, храм был одно престольным деревянным, а каменный
построен только в 1862 году. И, возможно, в это время этот далёкий храм в Новой
Москве приобрёл престол Страстной иконы Божией Матери.
в селе Былово в Новой Москве
Представителям общины удалось побывать на юбилейном празднике этого
храма в 2012 году по приглашению кинорежиссёра Сергея Александровича
Князева, составителя Памятки о Храме Чуда Михаила Архангела в Хонех в селе
Былово и создателя кинофильма о нём под названием «Архипово сердце».
В фильм были также включены страшные исторические кадры снятия Большого
колокола и разрушения Страстного монастыря в 1930-е годы. А затем показан
престольный праздник Страстной иконы Божией Матери Страстного монастыря в
Пушкинском сквере 26 августа 2012 года, где побывал режиссёр.
Так Страстной монастырь приобрёл ещё один родственный храм – Чуда
Архангела Михаила в Хонех с престолом Страстной иконы Божией Матери.
На самом деле, для возрождения Московского девичьего Страстного монастыря
есть все предпосылки. Однако его воссоздание, как и обоих монастырей ещё ждёт
своего времени.
На месте Страстного монастыря с 2006 года каждую субботу и по престольным
праздникам и памятным датам осуществляются молитвенные стояния и крестные
ходы. Непрерывность многолетней молитвы современников восстанавливает
прерванную в результате закрытия и разрушения обители 3-х вековую
молитвенную деятельность на её исторической территории и делает Пушкинский
сквер, где стоял монастырь, намоленным местом и тем укрепляет надежду на его
неминуемое воссоздание.
Знаменательно, что в основе самого чуда Архангела Михаила в Хонех глубокая
вера всего - то одного молитвенника Архипа, на которую откликнулся Архангел
Михаил и спас созданный в его имя храм от потопления, прорубив копьём
расщелину в камне («хонех»).
Не такого ли чуда ждём мы, молитвенники за возрождение Страстного
монастыря с 2006 года? А чудо в Хонех напоминает нам, что немного - то нас
нужно, молитвенников, и что источник достойного свершения всё прежде всего в
нас самих. И тогда зло, совершённое со Страстным монастырём, разобьётся
копьём Архангела Михаила, если будет глубокая молитва к нему хотя бы одного
человека. Двух человек, как это изображено на приведенной здесь неизвестной
фотографии.
Страстной монастырь был основан царской волей: Михаилом Фёдоровичем и
Алексеем Михайловичем Романовыми. И может быть возрождён волей президента
России, право преемника исторической государственной власти, при содействии
Патриархии и мэра Москвы, как это было с Храмом Христа Спасителя.
Источники:
1)
Токмаков И.Ф. «Статистическое и археологическое описание Московского Страстного
девичьего монастыря». М.: Типография Л.Ф. Снегирёва, 1897.
2)
«Сказание о Палецкой иконе». ОР РГБ Ф.310.№398.Л.106-110об.1670-1680гг.
3)Е. Лебедева. «Чудов монастырь в Москве», Правосл. РУ, 19.09.2003.
4 ноября 2024 года,
в понедельник, в 14 часов,
община Страстного монастыря вместе со всей страной отмечает праздник
Казанской иконы Божией Матери
и День народного единства
в Пушкинском сквере, у памятного камня Страстному монастырю состоится
чтение акафиста и традиционный крестный ход
вокруг исторической территории монастыря.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
и Дня народного единства для Страстного монастыря
Прежде всего, следует сказать, что по её заступничеству 4 ноября 1612 года ополчением Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского была освобождена Москва от польских интервентов и избран в 1613 году на Земском соборе новый царь — Михаил Романов, положивший конец государственному кризису и Смуты.
В 1641 году по воле царя была принесена в Москву чудотворная Страстная икона Божией Матери и построен для неё собор, а в 1654 году его сыном Алексеем Михайловичем основан Страстной монастырь. В том же 1654 году произошло воссоединение Украины с Россией.
Совпадение дат основания Страстного монастыря и воссоединения родственных народов Украины и России явилось знаменательным событием, приведшим к созданию в монастыре престола во имя киевских святых прпп. Антония и Феодосия Печерских.
Обращает на себя внимание приверженность Страстного монастыря к Казанской иконе Божией Матери. В историческое время в Страстном монастыре имели место: вышитый образ Казанской иконы, он же исполненный на кипарисовой доске, образ Казанской иконы с короной, убрус и ожерелье из жемчуга и хоругви с
Казанской иконой Божией Матери 1: с.102, 105, 112, 16, 41.
Также известно, что в 1893 г. в Страстном монастыре был совершён обряд возведения в сан игуменьи Казанского Головинского монастыря (близ Москвы) монахини Олимпиады
(Лебедевой), бывшей ризничий Страстной обители 1, с.90. В газете «Русский листок» 1893 года было несколько сообщений о монахине Олимпиаде 1 и 2..
При настоятельнице игуменьи Олимпиаде, вступившей в управление в 1893 г., Казанская Головинская обитель достигла цветущего состояния. При ней был отделан и освящен больничный корпус с церковью св. муч. Акилины 3.
К 1917 году в монастыре было 4 храма и 6 престолов.
В советское время от монастыря сохранилась только колокольня со встроенной в неё и действующей часовней. Стоит как свеча по разрушенному монастырю. Современный адрес: Кронштадский бульвар, д.29, стр.3.
2) «Русский листок», 1893, 21 мая; №147, 29 мая; №150, 1 июня – о монахине Олимпиаде.
3) Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Т.1: Кремль и монастыри. М., 1992, с.360 – 368.
4) «Колокольня-часовня бывшего Казанского Головинского монастыря» на сайте храма Знамение в селе Аксиньино МО.
2.Колокольня Казанского Головинского монастыря является памятником истории и культуры.
25 октября 2024 года,
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
ДЕНЬ ПАМЯТИ О ПЕРВОЙ БЛАГОДАРСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В СТРАСТНОМ МОНАСТЫРЕ ПО УХОДУ
НАПОЛЕОНОВСКИХ ВОЙСК ИЗ МОСКВЫ
В планах общины:
в Пушкинском сквере, у памятного камня Страстному монастырю состоится
чтение акафиста Страстной иконе Божией Матери и традиционный крестный ход
вокруг исторической территории монастыря.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
В СТРАСТНОМ МОНАСТЫРЕ ПО УХОДУ
НАПОЛЕОНОВСКИХ ВОЙСК ИЗ МОСКВЫ
Выдающийся русский живописец В.В.Верещагин на основе исторических
сведений изобразил сцены, связанные с событиями 1812 года в Москве. Его
картины служат яркими иллюстрациями того, что пережил и Страстной монастырь
в это время на примере изображённых художником других мест города.
Наполеоновские войска вступили в Москву 14 сентября 1812 года без боя, но
уже на следующий день Наполеон вынужден был покинуть Кремль из-за пожара,
охватившего всю Москву.
Искали «поджигателей» и расправлялись с ними. На картине В.В. Верещагина
показана сцена массового расстрела жителей Москвы (Ил.1). Страстной
монастырь также был свидетелем страшных сцен. На площади перед ним
расстреливали и вешали поджигателей.2)
У французов Страстная площадь называлась «площадью повешенных». В конце
сентября Наполеон произвел здесь смотр двум полкам, а потом направился вдоль
Тверского бульвара, чтобы осмотреть расположенные там бивуаком войска.
Известен факт, что у Святых ворот Страстного монастыря расстреляли 10 человек,
тела их висели трое суток.2)
Во время пребывания наполеоновского войска в Москве в Страстном монастыре
оставались игуменья Тавифа с несколькими сёстрами и священником Андреем
Герасимовым. Неприятели ворвались в обе церкви и всё в них ограбили. Нижнюю
церковь обратили в магазин, в кельях поселились гвардейцы. Игуменье позволили
жить на паперти, через несколько дней дали келью. Церковь заперли, никого в неё
не пускали. Через несколько дней прислали парчовые ризы и прочее нужное для
службы, дозволили служить. Службу совершал монастырский священник Андрей
Герасимов. Монастырское имущество было разграблено.3)
На другой картине В.В.Васнецова изображена кощунственная сцена заседания
военного совета маршала Даву в алтаре Успенского собора Кремля (Ил.2).
В Страстном монастыре наполеоновские солдаты разместились в Страстном
соборе, и подобное действо могло происходить и в его алтаре, разве что с участием
обыкновенных солдат, а не из высшего командования вражеской армии.
В 1812 году Страстной монастырь серьёзно пострадал, особенно нижняя
церковь, где ставили лошадей и бочки с вином.
Остававшиеся в монастыре игуменья, священник и некоторые монахини
спрятали икону и другую утварь в ризницу под крышей главного храма, а дверь из
алтаря заставили шкафом. Как сказано в историческом источнике, «Господь
ослепил врагов, не догадавшихся отодвинуть шкаф».3)
Держать лошадей в храмах монастырей было принято за правило наполеоновской
армией. И в Страстном монастыре захватчики держали лошадей, совсем как в
Успенском соборе Кремля, как изобразил на своей картине это кощунственное
деяние В.В.Верещагин (Ил.3).
Уходя из Москвы, Страстной монастырь собирались сжечь, но монахиня
Екатерина Шуменская (из дворян) облила водой рассыпанный по периметру порох,
сама еле спаслась. Пожар истребил всю Москву, но все здания в Страстном
монастыре уцелели.3)
11 октября 1812 года русские войска вступили в покинутую Наполеоном
Москву, а 12 октября по просьбе генерал - майора Ивана Дмитриевича
Иловайского иеромонах Иона из сгоревшей университетской церкви и священник
Иоанн отслужили Литургию и благодарственный молебен в Страстном монастыре.
Обедню «пели по клиросам люди всякого звания с великим восхищением», в
присутствии многочисленного народа. По окончании – первый колокольный звон
в ещё горящем городе, а воины и народ кричали «ура».
Это был первый благодарственный молебен об избавлении Москвы. После этого
церковные торжества продолжались в течение года.4)
После разрушения Страстного монастыря колокол сохранился в театре им. К.С.
Станиславского и В.И. Немировича – Данченко, и в 1990 году был передан
монастырю Оптина Пустынь.5)
И до сих пор звонит на колокольне Свято -
Введенской Оптиной пустыни
в нём по уходу наполеоновских войск из Москвы (фотография С. Ищука)
пред иконой Смоленской Божией Матери
2) Розанов Н. «История Московского епархиального управления», М., 1871, Ч.3,
Кн.2
3) И.Ф. Токмаков, «Историко - статистическое и археологическое описание
Московского Страстного девичьего монастыря», М., печ. А.И. Снегирёвой, 1897,
с.14-23.
4) Георгиевский Г.П., «Праздничные службы и церковные торжества в старой
Москве», Стр.186 - 188, М., 1896
См. также: Московский журнал №9, 1992, стр.20: Г. Георгиевский, «На родном
пепелище».
5) Паламарчук П. Сорок сороков. Т.1. М., АО Книга и бизнес, 1992
14 октября 2024 года,
в Пушкинском сквере
община Страстного монастыря традиционно отмечает
престольный праздник Страстного монастыря во имя
ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
В планах общины:
в Пушкинском сквере, у памятного камня Страстному монастырю состоится
акафиста иконы Покровской Божией Матери и традиционный Крестный ход
вокруг исторической территории монастыря.
с 1 июня 2006 года по субботам и в дни престольных праздников и памятных дат
в 14:00
во имя Покрова Пресвятой Богородицы
в храме на территории хутора монастыря в Коськово
В 1896 году на хуторе Страстного монастыря на средства М.Д. Орлова была
выстроена деревянная одноглавая церковь в псевдорусском стиле (арх. В.Ф.
Жигардлович) и также деревянные жилые и хозяйственные строения. Церковь в
честь Покрова Пресвятой Богородицы была освящена при игуменье Московского
Страстного монастыря Олимпиаде.2)3)
Московского Страстного монастыря